СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ. УСМИРЕНИЕ УМА (МАРТ’ 23)

УСМИРЕНИЕ УМА

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

(продолжение)

«Семеричный метод» логического анализа 

 

Если вы хороший практик, то вам легко усмирять свой ум простым самоосвобождением. Однако хороших практиков можно пересчитать по пальцам. Как правило, большинство практикующих относятся к категории начинающих. Поэтому логические методы усмирения ума также важны, и их полезно применять, когда это необходимо.  

Семеричный метод логического анализа заключается в следующих формулах и принципах: 

~ наблюдай (сакши), 

~ анализируй (вичара), применяй различающую мудрость (вивекавидья), 

~ обобщай (экавидья), т.е. собирай статистику, смотри издалека на все, что происходит,  

~ делай выводы (прамана), 

~ принимай решение (санкальпа), 

~ исполняй (дхарана), 

~ переходи на новый уровень (паринама).  

 Если у вас возникают какие-либо эгоистичные состояния ума и вы чувствуете, что ваше созерцание просто не в силах справиться с ними, то нужно применять этот метод.  

Например, у вас возникает гнев. Как минимум, вы его должны пронаблюдать, то есть вы должны не отождествляться с гневом, а стать в стороне и просто его наблюдать. Но даже если вы его наблюдаете, он все равно может продолжаться и успешно портить вам жизнь, создавать негативные отпечатки на будущее. Вы должны проанализировать гнев и подумать: «Несомненно, гнев появляется потому, что я в прошлом создавал разные негативные отпечатки. Возможно, я кого-то оскорблял или вел себя плохо по отношению к другим. Сейчас такая ситуация возникла, потому что моя карма проявилась. Почему же я должен так гневаться?»  

Проанализировав таким образом произошедшее, вы должны перейти к обобщению и подумать: «А если я буду позволять себе так гневаться, то к чему это приведет? Какой будет моя следующая жизнь? Очевидно, что я окажусь в аду, если не изменю работу своего сознания».  

Анализируя и обобщая, вы приходите к выводу, что гневаться совершенно не нужно, что это вредит вам самим. Прав или не прав другой человек, хорошая ситуация или плохая – это все неважно, потому что в любом случае вы вредите самому себе. Зная, что из-за гнева многие страдали и обрели скверные перерождения, вы приходите к такому выводу: «Гнев говорит о том, что у меня еще детское сознание и неусмиренный ум. Мне нежелательно гневаться. Это не только глупо, но и опасно для меня». 

Сделав вывод, вы принимаете решение пресечь гнев, то есть противопоставляете ему свою санкальпу. Вы выражаете намерение одолеть гнев и пытаетесь добиться пресечения такой работы сознания, выполняя что-то противоположное, например медитацию на четыре бесконечных состояния Брахмы. Вы не миритесь с гневом, а любыми доступными вам способами пытаетесь погасить его. До этого у вас не было правильного понимания, поэтому вы думали, что имеете право на праведный гнев, если вас оскорбили, но теперь вы осознаете всю бесполезность этого. Вы работаете с собой, вместо того чтобы гневаться на что-то извне. И когда вы побеждаете гнев, вы переходите на новый уровень. Ваше состояние изменяется, и гневливость просто исчезает.  

Например, возникает такое состояние, когда не хочется медитировать, практиковать, а хочется быть ленивым или спать. Сначала пронаблюдайте за этими состояниями, потом проанализируйте, к чему это приведет, что это вам даст. И если вы глубоко поразмышляете, то придете к выводу, что это очень неблагоприятно для вас, что ваши духовные успехи будут под большим вопросом, если состояния рассеянности, лени, компромисса и тупости станут тенденциями вашего сознания. Вы должны обобщить все это и подумать: «Если это состояние закрепится, то какими же тогда будут мои следующие жизни? Очевидно, что огромное количество людей, которые так жили, ничего не достигли. Они не смогли усмирить свой ум и освободить себя от страданий, поэтому и в следующей жизни страдания становились их реальностью». После этого необходимо сделать вывод о том, что такое состояние пагубно для вас, и принять решение выполнять соответствующую садхану, учиться контролировать и усмирять свой ум. А приняв решение, следует методично добиваться его реализации 

Неважно, какой метод вы используете для работы с негативными тенденциями вашего ума и омраченными состояниями сознания. Важно добиться систематического применения выбранного метода, потому что благодаря такой строгой дисциплине в садхане вы сможете усмирить свой ум. Если вы будете каждый день практиковать определенную садхану, следить за правильностью ее выполнения и отмечать результаты, стараясь при этом контролировать свой ум, то вы рано или поздно обязательно добьетесь успеха и перейдете на новый уровень.  

Эту формулу: наблюдай, анализируй, обобщай, делай выводы, принимай решение, добивайся их выполнения и переходи на новый уровень – можно применять ко всем ситуациям и аспектам, когда вам необходима логика. Если вы чувствуете, что одной осознанности еще недостаточно, то вам нужно просто логически разобраться с омраченными состояниями ума, эмоциями или ситуациями.  

Рассмотрим еще один пример. Если вы завидуете кому-либо, надо пронаблюдать эту зависть. Вы не должны думать, что зависть и вы – это одно и то же, иначе вы изначально проиграли. Вы всегда должны отделять себя от переживаемых состояний благодаря наблюдению за ними. Когда вы пронаблюдали эту эмоцию, вам надо ее тщательно проанализировать и найти причины ее возникновения: «Очевидно, эта зависть является следствием каких-то неблагоприятных отпечатков в моем уме. И если ее оставить просто так, то она создаст новые негативные отпечатки в потоке моего сознания, которые проявятся в следующей жизни». Нужно ли вам это? Ведь закон кармы подобен эху в горах: если вы кричите какое-нибудь бранное слово – в ответ будет такое же слово. Не может быть так, что вы кричите бранное слово, а в ответ: «Ом Намах Шивайя!» Такие горы только в чистых землях бывают, где нет ничего неправильного, нечистого. Но если ваш ум не усмирен, то даже чистая страна покажется вам скучной и непонятной. Грешная душа, даже попав в райскую обитель, не будет чувствовать себя радостно, потому что там не будет ничего будоражащего ее. Она не поймет возвышенной утонченности сознания ее жителей. Грубый ум в чистой стране ощущает примерно то же самое, что и простолюдин, который попал в среду гениальных ученых или музыкантов: ему там все чужое и скучное, ему там неуютно, потому что высшие слои его сознания еще не открыты, он слишком грубый и неотесанный для этого общества.  

Если вы проанализируете такую эмоцию (зависть) и поймете, что она вам не нужна, то далее вы должны посмотреть на ситуацию с точки зрения больших масштабов, с точки зрения многих жизней, чтобы выполнить этап обобщения. Возможно, вы даже придете к выводу, что ваше нынешнее перерождение произошло именно из-за зависти, с которой вы не смогли справиться в прошлых жизнях. Поэтому далее вы принимаете решение: «Я должен отказаться от подобной работы сознания, иначе это и в будущем приведется меня к омраченным состояниям». Затем вы добиваетесь выполнения своего решения, то есть тщательно наблюдаете за умом, выполняете соответствующие садханы и пресекаете малейшие проявления подобной тенденции. Со временем вы перейдете на новый уровень, и такое качество больше не будет беспокоить вас.  

Когда ум усмиряется, вы обретаете по-настоящему счастливое и безмятежное сознание. Внешние обстоятельства больше не способны причинять вам страдания, потому что вы понимаете, что ситуации и страдания – это всего лишь интерпретации ума. Это фактор внутреннего состояния, но из-за несознательности люди склонны отождествляться с ними и страдать из-за этого. Если у человека нет правильного, усмиренного ума, то рано или поздно страдания ему гарантированы – он никуда от них не убежит.  

Иногда из-за неусмиренного ума человек испытывает сильное чувство неудовлетворенности, причем это не какое-то локальное чувство, а всеобъемлющее, глобальное. Если человек не будет работать с умом и поверит в истинность этого чувства, то оно начнет овладевать им. Тогда ум будет проецировать вовне и искать, кого бы назначить виноватым в этой неудовлетворенности. Ум работает так: он перебирает варианты и выбирает наиболее подходящие, чтобы спроецировать их, потому что нуждается в таком внешнем проецировании. Другими словами, внутренний демон хочет получить какой-то реальный носитель, какое-то мурти. И если вы допустите это, то такая проекция действительно материализуется. А искусство анализа заключается именно в том, чтобы не давать негативной проекции материализовываться, пресекая ее на самом начальном этапе.  

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*