ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (СЕНТЯБРЬ ’16)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

взгляд из другого мира

Глава 15

Чистое видение

«Нечистый разум видит приведение там, где есть только столб…

Нечистый разум, нагруженный скрытыми тенденциями, является причиной заблуждений. Человек должен стараться выкорчевывать и выбрасывать подобное».

Йога Васиштха, гл. 3.7«История о Лаване»

 

Человеку в состоянии неведения, в той или иной степени присуще «нечистое видение», по причине прошлых тенденций. Оно разделяет на плохое и хорошее, и именно это разделение, делает «плохое» плохим. В абсолютном смысле даже видеть, что кто-то пребывает в неведении, имеет нечистое видение и т.д., это тоже форма неведения.

Поэтому когда джняни говорит о каком-либо видении как о «чистом» или «нечистом», такое разделение следует считать условным, которое используется для объяснения другим.

Чистое видение естественно присуще джняни, также как шум волн естественно присущ океану, свет присущ солнцу, а прохлада – ветерку.

Оно есть продолжение божественной гордости джняни. Джняни всегда видит мир чистым и священным. Во всей вселенной нет даже мельчайшей частицы, пылинки, атома, которые бы джняни видел не чистыми, не божественными.

Джняни видит так, потому что живет, играя в измерении чистого видения, в мандале Всевышнего, Абсолюта. Из этого измерения все явления видятся ему священными, чистыми и совершенными, полностью божественными в своей основе.

В видение мира глазами джняни нигде нет уродства, изъянов, грязи, несовершенства. Все изначально священно, чисто, спонтанно, естественно свято по своей природе и совершенно. Конечно, физические глаза джняни могут видеть окружающие его изъяны, грязь, несовершенство, но все это джняни видит целиком совершенным.

Как на острове, который сделан целиком из золота не найти даже крупинки грязи, так и в измерении джняни нет ничего нечистого, все всегда чисто. Уже на этой Земле в обыденном теле из плоти и крови джняни как бы живет на небесах небожителей.

Мир для джняни выглядит иначе, чем для обычных людей. Он для него – мандала, сакральное пространство богов. В этой мандале не совершается ничего обыденного, мирского, в ней происходят только мистерии, литургии, игры Абсолюта.

Каждое действие здесь – игра божеств, даршан, инициация-посвящение, ритуальное призывание и подношение. Каждый звук, слово, вздох, стук, скрип – это священные слоги, мантры, ритуальные песни, посвященные божественному, восхваляющие его славу и величие. В мандале нет обычных существ, людей или зверей – есть только божества различных семейств со своими уникальными признаками и играми.

В измерении чистого видения все волшебно даже камни, каждое действие имеет сакральный смысл, каждый взгляд, улыбка, слово – даршан – посвящение, каждая капля дождя, дуновение ветра, шелест листвы, луч солнца, прикосновение – благословение, передача учения, тайная инициация.

Видя учителя, джняни видит самого Вишну или Брихаспати, действующего через него. Видя отрешенного аскета, джняни видит самого Шиву в позе медитации. В теле рабочего – строителя храма он прозревает самого Вишвакармана, а видя царя или правителя местности, он прозревает самого Индру – царя богов.

Видя влюбленных юношу и девушку, держащихся за руки, он видит в них Радху и Кришну, Раму и Ситу.

Видя воина, он прозревает в нем самого Сканду, Картикею – бога войны. Видя куртизанку, соблазняющую телом, он прозревает в ней небесную апсару, танцовщицу из дворца Индры или саму Великую Мать – Ади Шакти, прекрасную Лолиту, хотя и предпочитает соблюдать дистанцию с подобными энергиями.

Видя мать, заботящуюся о своих детях, он видит сострадательную Тару, дающую таким образом даршан своим преданным.

Видя поле битвы, он прозревает в нем алтарь для подношений потрясающей силой Кали и игру гневных божеств – ее спутников, видя воинов на нем героически сражающихся, преодолевающих страдания и храбро жертвующих собой, он видит просветленных героев Махабхараты, играющих в их телах и каналах – Арджуну, Дрону, Бхиму, Карну.

Видя музыканта, играющего в переходе, он прозревает в нем гандхарва, созерцает ритуал подношения Сарасвати.

Видя старуху-нищенку, он прозревает в ней богиню Дхумавати, дающую учение об отсечении эго, привязанностей и надежд, хотя и понимает, что не каждый готов получить ее даршан подобный бездне.

Видя успешного бизнесмена, устраивающего прием, одаренного руководителя, популярного артиста, звезду, он прозревает в нем блистательную Лакшми.

Видя школьного учителя, он прозревает саму прекрасную Сарасвати, просвещающую людей через его тело. Видя богача, банковского служащего, он почитает в нем хранителя Куверу – владыку всех богатств. Видя охранника, стража, он видит в них локапалов – охранителей сторон света и местности.

Видя врача-целителя, он наблюдает как божества близнецы – целители Ашвины и риши Дханвантари действуют через его тело, посылая свои исцеляющие силы больному.

Видя галку или чайку, джняни прозревает в ней могущественного Гаруду, царя всех птиц. Видя змею, ужа, он прозревает в них царя нагов. Видя дерево, одиноко стоящее в поле, он видит в нем Калпаврикшу – мистическое древо богов, исполняющее желания.

Видя продавца, торгующего хлебом, он почитает в нем богиню Аннапурну – подательницу пищи.

Для него каждая корова – исполняющая желания мистическая Сурабхи и Камадхену, а каждый бык – священный Нанди, каждый слон – мудрый Ганеша, каждая обезьяна – преданный Хануман. Каждый человек, мужчина, женщина, старуха, ребенок – божество, играющее в свои непостижимые игры. Глядя на травинку, листок, он видит в нем тело божества – феи, покровительницы всех лесов и растений. Каждый камень для него – мистический Чинтамани, каждый океан полон нектара, каждая гора – благословенная золотая Меру.

Каждый дом, гора, хижина, лес – это дворец божества.

Чистое видение естественно для джняни, также как зрячему естественно видеть мир цветным. В таком видении нет ничего придуманного, сфабрикованного. Это видение мира как оно есть в самом деле.

Мир в своей основе божественен и с этим ничего не поделать. Неважно знаем мы об этом или нет, нравится нам это или нет. Это можно только принять как данность. Это так потому что это так. Этому нет объяснений, это нельзя обосновать, но это можно пережить. И это нужно пережить.

Человек сансары страдает только потому, что он этого не переживает, не думает и не знает об этом.

Джняни знает, видит, понимает, чувствует и принимает это всем сердцем. Он видит, как много людей вокруг страдает от собственного нечистого видения, только потому, что в глубине души они отказываются принять божественную, сакральную природу мира.

Даже заурядные, грязные, пугающие или отталкивающие других людей вещи джняни видит священными и чистыми, хотя и понимает, что сила энергии этих вещей подойдет далеко не каждому.

Эта сила определяется способностью к самйоге (поддержанию равновесия) между осознаванием и энергией, космическим порядком и вселенским хаосом.

 

песня «Даршан чистого видения»

Все – священно!

Нет дурных и хороших событий и действий –

есть лилы-игры божеств и Всевышнего Духа.

Мужчин нет и женщин, детей, стариков,

высоких и низких, богатых и бедных.

Есть божества из различных семейств,

что играют, искусно, в телах людей, проявляясь.

 

Нет мира людского, нет асуров и ада,

нет областей претов и сансарного рая

– есть мандалы, чистые святые обители,

где боги играют, проявляя Мистерию-

таинство Брахмана Единого Духа –

озорную, священную, чистую, блаженную лилу.

 

Нет войн, нет греха, нет уродства,

нет зависти, алчной корысти и блуда,

насилия нет и предательства, гордыни убогой,

тщеславия нет – все это игра,

энергия чистых божеств,

что обитают в теле, его украшая,

словно змеи-гирлянды на шее у Шивы.

 

Нет звуков мирских, уродливых, гневных,

фальшивых и резких,

а есть только песни священные

– бхаджаны, молитвы, благословения и мантры,

что в экстаз погружая, прославляют Всевышнего Духа,

из уст изливаясь потоком нектара.

 

Нет хижин, домов,

магазинов, вокзалов, ресторанов и тюрем

– а есть лишь сияющие светом дворцы,

где божества обитают,

играя в непостижимые, странные, даже жесткие игры,

предавшись служению Всевышнему Брахману –

Всевышнему Духу.

Но зная свой путь, пусть действует мудро,

тот смертный,

что в мире имеет свои личные цели.

 

Нет воров, убийц, прелюбодеев и проходимцев,

нет нищих, убогих, больных, ненормальных и глупых,

а есть божества,

что играют в непостижимые, гневные,

полные силы и ярости лилы,

так Дух прославляя и мир продвигая к собственной цели,

но зная свой путь лучше их пусть не касается смертный,

дабы не впасть в искушение-обман…

 

Стыда нет и боли, нет страха,

нет клеш-омрачений,

нет алчных надежд и фальшивых цепляний,

нет вожделения, гнева, болезни и смерти

– все Шакти Вселенской лила!

И все твои действия –

чистая мистерия таинств ума праны, речи и тела,

что Дух прославляют Единый

– и поют всему миру Великую песню Адвайты:

«Тат твам аси!»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*