6.20.1 Сказка об охотнике и олене
(продолжение)
Рама спросил:
О святой, память – это отпечатки (впечатления), оставленные в интеллекте. Если эти впечатления, и следовательно, память, отсутствуют, как может что-нибудь возникнуть, даже понятия?
Васиштха ответил:
Я разгоню твои сомнения, О Рама, и установлю недвойственность. Этот кажущийся мир подобен фигуре, которая не была вырезана из куска дерева. Только когда фигура на самом деле вырезана, она становится фигурой, но т.к. бесконечное сознание недвойственно, это не случается. Из инертного и несознательного дерева фигура не появляется, пока ее не вырезали. Но, т.к. сознание полно сознания, кажущийся мир сияет в самом себе. На самом деле, сознание никогда не прекращает своей осознанности, и мир не вырезан из него, – но тем не менее оно сияет как этот мир.
В начале творения, сознание, полное потенциальных понятий, проявляет их. Т.к. эти понятия тоже снабжены сознанием, они кажутся реальными, как во сне. В пространстве самого сердца, сознание «создает» разные понятия: «вот это – понятие о Брахмане, это – понятие о чистом сознании». «Это понятие об индивидуальном сознании». «Это – чувство эго, интеллекта, разума, времени и пространства». «Я такой-то и такой-то». «Это – деятельность». «Это – элементы». «Это – чувства». «Это – тонкое тело, а это – плотное физическое тело». «Я есть создатель Брахма, я есть Шива, я – Вишну, я – солнце». «Это внутри, а это снаружи». «Это – создание и это – мир»… Такие понятия возникают в самом сознании. Нет физических (материальных) субстанций, нет памяти и нет двойственности.
Этот кажущийся мир возникает в сознании без причины. Он воспринимается сознанием в самом себе. Это сознание считает себя миром и ощущает мир. Поэтому ни память, ни сновидения, ни время и т.д. не вовлечены во все это. То, что есть масса сознания внутри, кажется миром снаружи; однако, нет ни внутри ни снаружи, вообще ничего, кроме высшей реальности. Поэтому, как реален бесконечный Брахман, так же реальна и эта наблюдаемая объективная вселенная.
Васиштха продолжил:
Тот, для кого радость не радость и страдание не страдание, и есть освобожденный. Тот, чье сердце не взволновано, даже когда он занимается удовольствиями, и есть освобожденный. Тот является освобожденным, кто наслаждается в самом чистом сознании, также, как в объективном мире.
(продолжение следует)