БАДАРАЯНА (НОЯБРЬ’ 24)

Бадараяна (Ведавьяса, Вьясадева или Кришна-Двайпаяна) – древнеиндийский философ, один из основателей учения веданты, а также составитель трактата «Веданта-сутры».

(продолжение)

ТЕОЛОГИЯ БАДАРАЯНЫ
Абсолют — это высшая (пара, para) реальность, тождественная “самости” (атман, atma). Это субстанция, представляющая собой одновременно и чистое Бытие, и чистое Сознание; это субстанция, обладающая определёнными атрибутами, одни из которых негативны (например, бесконечность), а другие позитивны (например, свет); это субстанция, сущностью которой являются блаженство (ананда, ananda) и способность к эманации. Из неё благодаря мистической трансформации (паринама, parinama) появляется неодушевлённый материальный мир, состоящий из пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Из трёх последних образуются материальные тела, управляемые обитающими в них божествами, или индивидуальными душами (джива, jiva). Эти души — бесконечно малые и неделимые частицы Абсолюта, который, тем не менее таинственным образом не теряет своей бесконечной и цельной природы. Они причастны сознанию Абсолюта, но обладают и своим собственным сознанием. Души не только обладают сознанием и способностью к познанию; они являются также деятелями, облачёнными в физические зримые организмы, или тела, посредством которых и осуществляется их деятельность. Эта деятельность (карма, karma) собирается и накапливается в квазидуховном незримом организме, также служащем оболочкой для каждой индивидуальной души. Таким образом, душа пребывает в двух телах: зримом грубом теле (стхула-шарира, sthula-sarira), состоящем из плоти и крови, и в незримом тонком теле (сукшма-шарира, suksma-sarira), теле кармы. Первое из них тленно, зато благодаря второму осуществляется переход “самости” из одной жизни в другую; процесс этого перехода, или цепь перевоплощений (сансара), отделяет индивидуальную душу от высшего “Я” и препятствует ей быть причастной блаженству, составляющему сущность высшего “Я”. Только через знание, или гнозис, достижимое благодаря медитации (упасана, upasana), возможно прекращение процесса перевоплощения и достижение освобождения. Освобождение, цель всякого человека (пуруша-артха, purusartha), достигается после смерти. Достигнув освобождения, душа сохраняет свою особость, получая от Абсолюта способность, исполнять свои желания, но не создавать, поддерживать или разрушать мир.  

ФИЛОСОФСКАЯ РАЗРАБОТКА ВЕДАНТЫ  

Бадараяна достиг в систематике веданты совершенства, но это совершенство было ограниченным. Брахма-сутры дали веданте скелет; теперь на нём предстояло нарастить нервы, жилы и плоть, взяв их из других источников. У отца веданты было тонкое чувство симметрии доктринального организма, но он не мог философски соотнести друг с другом члены (то есть различные положения) этого организма. Иными словами, он сочетал в себе гений доктринальной архитектоники с философской наивностью. Например, на вопрос о том, каким образом неделимый духовный Абсолют может измениться и стать многообразным материальным миром, он отвечал: “Так же, как молоко превращается в простоквашу”. Действительно, из трёх средств познания (прамана, pramana) — восприятия (пратьякша, pratyaksa), умозаключения (анумана, anumana) и Откровения (шабда, sabda) —он наделял первостепенным значением последнее, которое каким-то странным образом отождествлял с восприятием. Логика служила ему лишь для опровержения учений, противоречащих Ведам. Однако наряду с ведантой существовали и другие системы мысли, широко использовавшие логику для выработки своих положений. Они делились на две группы: ортодоксальные (астика, astika), признававшие нормативность ведийского канона, и неортодоксальные (настика, nastika), отрицавшие эту нормативность. В ортодоксальные системы входила санкхья, то есть “перечисление” — дуалистическая космология, объяснявшая понятия закабаления и освобождения; связанная с ней система йоги (yoga), выработавшая медитационные техники достижения освобождения; ньяя (nyaya), то есть “логика”, система логики, ставившая своей целью достижение освобождения через ясное мышление; и связанная с ней система вайшешика (vaisesika), то есть “учение об особенностях”, теория физики, трактующая особенности материальной реальности. Среди неортодоксальных систем на первом месте стоял буддизм. Мыслители-буддисты разработали редкостную по сложности и утончённости систему логики и создали критическую философию, основу которой составляла диалектика, служившая для разрушения метафизики её собственными предпосылками. Последователи Бадараяны воспользовались этими формами философского мышления для создания систем веданты, представляющих собой вершину развития индийской мысли. В структуру, выработанную Бадараяной, они включили космологию санкхьи, логику ньяи, медитационную технику йоги, физику вайшешики и буддийскую критическую эпистемологию. Овладение буддийской логикой позволило им выработать контрдиалектику, предназначенную для разрушения критической философии посредством её собственных предпосылок и отстаивания метафизической и догматической мысли.

ШКОЛЫ ВЕДАНТЫ

Все эти элементы были объединены, вызвав к жизни блистательные теологические системы, которые можно разделить на три группы: не принадлежащие ни к одной секте, вишнуитские и шиваитские.

ШКОЛЫ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ НИ К ОДНОЙ СЕКТЕ ИЛИ НЕ ИМЕЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СЕКТАНТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Недвойственность (адвайта, advaita), или абсолютная недвойственностьт (кевала-адвайта, kevaladvaita), Гаудапады (Gaudapada, ок. 640—690). Истолкована в духе веданты Шанкарой (ок. 700—750). Ограниченное различие-в-тождестве (аупадхика-бхеда-абхеда, aupadhika-bheda-abheda) Бхаскары (Bhaskara, ок. XI в.). Недвойственность неразличного (авибхага-адвайта, avibhaga-advaita) Виджнянабхикшу (Vijnanabhiksu, XIV в.).

ВИШНУИТСКИЕ ИЛИ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ВИШНУИТСКИЕ ШКОЛЫ

Недвойственность сознания (чид-адвайта, cidadvaita) Ядавапракаши (Yadavaprakasa, время жизни не известно). Очищенная недвойственность (вишуддха-адвайта, visuddhadvaita) Вишнусвамина (Visnusvami, время жизни не известно). Ограниченная недвойственность, или недвойственность различённого (вишишта-адвайта, visistsdvaita), Рамануджи (Ramanuja, 1056—1137). Двойственность (двайта, dvaita) Мадхвы (Madhva, 1238—1317). Природное различие-в-тождестве (свабхавика-бхеда-абхеда, svabhavika-bheda-abheda) Нимбарки (Nimbarka, XIII—XIV вв.). Чистая недвойственность (шуддха-адвайта, suddhadvaita) Валлабхи (Vallabha, 1481—1533). Непостижимое различие-в-тождестве (ачинтья-бхеда-абхеда, acintya-bheda-abheda) Чайтаньи (Caitanya, 1486—1533). Учение о различии (бхеда-вада, bheda-vada) Шуки (Suka, время жизни не известно). Вишнуитское по духу?

ШИВАИТСКИЕ ШКОЛЫ

Недвойственность Шивы (шива-адвайта, sivadvaita) Шрикантхи (Srikantha, XIII в.). Энергетическая недвойственность различённого шакти-вишишта-адвайта, sakti-visista-advaita) Шрипати (Sripati). Все эти школы развивают единую концепцию, лежащую в основе системы Бадараяны: отношение между феноменальным миром и Абсолютом. Это отношение, как сказано в Бхагавадгите, “часто воспевалось в различных гимнах мудрецов, а также в основательных и исчерпывающих главах Брахма-сутр“. Такими словами величайший священный текст индуизма воздаёт дань величайшему труду по индуистской теологии, указывая на главное достижение последнего: включение вдохновенного мистицизма ведийского Откровения в обобщающую и исчерпывающую интеллектуальную систему.

 Источник: https://www.bharatiya.ru/india/ucitela/badarayana.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*