Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
Глава 30
Действия джняни
«Он действует без привязанности, вовлекая только органы действия, на него не влияет ничто: ни удовольствия, ни страдания. Его действия происходят сами по себе, без влияния воли. Он не видит, хотя его глаза видят, не слышит, хотя его уши слышат; не дотрагивается, хотя его тело приходит в контакт с объектами».
Йога Васиштха гл. 5.9 «История о Витахавье»
У джняни нет никаких действий, даже если кажется, что он действует, ибо действие предполагает действующую личность, имеющую цели и стремящуюся к результатам. Но внутри джняни нет ни того ни другого.
Он не действует вообще, хотя другим это видится иначе. Джняни играет. Его игры непостижимы, не ограничены ничем и непонятны никому, кроме таких же других джняни как он сам.
Но те, кто не являются джняни, видя джняни со стороны, склонны думать, что он действует, оценивать его и описывать его действия.
Это заблуждение, потому что джняни неоднозначен и его действия многомерны. Сам джняни, хотя находится в естественном присутствии вне разнообразия, имеет не один ум, а множество, поэтому и все его действия тоже имеют множество уровней.
Любое действие, которое он совершает, может иметь один-два-три и более смыслов, ибо джняни действует, исходя из восприятия многих миров.
Часто говорят о четырех смыслах и мотивах джняни –
~ прямом или внешнем,
~ скрытом или внутреннем,
~ тайном
~ и трансцендентном.
Внешний смысл действия джняни очевиден и подобен обычному действию,
скрытый – является спонтанным откликом на ситуации, влияя на движение тонких сил во вселенной,
тайный – проявляет недвойственную игривую природу любых явлений, давая даршан,
а трансцендентный смысл находится вне понятий. Это полная отрешенность и недеяние Абсолюта.
Самое обычное действие джняни необычно. За незначительным словом, шагом, джняни кроется невероятная тайна.
Песня «Не все так однозначно»
(О том, как соединять воззрение и поведение)
В поведении принять с уважением
кого-либо, как духовный авторитет,
не означает лишиться свободы от авторитетов в воззрении,
которое подобно небу, и неограничено ничем,
и, тем более, самостоятельности
и ответственности в действиях.
Искренне кланяться учителю в поведении, практиковать Гуру-йогу,
не означает в воззрении потерять
осознавание чистой сущности «Я есмь»,
свободной от любых понятий,
в том числе таких,
как «учитель» и «ученик».
Читать, декламировать священные Веды,
сутры, упанишады, тантры и Пураны
не означает в созерцании отвлекаться
и забывать о пребывании в осознанности,
которая за пределами любых текстов, писаний,
мысленных понятий и логических построений.
Совершать в поведении множество различных действий,
служа Дхарме, работая, гуляя или обучаясь
не означает в воззрении покинуть
естественное пространство
созерцательного недеяния,
подобное космосу, свободное от ложных целей, забот,
планов, действий и даже чувства делателя.
В поведении усмирять и контролировать желания – клеши,
отказываясь от чувственных удовольствий и,
следуя обетам, самайям, клятвам и принципам,
отнюдь не означает, что в воззрении
следует порождать негативизм в отношении
энергий ума и тела,
забыв, что даже желания и клеши
есть неузнанная и спонтанная игра
энергий пяти мудростей.
Вступать в поведении в отношения иерархии,
видеть старших на Пути, младших и равных себе,
не означает в воззрении потерять равностное видение
«единого вкуса» за пределами низкого и высокого,
где все одинаковы, являясь иллюзорной игрой
Пространства Сахаджьи.
Принимая в поведении принципы, правила поведения,
давая обеты и клятвы,
не означает поместить в воззрении ум
в клетку из умозрительных конструкций,
потеряв свободу и спонтанность
естественного ума,
свободного от всех ограничений.
Поступая так, о ученик, немыслимо,
чтобы ты не обрел истинное Пробуждение
и не стал подобным танцующему божеству,
играющему среди иллюзий.