ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (ЯНВАРЬ ’18)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

Глава 30

Действия джняни

«Он действует без привязанности, вовлекая только органы действия, на него не влияет ничто: ни удовольствия, ни страдания. Его действия происходят сами по себе, без влияния воли. Он не видит, хотя его глаза видят, не слышит, хотя его уши слышат; не дотрагивается, хотя его тело приходит в контакт с объектами».

Йога Васиштха гл. 5.9 «История о Витахавье»

 

У джняни нет никаких действий, даже если кажется, что он действует, ибо действие предполагает действующую личность, имеющую цели и стремящуюся к результатам. Но внутри джняни нет ни того ни другого.

Он не действует вообще, хотя другим это видится иначе. Джняни играет. Его игры непостижимы, не ограничены ничем и непонятны никому, кроме таких же других джняни как он сам.

Но те, кто не являются джняни, видя джняни со стороны, склонны думать, что он действует, оценивать его и описывать его действия.

Это заблуждение, потому что джняни неоднозначен и его действия многомерны. Сам джняни, хотя находится в естественном присутствии вне разнообразия, имеет не один ум, а множество, поэтому и все его действия тоже имеют множество уровней.

Любое действие, которое он совершает, может иметь один-два-три и более смыслов, ибо джняни действует, исходя из восприятия многих миров.

 

Часто говорят о четырех смыслах и мотивах джняни –

~ прямом или внешнем,

~ скрытом или внутреннем,

~ тайном

~ и трансцендентном.

Внешний смысл действия джняни очевиден и подобен обычному действию,

скрытый – является спонтанным откликом на ситуации, влияя на движение тонких сил во вселенной,

тайный – проявляет недвойственную игривую природу любых явлений, давая даршан,

а трансцендентный смысл находится вне понятий. Это полная отрешенность и недеяние Абсолюта.

Самое обычное действие джняни необычно. За незначительным словом, шагом, джняни кроется невероятная тайна.

 

Песня «Не все так однозначно»

(О том, как соединять воззрение и поведение)

В поведении принять с уважением

кого-либо, как духовный авторитет,

не означает лишиться свободы от авторитетов в воззрении,

которое подобно небу, и неограничено ничем,

и, тем более, самостоятельности

и ответственности в действиях.

 

Искренне кланяться учителю в поведении, практиковать Гуру-йогу,

не означает в воззрении потерять

осознавание чистой сущности «Я есмь»,

свободной от любых понятий,

в том числе таких,

как «учитель» и «ученик».

 

Читать, декламировать священные Веды,

сутры, упанишады, тантры и Пураны

не означает в созерцании отвлекаться

и забывать о пребывании в осознанности,

которая за пределами любых текстов, писаний,

мысленных понятий и логических построений.

 

Совершать в поведении множество различных действий,

служа Дхарме, работая, гуляя или обучаясь

не означает в воззрении покинуть

естественное пространство

созерцательного недеяния,

подобное космосу, свободное от ложных целей, забот,

планов, действий и даже чувства делателя.

 

В поведении усмирять и контролировать желания – клеши,

отказываясь от чувственных удовольствий и,

следуя обетам, самайям, клятвам и принципам,

отнюдь не означает, что в воззрении

следует порождать негативизм в отношении

энергий ума и тела,

забыв, что даже желания и клеши

есть неузнанная и спонтанная игра

энергий пяти мудростей.

 

Вступать в поведении в отношения иерархии,

видеть старших на Пути, младших и равных себе,

не означает в воззрении потерять равностное видение

«единого вкуса» за пределами низкого и высокого,

где все одинаковы, являясь иллюзорной игрой

Пространства Сахаджьи.

 

Принимая в поведении принципы, правила поведения,

давая обеты и клятвы,

не означает поместить в воззрении ум

в клетку из умозрительных конструкций,

потеряв свободу и спонтанность

естественного ума,

свободного от всех ограничений.

 

Поступая так, о ученик, немыслимо,

чтобы ты не обрел истинное Пробуждение

и не стал подобным танцующему божеству,

играющему среди иллюзий.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*