Свами Вишнудевананда Гири
Драгоценны
сосуд
Дхармы
Сатсанг с Гуру
Прямое введение: касание божественной любви
Вопрос: Что такое шравана (прямое введение) в нашей традиции? Это пробуждение веры (шраддха) или что-то иное? Как приходит доверие и любовь к Богу, как любовь к Богу становится Прибежищем? Что вообще есть любовь к Богу?
Ответ: Я расскажу на примере. Есть три главных принципа адвайта-веданты: шравана (прямое введение), манана (отсечение сомнений), нидидхьясана (непрерывное созерцание Абсолюта). Они описаны в упанишадах, описаны Шанкарой, Видьяраньей, о них говорил Шри Рамана Махариши.
Любовь к Богу – это тайное искусство святых, известное всем богам, риши, сиддхам, видьядхарам, сиддха-пурушам, дживанмуктам. Оно начинается с шраваны.
В традиции веданты каждый вам скажет, что шравана – это слушание писаний (шрути) от сведущего гуру. Но в традиции сиддхов шравана – это передача божественной любви, аромата Бога, это касание Духа, вспышки Духа, прикосновения любви Бога. Если вы когда-нибудь любили, вам будет легко понять это. Сначала вы не обращаете внимания на человека, но вдруг вы понимаете, что счастливы просто стоять рядом с ним, просто видеть его – это влюбленность. Возможно, он долго был для вас ничего не значащим, но вдруг вы обратили внимание на него, и что-то вспыхнуло в вашей душе. Вы почему-то выделили его, почему-то он стал для вас особенным, уникальным, очень важным. И вы начинаете думать о нем, вновь и вновь возвращаетесь к мыслям о нем. Вы начинаете его идеализировать. И если даже он не идеален, то для вас он лучший, идеал. Он становится для вас средоточием всего прекрасного. Вам радостно думать о нем, видеть и слышать его. Ваше состояние меняется от одной мысли о любимом человеке. Вам радостно просто потому, что есть человек, которого вы любите. И вам ничего не надо от него, вам достаточно того, что он просто есть на свете. Вы понимаете, что важнее него для вас никого и ничего нет.
Влюбленный выглядит для других немного странным. Он всегда счастлив, он ни о чем не думает, кроме как о своей любви, ему все равно, что подумают о нем люди, ему не нужны вещи, деньги, он поглощен лишь своей любовью и весь лучится светом этой любви. Любовь к своему возлюбленному греет его, питает, защищает и дарит счастье, словно внутри него открылся какой-то источник энергии. Ради любви он отбрасывает свой ум, свой эгоизм. Он готов даже унижаться перед другими ради своей возлюбленной, посвящать ей стихи, дарить подарки. Он готов даже на любые безумные вещи для нее. Например, рыцари в средние века посвящали битвы своим дамам сердца. Такова великая сила даже обычной, человеческой любви. Но человеческая любовь – это лишь отблеск, отражение (чидабхаса) истинной любви к Богу.
Любовь к Богу
Что тогда говорить о любви к Богу? Эта любовь мощнее в миллиарды раз. Но и достичь ее труднее. Цель шраваны – дать вам «вкус» любви к Богу. Гуру дает преданному ученику прямое введение в естественное бытие в Боге, прямую передачу в естественное совершенство Бога (апарокша-анубхути), в прямое божественное присутствие (сахаджа), передает «вкус», указывающий на Брахмана, на вашу истинную природу.
И тогда мир открывается для вас по-новому, начинает играть, он меняется в сторону непостижимой глубины, тайны, чистоты, любви, неведомого ранее простора. Гуру дает вам это:
– устно, просто сидя на сатсанге;
– через наставления в веданте, например комментируя Шанкарачарью, Гаудападу или Видьяранью;
– более официально передавая вам конкретное учение или метод;
– с помощью символов, показывая вам хрустальную вазу или зеркало;
– вне ума, просто пребывая в молчании;
– задавая вам парадоксальные вопросы, отбрасывающие логику.
В классической адвайта-веданте это именуют шравана – ознакомление с недвойственным видением, «вкус» Абсолюта. И вы вдруг внезапно прозреваете, вы выделяете Бога, Атман из всех чувственных впечатлений, из всех мыслей, из всех переживаний.
Внезапно Бог становится для вас близок, внезапно вы понимаете, что теперь Он для вас самый важный, что важнее него в вашей жизни ничего и никого нет. Внезапно мир без Него теряет свою привлекательность, потому что в вас пробудилось понимание, что все счастье, все блаженство, которое вы всю жизнь искали, заключено в Нем. И вы понимаете, что Он был и есть всегда, что Он – источник всякой красоты, всякого желания, всякой силы, всякой причины, что Он – источник вашей жизни. Вы понимаете, что все разговоры, философии, теории и методы ничего не стоят, если не дают Его, а Он – это блаженство (ананда), любовь (према), мудрость (джняна), Он – это все. Только Он один и есть истина, а все остальное – это или мишура неведения, или игры Его энергий.
И теперь одна только мысль о Нем вас веселит, радует, вдохновляет, восхищает, питает как ничто другое. Вам достаточно того, что Бог есть на свете, чтобы всегда и везде быть счастливым. Вы наполняетесь невиданным счастьем, которое просто охватывает вас и пропитывает каждую вашу клеточку. Вы понимаете, что влюблены в Бога. Но другим, не влюбленным, вас просто не понять. Вас поймет только тот, кто сам влюблен в Бога так же, как и вы, потому что это иное бытие. Это бытие под иным углом зрения, бытие в ином мире, бытие в пробужденной вере и любви.
И вы ужасаетесь от мыслей: «Как я раньше мог не любить Бога? Не радоваться Ему? Не служить Ему? Не славить Его? Не почитать Его? Не восхвалять Его? Не думать о Нем? Не делать все подношением Ему? Как я мог раньше не понимать этого? Как я мог жить так мелко, что не замечал того, кто самый высший и самый главный, кто есть вообще источник всего? Ведь Он так близко!»
И вся ваша жизнь меняется, она становится потоком божественной любви и благодати. Она становится песней и танцем влюбленного в Бога. Вы не боитесь ничего и никого, кроме одного: потерять Бога, забыть Его. Вы понимаете, что по сравнению с Богом и этой любовью, все богатства мира, вся власть мира, все проблемы мира – сущие безделицы, пустяки. Вам смешно слушать про желания, привязанности и отречение от них, потому что вы понимаете: тот, кто полюбил Бога, уже больше никого и ничего полюбить не сможет, если, конечно, его любовь к Богу истинна. Отречение от мирского, от желаний и эго приходит не как отказ, не как аскеза, а как естественное забывание. Кого волнует мутная вода из лужи, если есть восхитительная вода из родника? И все это происходит в процессе прямой передачи.
Такова шравана в традиции сиддхов адвайты, тантры, святых мудрецов, безгранично влюбленных в Бога.