ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ’ 25)

Свами Вишнудевананда Гири

Драгоценны

сосуд

Дхармы

Сатсанг с Гуру

Отсечение сомнений: утверждение в божественной любви

Вопрос: Свами, что такое «размышление», то есть «манана» в нашей традиции?

Ответ: Это углубление вашей любви к Богу через рассеивание сомнений, анализ и прояснение. Прямая передача божественного и отсечение сомнений – это шравана и манана.

Сначала обратимся к упанишадам.

Вот что говорит «Брихадараньяка упанишада»:

«О, дорогая Майтри, Атму нужно познать (драштавьях), размышлять о ней (мантавьях) и созерцать ее (нидидхьяситавьях)».

Видьяранья в «Веданта панчадаши» говорит:

«Устойчивость ума, фиксированного на Брахмане, порождающем сомнения, рассеиваемые при помощи этих двух – шраваны и мананы, называется нидидхьясана».

Итак, цель шраваны и мананы – это нидидхьясана, то есть устойчивость ума в Боге. Манана – это анализ, размышление с целью рассеяния сомнений. Манане предшествует ведантическая шравана – слушание, рассуждение и исследование, чтобы найти истину. Считается, что человек сначала должен обрести чистоту ума, чтобы шравана принесла пользу, то есть устранить дефекты ума и загрязнения: препятствия (мала), колебания и неустойчивость (викшепа), невежество, вуаль майи (аварана). То есть он должен заниматься базовыми практиками и соблюдать принципы йоги.

Шравана же в традиции сиддхов – это нечто еще более глубокое. Это неуловимое касание волны недвойственного «аромата любви» к Богу, единства с Богом, идущее от сознания духовного учителя (гуру) к уму ученика. Эти два процесса могут идти для йогина-мумукшу иногда сразу, параллельно, а иногда один опережает другой. Если гуру дает ученику учение в классической бхаве ведантиста, то сначала будет ведантическая шравана, а потом она перерастет во «вкус» Бога. Если гуру – джняни, сиддх, тантрист сахаджаяны, то первой будет шравана как прямое переживание божественной любви, или недеяния, или состояния вне ума (аманаска), переживание «вкуса» Абсолюта, духа недвойственности.

Прояснение Бога (манана)

Затем наступает черед мананы. Согласно Видьяранье, классическая манана – это размышление, проверка своего понимания священных писаний с помощью логических рассуждений и анализа (юкти) в соответствии со священными писаниями (шрути). Она предназначена для устранения сомнения. Сомнения в отношении чего? Конечно, только в отношении своего понимания Абсолюта, Бога, Брахмана, а также в отношении своей подлинной природы, Атмана. Такой процесс прояснения и отсечения сомнений о природе Бога, когда используется рассуждение (юкти), – это и есть манана.

При помощи рассуждения возникает возможность ясного и глубокого понимания (анусандхана) сути священных писаний. Если возникают сомнения в отношении природы Бога, Абсолюта, их надо рассеять собственными рассуждениями с опорой на писания (шрути) либо в процессе беседы с учителем или другими учениками.

Манана в традиции сиддхов сахаджаяны толкуется и исполняется немного иначе. Здесь манана – это отсечение сомнений в отношении созерцания и медитации самого ученика, отсечение сомнений, касающихся понимания учеником естественного состояния (сахаджа), то есть природы его собственного ума. Это отсечение сомнений относительно того, в каком измерении ученику держать ум, чтобы никогда больше не отвлекаться и не выпадать. Это правильная настройка созерцания Бога, чтобы «аромат» Абсолюта, «вкус» Его божественной любви, полученный при прямом введении, не потерялся, а наоборот, углубился и закрепился.

Это похоже на обучение в стиле дзенских мастеров. Ученик, имея сомнения, вопрошает гуру о Брахмане и о том, как поддерживать созерцание Брахмана. Гуру помогает ученику, задавая вопросы, тестируя его понимание и указывая ему на невыразимое измерение Абсолюта (Брахмана) вне ума, вне концепций, мыслей и двойственных оценок, пока ученик полностью это не поймет. Гуру делает это трояко: на словах, символически, используя символы и сумеречный язык дакинь (сандхья-бхашья), или пребывая в безмолвии, вне слов и ума. Он указывает на турью – трансцендентное измерение вне бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. Это измерение высшего совершенства, чистоты и осознанности вне субъекта и объекта, это Сатья-лока – мир абсолютной Истины, мир божественной любви вне понятий «любовь» и «ненависть», вне разделения на того, кто любит, и того, кого любят.

От влюбленности в Бога к глубокой любви

Ученик, почувствовав «аромат» божественного, понял, что значит любить Бога, но ему еще не хватает уверенности, чтобы быть в этом постоянно. Это как если бы вы были только недавно влюблены в Бога, а теперь ваша влюбленность перерастает в глубокое и стабильное чувство на долгие годы. Если проводить аналогию с человеческими чувствами, то это как если ваш «романтический период» влюбленности в другого человека полностью проясняется для вас во всех аспектах жизни и переходит в новую фазу – глубокую любовь, в которой нет места колебаниям и сомнениям. Теперь вы осознаете эту влюбленность как главный фактор вашей жизни и делаете его постоянным. Вы осознаете факт вашей влюбленности в Бога и утверждаетесь в подлинной любви к Богу, отсекая все сомнения, которые могли бы мешать ей, или проясняя то, что было ранее неясным.

Можно сказать, что манана – это фаза перехода от влюбленности в Бога к глубокой любви к Богу, перехода от касания «аромата» божественной любви (передачи) к глубокому пребыванию в ней без сомнений и колебаний. Эти процессы – ведантическая манана с помощью рассуждения и манана как прояснение созерцательной практики – обычно идут параллельно. Они не противоречат, а дополняют друг друга.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*