ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Родился в 1985 году.
С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.
С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.
Опыт работы с детьми 14 лет.
Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.
Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(продолжение, начало в ноябрьском номере)
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС
ANUPAYA
«…Когда внимаешь однажды, произнесённому слову Учителя,
передающему истинное состояние,
тогда само и навечно
возникает единство
без последующего за ним метода».
Тантрасара
В ситуации, когда привычные способы воздействия на ребенка исключены и теперь мы не используем «наказание (лишение)-запрещение-принуждение-поощрение (манипуляция)», а передача Единого вкуса кажется еще запредельным и «неповседневным» методом, родителям и учителям следует использовать дополнительный очень эффективный и взаимообогащающий способ построения отношений с ребенком.
Назовем его образно «положительный баланс».
«Положительный баланс» – это способ, который работает 100% эффективно и исключает негативные побочные эффекты всех методов группы «Кнут или пряник». Кроме этого, метод «Положительный баланс» хорошо применим в построении несемейных отношений – «учитель-ученик», «тренер-воспитанники» и в построении семейных отношений «муж-жена», «жена-муж».
Метод положительного баланса – это не прямое воздействие, то есть это «метод без метода», когда мы не делаем что-то, чтобы решить ситуацию, а так создаем саму ситуацию, в которой уже ничего не придется решать.
Допустим, что Ваше отношение к ребенку мы характеризуем как «нулевой баланс». То есть ежедневно вы не прилагаете никаких усилий к улучшению таких отношений – не дарите ребенку подарки, не играете вместе, не уделяете внимания, не гуляете и не делаете ничего, что вас могло бы сближать, кроме стандартно необходимого «жизнеобеспечения» (одежда-еда).
В такой ситуации, а она очень распространенная, чтобы добиться от ребенка выполнения каких-то заданий, особенно, если его возраст соответствует периодам Слуга или Друг, Вам придется прибегать к очень авторитарным способам воздействия. В ситуации «нулевого баланса» – методы «наказания-принуждения-запрещения-поощрения» являются практически неизбежными, принесут свои результаты, но вместе с результатами Ваш «нулевой баланс» отношений постепенно перейдет в «отрицательный баланс». То есть, если Вы не уделяете внимания ребенку и постоянно требуете – не ждите отклика и понимания с его стороны. То, что Вы его родитель, вовсе не «автоматизирует» процесс выполнения им ваших задач в реальности его восприятия.
Мудрый и щедрый воспитатель действует иначе. Уделяя внимание ребенку, привлекая его к совместным интересным мероприятиям и вовлекаясь в предложения ребенка, естественно оказывая знаки внимания в сторону ребенка, совершая подарки и ценные приобретения, совместно радуясь его успехам – мудрый воспитатель постоянно переводит баланс отношений с ребенком из «нулевой» точки в «положительный баланс». В такой ситуации можно рассчитывать на отклик и на возможность договариваться о выполнении различных задач.
В случае же негативной реакции со стороны ребенка, или эффекта «задирания носа», родитель немного «перекрывает кран» внимания, сопровождая это простыми и естественными фразами. Например: «ты сегодня расстроил мать, и у меня совсем нет настроения ехать с тобой в парк»; «твой праздничный заказ отменяется, потому что твое поведение перестало быть достойным таких подарков»; «я сдал наши балеты в кинотеатр, я решил не давать тебе повода для отвлечения от учебы, пока твой учитель не подтвердит улучшение ситуации».
Принятое решение должно иметь явную силу и быть выдержанным в течении обещанного времени. Любые «торги» и уступки по смягчению «приговора» полностью дискредитируют метод «положительного баланса». Важно показать ребенку, что «изменение планов» воспринимается вами самими также болезненно, а не равнодушно. Любое разочарование в его действиях – должно быть искренним и однозначным. Допустимы уменьшение или прекращение «финансирования», увеличение дистанции (переезд в другую комнату или другое помещение – зависимости от возраста и ваших возможностей), отмена совместных мероприятий, уменьшение эмоциональной поддержки и т.д.
В преподавательской практике это работает также эффективно: неопытный тренер предпочитает сильно ругать учеников и добиваться хороших результатов жесткой дисциплиной; опытный тренер предпочитает много хвалить учеников и добиваться хороших результатов, просто переставая замечать «нужного» ученика, игнорируя его и не оказывая привычных знаков внимания.
Таким образом, метод положительного баланса настраивает всю семью и коллектив на стиль самоотдачи. Ребенок чувствует свою причастность к формированию положительного эмоционального фона в семье и коллективе, и естественным образом ведет себя более осознанно и внимательно. Он понимает, что праздник возможен, только когда все участники семьи или группы создают его общими усилиями.
В случае «положительного баланса» щедрый родитель или наставник действительно тратит свое время и силы на ребенка, но при этом он избавлен от постоянных разбирательств в стиле «кто здесь главный».
В случае «отрицательного» и «нулевого баланса» скупой родитель и преподаватель обречен на ухудшение отношений и применение неэффективных методов как единственно возможных для сдерживания конфликтной ситуации.
«Положительный баланс» основан на максимальной интеграции индивидуальной реальности взрослого в индивидуальную реальность ребенка. В первую очередь это проявляется в том, что
\ осознанный родитель развивает идеи и реализует потребности ребенка, а не подпитывает свои собственные иллюзии. В положительном балансе родитель делает то, что от него требуется для развития ребенка, а не то, что хочется делать самому родителю.