Атма-вичара
Свами Вишнудевананда Гири
Книга создана по материалам лекций Мастера
«Источник сознания»
Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара
Ступени атма-вичары
По другой классификации существуют три ступени атма-вичары. Первые две относятся к непрерывному умосозерцанию (нидидхьясане). Последняя – к естественному состоянию (сахаджье).
Итак, первая ступень – это жесткая концентрация на уровне ума с погружением вовнутрь и отрицанием мира. При этом сильно теряется действие в осознавании. Это то, что хорошо для ритритов, но не для обычной жизни. В этом состоянии нет присутствия естественного состояния, потому что сахаджья – это присутствие расширенного сознания, а здесь есть такое жесткое удержание концентрации на ахам-вритти. Оно суженное, но очень интенсивное. Естественного состояния нет, а сама концентрация зависит от внешних объектов. Если мирские объекты возникнут, то такая концентрация будет разрушена. В сущности, это ступень начинающего практикующего.
Вторая ступень. На этом уровне уже возникает непрерывное умосозерцание(нидидхьясана). В ритрите вы держите концентрацию на ахам-вритти постоянно, но если ритрит закончится, она тоже закончится. Пока вы в ритрите, вы держите концентрацию и достигаете нидидхьясаны таким способом.
Здесь уже нет отрицания внешних объектов, происходит самовозбуждение осознавания ахам-вритти через восприятие внешних объектов и через отталкивание от них. Мир рассматривается здесь как сон, как сновидение, но вы не отрицаете мир, а используете его для того, чтобы возбуждать внутреннее осознавание ахам-вритти. Вы занимаетесь только атма-вичарой, но вы используете внешние объекты, чтобы возбудить внутреннее состояние осознавания.
Это более высокая ступень атма-вичары. При этом дхьяна не понижается. Т.е. вы держите такую же дхьяну, как на первой ступени, но уже не отрицаете мир, а можете использовать энергию внешних объектов, чтобы повышать уровень атма-вичары, не утрачивая должной дхьяны.
Это очень тонкий момент и вначале может быть так, что вы думаете, что используете внешние объекты, а потом окажется, что внешние объекты используют вас. Это распространенное явление среди практикующих.
Один практикующий мне жаловался: «Да, я хожу в городе как непостижимое существо. Я все время в атма-вичаре, но у меня есть привязанность к книгам. Я подхожу к книгам и думаю: «Сейчас я сумею пробудить энергию для атма-вичары своим интересом к книгам». Через пять минут я чувствую, что у меня огромный интерес к книгам, и нет никакой атма-вичары. Тогда я побыстрее убегаю оттуда, пытаясь восстановить состояние атма-вичары».
Это тонкий момент, когда мы можем ошибаться. Мы можем думать, что используем для пробуждения осознанности внешние объекты, а затем видим, что только возбуждаем ум, и нет никакой атма-вичары. Но если правильно воспринимать внешние объекты и правильно с ними интегрироваться, не позволяя уму далеко уходить и не формируя различение, они заставляют вибрировать энергию в чакрах, и мы можем поддерживать нужный уровень осознавания (атма-вичары).
Действие в осознавании здесь теряется незначительно, т.е. до некоторой степени вы можете действовать в этом мире. Оно теряется, но не совсем, не как в первом случае. Это более высокий уровень. Здесь не нужно вводить формулу: «Все проявления – суть иллюзия и сон» – вы и так видите весь мир как сон, потому что ваше сознание даже при восприятии внешних объектов зафиксировано на атма-вичаре.
Однажды со мной произошел следующий случай. В это время я, как обычно, непрерывно практиковал атма-вичару. Прошел уже где-то год после того, как я достиг нидидхьясаны, и я удерживал ее непрерывно. Это было потрясающее сознание, которое восхищалось собственной способностью ее удерживать. Если ты бежишь на автобус и в это время интегрируешься, удерживая атма-вичару на уровне второй дхьяны – это что-то! При этом ты каждое мельчайшее движение отслеживаешь, может быть, не подобно Будде, но, тем не менее, очень хорошо все отслеживаешь, когда возникает такое сознание.
С таким сознанием и вот таким взглядом (расширяет глаза) я зашел в частную лавку, где продавали книги. Тогда продавец подошел ближе и стал рядом, контролируя мои действия. Он почувствовал что-то не то и насторожился.
Но я просто хорошо концентрировался и находился на этом уровне – самовозбуждение осознавания без потери концентрации (дхьяны) на ахам-вритти. Действие в осознавании теряется, но незначительно. Вы можете действовать, но вы немного как бы заторможены, потому что вам нужно и атма-вичару выполнять, и учитывать этот мир. Это хорошо для группы обеспечения ритрита, которая выполняет служение в молчании (мауне), не спеша, немного замедленно, но осознавая.
Здесь еще нет полного естественного состояния, но сознание более устойчиво, чем в первом случае, и зависит от внешних объектов. Если внешние объекты будут беспокойными, оно тоже потеряется.
(продолжение следует)