ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РЕРИХОВ (ИЮЛЬ’ 24)

ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. и Е.И. РЕРИХ

А.И. Андреев

(продолжение)

Способ этот Е. Рерих, очевидно, заимствовала у буддийских ламтантристов, для которых он является одним из способов визуализации божества («йидама»). К подобной технике самогипноза, возможно, прибегала также и Блаватская, на что указывает история с портретами махатм Мории и Кут Хуми, которую Вс. С. Соловьев рассказывает в книге «Современная жрица Изиды» 134 . «Йидам» в тантрических практиках — это мужское или женское просветленное существо, которое визуализирует практикующий.

Практика обычно сопровождается мантрами (слова медитации) и мудрами (ритуальные символические жесты). Для рядовых верующих «йидамы»— это реальные божества, но для тех, кто продвинулся по пути медитативных практик, для более «просветленных» буддистов, — они не более чем символы, помогающие практикующему осознать иллюзорность бытия.

По мнению одного из современных буддийских наставников Чоки Нима Римпоче, «в конечном счете колоритно украшенные божества со множеством рук и символов не существуют в реальности как вещественные и материальные». Принцип иллюзорности распространяется и на образы божеств-йидамов: «Практикуя божество, мы очень быстро и легко достигаем сиддхи (способности) его тела речи и ума. Поскольку божество — йидам — олицетворяет полное просветление, качества отречения и реализации, то с практикой таких божеств, как Манджушри или Авалокитешвара, в нас очень быстро возникнут такие же качества, подобно изображению, отлитому из формочки.

Визуализация образа божества в виде нашего собственного тела устраняет склонность к восприятию реальности плотной. <…>Однако в абсолютном смысле, на самом деле не существует ничего такого, как тело йидама или его речь. Нет такой вещественной субстанции как йидам. Настоящие миры Будды также не обладают реальным существованием» 135 

К этой психотехнике Е. Рерих, однако, пришла не сразу. Известно, что поначалу она занималась йогой (по системе Вивекананды) — делала дыхательные упражнения, так называемую «малую пранаяму», пробовала работать с «чакрами», но, мало преуспев в этом, йогу (хатха-йогу) решительно отвергла как «механические упражнения» в пользу более эффективной «огненной йоги». Только Агни-йога, по учению Е. И., дает практически мгновенную связь с «тонким миром» и его «Учителями». Беседуя с З. Лихтман в Дарджилинге, Е. Рерих указывала, что для установления связи с учителем не нужны ни пранаяма, ни «волевая концентрация». Главное — это «сосредоточиваться на портрете Мастера»,как это делала она сама 136.

Подобное признание, несомненно, помогает понять, каким образом Е. И. входила в транс («измененное состояние сознания»), дававший ей доступ в так называемый «тонкий мир», хотя и не объясняет психических механизмов ее «огненного» опыта. Многолетнее, практически каждодневное «общение» с потусторонним учителем стало для Е. Рерих настоящим наваждением, манией — махатмаманией.

Елена Ивановна в еще большей степени, чем Блаватская, мифологизировала махатм, создала их культ, близкий к религиозному.

По сути, она превратили махатм в полубожественных существ, незримо руководящих эволюцией вселенной. В своем изображении «Учителей» Е. Рерих выходит далеко за рамки здравого смысла, и ее ничуть не смущает, что махатмы — ее махатмы — выглядят еще более гротескно и фантастично, чем «первоначальные» махатмы Блаватской.

Без их указов и подсказок она не может ступить и шага. Ее зависимость от «Учителей»— маниакальна, абсолютна. Впрочем, в не меньшей степени «очарован» махатмами был и Н. К., на что указывает целый ряд его статей, опубликованных в сборниках «Держава Света» и «Семь великих тайн космоса» (М., 2001).

Эту свою персональную зависимость от махатм Рерихи стремились перенести на все человечество. Созидаемый ими «новый мир»— это мир находящийся под полным, тотальным контролем «космических учителей», где люди живут по указам «свыше» и фактически не имеют свободы воли, свободы принятия самостоятельных решений, не согласованных с высшими иерархами.

Внимательно читая дневники и письма Е. Рерих, мы с изумлением обнаруживаем, что ее «Учитель» постоянно трансформируется, эволюционирует. Из духа-руководителя спиритических сеансов Аллал Минга он превращается в махатму Морию, одного из Братьев Великого Белого Братства; Мория затем становится Буддой Майтрейей, Владыкой Шамбалы и неким божественным Абсолютом (в середине 1930-х) 137 . Он — «единое Великое Эго», и все боги — Его «аспекты» 138.

 Е. Рерих он называет своей «огненной Наместницей» и своей «сокровенной женой» («сокровенная жена Владыки Шамбалы»). Она — Матерь Мира («Истинно скажу, не мать семьи, но Матерь Мира — так величаю тебя»)139.

Но и это еще не все. Неожиданно — во всяком случае, для читателей дневников Е. И. — выясняется, что Е. И. и Мория неотделимы друг от друга, у них одно сознание, одни мысли, они «творят» вместе 140 . Оба они пришли на землю с Венеры 141!

Сделав Е. Рерих своей наместницей на земле, Мория ставит ее даже выше мужа, который как-то незаметно отступает на второй план: «Я требую, чтобы мужское начало уважало каждое утверждение Моей наместницы… даю тебе огненное Право утверждать Мою волю как твою. <…>Поэтому Моя наместница будет диктовать мужскому Началу» 142 .

Более того, парадоксальным образом, уже не махатмы руководят Е. И., а она ими: «Преисполнись великого космического значения пребывания твоего на Земле, ибо Я говорю и утверждаю — Per Deus — все придет из твоих рук! Только твое пребывание может дать План наших действий <…>ибо ты исполняешь Высшее задание, с тобою Высшая Воля и с тобою я…» 143

Послания Мории середины 1930-х представляют собой поток неумеренных восхвалений Е. Рерих — по сути, ее самовосхваления и одновременно самовозвышения. Ведь она и есть махатма Мория! После подобного отождествления никакие диагнозы уже не нужны, ибо человек, объявляющий себя наместником Высших Сил и исполнителем Высшей Воли, т. е. Бога, выходит за границы рационального, перестает подчиняться логике здравого смысла, вступая в «область запредельного». Здесь начинается религиозный или мистический опыт, не подлежащий рациональному осмыслению. Один из характерных признаков религиозности Рерихов — это их постоянный поиск врагов, представителей «темных сил», «сатанистов», пытающихся повредить учению и планам «надземных Владык». Именно этим объясняется невероятная конспиративность Рерихов, тщательное засекречивание всей своей деятельности, связанной с махатмами и их Великим Планом.

Рерихи составляют «списки» врагов, выдвигают охранительные «щиты», широко пользуются специально разработанным «кодовым языком». По утверждению Е. И., «сатанисты» (т. е. подручные Сатаны) захватили главные центры мира — Нью-Йорк, Берлин и Париж. В Нью-Йорке находится «главный штаб» темных. С ними то и ведут битву Владыки, во главе с архангелом Михаилом, который фактически и есть Майтрейя-Мория, несравненный «Учитель» Елены Ивановны. *

_____________________________________________________________________________________________

134 См.: В. С. Соловьев. Современная жрица Изиды. М., 1994. С. 75. См. также: А. И. Андреев. Гималайское братство… С. 92–93.

135 Цит. по: В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко. Медитация как форма непосредственного познания//Вопросы философии. 2008. № 8. С. 91.

136 З. Г. Фосдик. Там же. С. 288. Запись от 14 августа 1928.

137 См. Высокий путь. Ч. 2. С. 445. Запись от 1 мая 1934.

138 Там же. С. 544. Запись от 17 ноября 1934.

139 Там же. С. 508. Запись от 8 сентября 1934.

140 Там же. С. 445, 471, 474.

141 Там же. С. 549. Запись от 1 декабря 1934

142 Высокий путь. С. 512. Запись от 16 сентября 1934.

143 Там же. С. 508. Запись от 8 сентября 1934.

Источник: https://shs.hal.science/halshs-00964027/document

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*