Самая опасная идея в мире: как жить при победившем трансгуманизме
Russell Blackford, Nick Bostrom, Jean-Pierre Dupuy, William Grassie… H+/-: Transhumanism and Its Critics. Edited by Gregory Hansell and William Grassie. Metanexus Institute, 2011
Впервые «Метанексус» издал книгу о трансгуманизме еще в 2008 году, однако в нее вошли в основном критические статьи по теме: это вызывало недовольство со стороны сторонников трансгуманистического движения. В итоге было решено предоставить им возможность высказаться и выпустить еще один сборник, в котором на этот раз объединились различные точки зрения, представленные шестнадцатью авторами. Отсюда и структура издания 2011 года — оно разделено на четыре части: введение, статьи «за», «парные» статьи (сравнение различных точек зрения) и статьи «против».
Подобных коллективных изданий с тех пор не выходило ни на английском, ни на других языках. Несмотря на то, что с момента появления книги прошло уже девять лет, все аргументы, собранные в ней, остаются актуальными и четко определяют круг проблем, которыми занимается трансгуманизм. Авторы касаются вопросов реалистичного будущего, генетики, искусственного интеллекта, медицины, экологии, инженерии, а также рисков, связанных с новейшими технологиями. Каждая статья представляет собой введение в эти и другие вопросы, а сборник в итоге становится своеобразным, но очень основательным путеводителем по трансгуманизму.
Трансгуманизм — это что?
Почти каждый из авторов сборника пытается ответить на этот вопрос. Возможно, самое точное определение дает лингвист Скай Марсен, который занимается вопросами новый идентичности. В статье «Играть по правилам или нет? Об идентичности в постгуманистическом будущем» он пишет: «Трансгуманизм — это общий термин, обозначающий набор подходов, которые составляют оптимистический взгляд на технологии как на различные способы помощи людям в построении более справедливого и счастливого общества; главным образом — путем изменения индивидуальных физических характеристик». Важно учитывать, что Марсен выступает «за» трансгуманизм, так что его определение могут легко оспорить противники концепции, отказав, например, в релевантности «оптимистическому взгляду на технологии». Однако такое определение Марсена хорошо выражает настроение оптимистической линии трансгуманистов, которые выступают за морфологическую свободу (то есть свободу изменять изначальные данные человеческого тела), отстаивают права на технологическое преображение человека и ищут пути борьбы с природными недостатками (генетическими заболеваниями, старением, утомляемостью и так далее).
«Путь изменения индивидуальных физических характеристик», упомянутый Марсеном, лежит в основе вопроса об идентичности в трансгуманизме. Кем будет считать себя постчеловек и каким нормам будет отвечать его поведение? Что станет новым идеалом для новых людей? Сам Марсен пытается найти ответы на эти вопросы, анализируя вышедший в конце девяностых фильм «Гаттака», в котором было ярко продемонстрировано возможное будущее генетических технологий и идей трансгуманизма. «Гаттака» рассказывает о главенствующей роли анализа ДНК в структуре общества — с помощью этого анализа осуществляется выбор образования, профессии и партнера для конкретного человека, а также определяется его социальный статус. Правда, даже подробный разбор фильма не приблизил Марсена к ответам на вопросы о возможных сценариях реального будущего.
Подробнее: https://gorky.media/reviews/samaya-opasnaya-ideya-v-mire-kak-zhit-pri-pobedivshem-transgumanizme/