Методика «Кинотеатр» по В.Н. Пýгачу
Методика отработки негативных жизненных ситуаций.
Это простая и изящная работа с субмодальностями, позволяющая снять остроту переживаний негативных жизненных ситуаций. Пошаговая технология универсальна. Особенности – в этнокультуральных оболочках.
История методики
Оказывается, подобная «методика тройной диссоциации» существовала и существует во всех культурах вплоть до аборигенов центральной Австралии и индейских племён дельты реки Амазонки. Если вы войдёте в любой католический храм в Европе, то в притворе (впереди в зале начинаются ряды скамеек) слева или справа вы увидите такую будку, это исповедальня. С другой стороны стены есть такая же будка. Между ними вы увидите двойную деревянную решётку, сдвинутую по фазе. Это чтоб было слышно, но не видно исповедующегося. Итак, с одной стороны беседуете вы, с другой стороны пастор, ксёндз. Вы от первого лица сообщаете, какая вы плохая девочка, затем глазами священника смотрите на свой проступок. «Да, — говорит он (в отличие от лучшей подруги), — это грех». Затем обычно следует цитата из Библии, и вы откуда-то сверху смотрите на себя грешного. Узнаёте тройную диссоциацию? [Тройную отстранённость]?
Итак, пошаговая технология универсальна. Вопрос в этнокультуральных оболочках. Например, наша попытка провести методику с ребёнком 6 лет закончилась тем, что мальчишка выдвинул нижнюю губу и сказал: «А я никогда не был в кинотеатре». Пришлось срочно модифицировать кинотеатр в большой экран воображаемого телевизора, поставить рядом с мальчиком два реальных стула и в какой-то момент попросить его мысленно посмотреть во-он с того шкафа. Что он с удовольствием и проделал, восприняв всё как интересную игру.
На наш взгляд, заслуга Д.Гриндера и Р.Бендлера именно в утилизации этого опыта различных культур. Мы же были вынуждены модифицировать классику, так как 70-80% наших клиентов никогда не были в будке кинооператора, и часть из них затруднялись представить этот шаг во время упражнения.
Показания: Отработка негативных проблем в прошлом. Страхи, фобии, конфликты. Смерть близкого человека, развод (а это «смерть семьи»), потеря работы (аналог «смерти карьеры») и т.д. Ваш кинотеатр может быть реальный или придуманный — не важно.
Методика
- Устройтесь поудобнее. Сформулируйте проблему.
- В ассоциированном состоянии войдите внутрь этого события, этой сцены (визуально, аудиально, кинестетически). Там посмотрите вправо, влево, вокруг. Войдите в эту ситуацию и эти переживания. И, на высоте негативных переживаний, оставьте эту ситуацию.
- Представьте эту ситуацию (и себя) как бы со стороны, диссоциированно, на экране в пустом зале кинотеатра. Если вы видите себя со спины — разверните всю сцену так, чтобы увидеть своё расстроенное лицо.
- Сядьте где-то в центре зала и посмотрите на экран. (Иногда, если клиент визуал, полезно поработать с субмодальностями, например, выключив цветное изображение на экране, сделав его чёрно-белым, или выключив звук).
- А теперь переместите себя в «директорскую ложу», сбоку от экрана. Устройтесь там поудобнее. И оттуда посмотрите:
o На себя на экране. Обратите внимание на оптическое искажение картинки? (изображение на экране узкое и высокое);
o На себя в центре зала. Какая там у вас поза, выражение лица?
- А теперь переместите себя на «балкончик напротив», у другого края экрана. И оттуда посмотрите:
o На себя на экране. Обратили внимание на оптическое искажение картинки? (изображение на экране узкое и высокое);
o На себя в центре зала;
o На себя в «директорской ложе». Обратите внимание на цвет освещения внутри директорской ложи. Какая там у вас поза, выражение лица?
- А теперь переместите себя под потолок зала. И оттуда посмотрите:
o На себя на экране. Обратите внимание, вы видите просто световое пятно, или оптическое искажение картинки? (всё короткое и широкое);
o На себя в центре зала;
o На себя в «директорской ложе»;
o На себя на «балкончике напротив».
- А теперь там, наверху, найдите небольшую дверь. Это запасный выход наружу. Там лестничная площадка и выход на улицу. Выходите.
- И вот вы снаружи здания. Оглянитесь, посмотрите на здание кинотеатра. Обратите внимание на время года, время суток, погоду там, на улице.
- А теперь мысленно скажите себе: «Я в этом помещении и в эту секунду». Откройте глаза.
* * *
Комментарии
Большинство клиентов тотчас после окончания методики чувствуют позитивные ощущения, иногда делая глубокий «вздох облегчения». Клиента обязательно следует предупредить о том, что методика завершит свою работу через 60 часов (это время информационного метаболизма на уровне бессознательного). Иными словами, это 2,5 дня. Полезно на пальцах вместе с клиентом посчитать это время. Заодно вы изящно проведёте присоединение к будущему.
В центре зала клиент обычно видит себя, сидящим с прямой спиной, лицо несколько напряжено.
В директорской ложе поза расслабленная, часто сидят развалившись, лицо с лёгкой улыбкой. Кстати, правши видят директорскую ложу по правому краю экрана, а клиенты со скрытым левшеством — слева.
Отдельный разговор относительно освещения внутри директорской ложи. У большинства цвет соломенно-жёлтый, золотистый. Это норма. Часть клиентов видят свет от белого, бело-голубого до фиолетового. Это обычно достаточно религиозные люди, практикующие ритуалы соответственно своей конфессии. Это тоже норма. Часть клиентов видят серый свет, обычно это депрессивный фон. (Смотрите статью: «Дифракционно-оптический метод оценки эффективности лечения депрессии у взрослых и детей»). Многие видят красный и его оттенки, это, как правило, означает,что отрабатываемая проблема очень старая, многолетняя (например, конфликтные взаимоотношения со старшими родственниками). Единицы сообщают о том, что видят зелёный свет. Наш 20-летний опыт работы с «кинотеатром» показывает, что это люди, возможно, находившиеся на учёте у психиатров или просто склонные к обсессивно-компульсивным эпизодам.
На балкончике напротив у всех темно и едва угадываются контуры фигуры.
Выход на улицу. Большинство попадает на улицу мгновенно, как бы сквозь стену. Те, кто пошагово спускаются по лестнице вниз, как правило, это левополушарные логики (Подробнее смотрите в статье «Особенности восприятия в зависимости от репрезентативной информационной системы и межполушарной асимметрии»). Часть клиентов выходят на улицу через крышу и спускаются по пожарной лестнице. Это правополушарные эйдетики, склонные из пустяка сделать проблему (почти шутка).
Погода на улице. Тут просто. Если время года, время дня и погода совпадают, то это свежая проблема, которую клиент отрабатывает. Если же вы наблюдаете десинхроноз, т.е. временнόе несовпадение, значит это многолетняя затянувшаяся проблема, а в сочетании с красным светом в директорской ложе, по мнению клиента, — тупиковая (например, взаимоотношения со свекровью и т.д.).
Обратите внимание на 10-й шаг: «А теперь мысленно скажите себе: «Я в этом помещении и в эту секунду». Мы отказались от словесной формулы «Я здесь и теперь». «Здесь» – это где, планета Земля, Нью-Йорк? А «сей-час» для бессознательного означает «в течение этого часа». Особенно это заметно во время гипнотических сессий: клиент постепенно выходит из транса в течение сорока минут — часа. Оказалось, что всё-таки более эффективна чёткая формулировка от первого лица: «Я в этом помещении и в эту секунду».
Проверка на экологию. Вновь в ассоциированном состоянии попросите клиента войти внутрь этого события, этой сцены и там посмотреть вправо, влево. Как правило, к его удивлению, клиент этого не может сделать. Картина того события перед ним, как за стеклянной стеной. Значит методика сработала.
Ну и общее пожелание. Перед началом проведения методики я спрашиваю согласие у бессознательного клиента по реакции зрачков. Это профилактика переносов.
Успехов, коллеги!
С уважением, психолог Владимир Пýгач (Москва)
Источник: http://www.indigo-papa.ru/kinoteatr