Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
Глава 29
Взгляд из другого мира:
другие люди и существа глазами джняни
«В любой ситуации он принимает нейтральную позицию, но при этом одарен сочувствием и уважением ко всем, оставаясь незатронутым кажущимся миром. Если с ним заводят разговор, он отвечает просто и соответственно ситуации, если с ним не разговаривают, он молчит. Он ничего не ищет и ничего не ненавидит. Мир его не задевает».
Йога Васиштха гл.5.1 «История царя Джанаки»
Человек обыденного мира имеет только одно видение, восприятие реальности, для джняни это не так. Он может выбирать, как ему видеть мир силой истинного намерения (сат-санкальпы). Есть бесчисленное множество способов, как джняни может видеть мир. Здесь мы опишем только самые главные из них.
1.Взгляд полного тождества: Сарвам эва Брахман
Для истинного джняни в абсолютном смысле нет никаких других людей, а есть только один Брахман, одна Всевышняя Сущность.
Поэтому джняни видит эту сущность в других, не имея даже намека на понятия «другие», «я». Других нет, ибо все, что не видит джняни едино с его умом, а его ум неразделен с Абсолютом.
Такой мудрец видит одними глазами царя и нищего, божество и демона, собаку и человека.
Он видит их только как одну Всевышнюю Всепроникающую Абсолютную Божественную Сущность – Брахман, принимающую много образов. Она ест всеми ртами, видит всеми глазами, переживает всеми телами боль и наслаждение, играет сама с собой, не имея ничего вокруг, что не было бы ею.
Видение всего как одной сущности, в которой нет никакого разнообразий, никаких богов, никаких демонов, никаких людей, животных, духов, ни просветленных, ни омраченных, ни скованных сансарой, ни освобожденных есть признак истинной джняны и обретение высшего состояния недвойственности.
2. Два как одно: взгляд непостижимого одновременного тождества и различия.
Тем не менее, обладая таким чистым и подлинным видением реальности, джняни в качества различения может позволить себе любые способы видения более низкого порядка. При этом эти способы не будут вступать в противоречия с его главным способом видения – восприятия всего как Абсолюта. Так же как в большом следе слона без труда помещаются следы мелких животных и насекомых.
Джняни может, играя, позволить себе видеть других, как частиц Абсолюта, находящихся в непостижимом тождестве с Абсолютом и одновременном различии с ним (ачинтья-бхеда-абхеда-таттва). Это видение, на первый взгляд, кажется, принадлежащим к более низкому плану, однако, оно дает возможность джняни испытывать большое наслаждение от различных игр в тождество и различие, без потери главного переживания – полного тождества с Абсолютом.
И если в процессе этих двух переживаний (тождества и отличия) поддерживается равновесие самйога, то подобное воззрение по глубине не уступает переживанию чистого тождества – Ахам Брахмасми. Если же равновесие (самйога) тождества и отличия нарушается в пользу отличия, происходит потеря базового воззрения недвойственности, впадение в этернализм сансары, забвение пустотности Абсолюта.
Если же равновесие нарушается в пользу тождества, это ведет к нигилизму, отрицанию, погружению в пучину непроявленного, бескачественного, пустотного (авьякта) Абсолюта, неспособности проявить потенциал Брахмана в себе в виде манифестации бесконечных творческих сил – божественной свободы, воли, власти, силы.
Когда джняни видит других людей подобным образом, он глубоко и искренне их почитает, видя, как Абсолют играет, разделив себя на отдельные тела и приняв разные роли.
3.Взгляд чистого видения.
Иногда, если он пожелает, джняни может видеть других людей как эманации божеств – деват в чистом видении, и тогда он почитает в телах людей этих божеств, удивляясь их играм и восторгаясь. Он видит, что реально мир вокруг его – это мандала, священный мир чистого измерения, где каждый человек – божество, каждый дом – его дворец. Мир в чистом видении полон просветленных божественных существ, дворцов – их мест обитания, игр, благословений и божественных мелодий.
Куда бы не пошел джняни – это место паломничества, кого бы не увидел – это даршан (лицезрение) божества, что бы не услышал – это благословляющая мелодия (бхаджан), чтобы ни происходило – это лила (игра).
Так играя с божествами, джняни движется по миру, наблюдая непостижимые игры божественных сил, которые вводят его ум в изумление, трепет , восторг и благоговение, открывая великие тайны мира.
4. Видение всего как иллюзии.
Если он пожелает, джняни может, не покидая высшего воззрения, видеть весь мир и существ его населяющих, глазами того, кто смотрит на все как на иллюзию – сон. И тогда для него нет ничего в других кроме вереницы пустых форм, фальшивых двигающихся отражений, волшебных миражей, снов, созданных причудами его разума. Погружаясь в подобное видение, джняни зарождает великую отрешенность и непривязано блуждает по миру подобно безликому страннику, пытаясь увидеть свое отражение в мириадах окружающих пустых форм.
Это видение устраняет всякую привязанность к реальности этого мира, всякие надежды и страхи, потому что джняни понимает, что кроме его я ничего не существует.
5. Видение мира как проявления ума
Джняни может видеть весь мир как проявление себя, своего разума. Так же как сон есть проявление разума спящего, так и внешний мир есть проявление разума джняни. Рассматривая и созерцая с удивлением и любопытством внешний мир, джняни понимает, что он рассматривает как проявляется его сознание. Он знает – «весь мир есть комплекс моих ощущений», поскольку сознание постоянно меняется, движется, то внешний мир постоянно меняется, движется. Джняни всматривается в знаки, которые посылает ему мир, понимая, что так проявляется его сознание. Любое событие джняни истолковывает как исходящее из своего я, «все едино с умом», «все, что ни проявляется есть я сам», «все ситуации есть развертывание моих мыслей, тенденций». Пребывая в подобном видении, джняни путешествует по миру с бесконечным удивлением, разглядывая вселенную своего ума.
6. Видение глазами человека обыденного мира
Так же джняни может видеть глазами человека обычного мира и тогда для него есть плохие и хорошие, умные и глупые, друзья и враги, близкие и далекие, те, кто ему нравятся и те, кого он недолюбливает и т.д. Видя так, он, в качестве игры, делит вместе с людьми их обычную картину мира, переживая вместе с ними любовь, привязанность, неведение, страдание, гнев, радость и т.д. Однако переживая так, он хорошо помнит, что это не более чем игра актера в спектакле, и в глубине души он отрешен от подобного видения, оно его не может обусловить.
Принимая подобное обыденное видение ради развлечения, джняни от всей души добродушно посмеивается над ним, как актер, играющий роль в спектакле, посмеивается над своим героем, которого он играет.
Все эти более низкие видения могут приниматься джняни в любой момент его жизни, согласно его желаниям, планам, месту, времени и обстоятельствам. Однако, они никогда не затмевают высшее видение джняни – все есть только Абсолют. Все есть Брахман. Я есть Брахман.
песня «Кто есть кто?»
Кто видит одно лишь разнообразие,
тот несомненно есть обусловленная душа
и крепко спит непробудным сном майи,
вращаясь среди рождений и смертей.
Кто видит одно лишь единство во всем,
что проявляется, отбросив иллюзию множественности и разнообразия,
несомненно пробудился и является счастливейшим из существ.
Однако тот, кто видит и единство и многообразие,
есть величайший из святых, редкая душа,
достойная почитания.
Тот же, кто видит и не видит разнообразие и единство
и не введен в заблуждение как их наличием, так и отсутствием,
есть сам подлинный Исконный Дух Бытия –
Махапуруша, творящий вселенные.