ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Родился в 1985 году.
С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.
С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.
Опыт работы с детьми 14 лет.
Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.
Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(продолжение, начало в ноябрьском номере за 2017 год)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
LILA–YOGA MARGA
«Тем, кто не умеет различать,
кажется, будто Сознание деятельно,
как кажется, что месяц движется
сквозь вечерние облака,
Когда же наступает истинное самопознание,
то обнаруживается, что тело, силы,
чувства и рассудок
движутся в своих собственных предметах,
как люди при солнечном свете».
Атма Бодха
Привычка ко всему относиться личностно, с претензией, является глубоко укорененной тенденцией взрослого рассудочного Ума. Наиболее прогрессивным достижением на пути постижения внутренней природы детского Ума, является умение родителей отличать в своих детях поверхностные, приходящие проявления от внутренних, устойчивых состояний.
Увидеть своего ребенка неличностно, абстрагировано от его постоянно меняющихся поступков и увлечений – в этом заключается по-настоящему индивидуальный подход родительских отношений.
Только создавать каждому ребенку подходящую его темпераменту ситуацию оказывается недостаточным. Индивидуальный подход на уровне мудрости и опыта состоит в том, чтобы совершать действия направленные на установление связи с его внутренней неизменной основой Ума, и исключать из своего родительского восприятия попытки отождествлять ребенка с проявлениями его поверхностных рефлексий тела и психики.
Такой подход требует достаточной смелости и созерцательного опыта, и заключается в том, чтобы постоянно выдерживая правильную дистанцию в отношениях, на уровне поведения:
ॐ) Научиться относится к любому ребенку неличностно; увидеть чужих детей как своих, и увидеть своих детей, как чужих.
Наиболее действенный и понятный метод в достижении этого состояния – совместное пребывание в созерцательном присутствии, пребывание в ситуациях покоя, равновесия и тишины. Например, вы вместе с ребенком сидите и смотрите на костер в походе, или на закат в горах или на берегу моря наблюдаете водную гладь. Главные условия таких ситуаций – тишина, покой и принятие. Как видите – данный метод практически является контрастным привычным нам ситуациям общения с ребенком в постоянной динамике и поиске новых впечатлений (парки, кино, аттракционы, праздники и т.д.)
В воспитательной практике, ежечасно и повседневно родители и воспитатели захвачены решением множества происходящих с ребенком ситуаций, которые в действительности не нужно разрешать, потому что их разрешение никак не влияет на последующие события.
В чем же заключается разгадка феномена? Разгадка заключается в том, что
ॐ) в действительности ребенок не является тем,
что о нем думают или тем, как его видят окружающие.
Сам ребенок, так же как и взрослый, по-настоящему является только Чистым пространством Осознавания.
Все, что мы видим как его движения, поступки, действия, внешность – все это только следствия непостоянных, изменяющихся тенденций Ума, которые посредством движения внутренней психической энергии побуждают к активности физическое тело.
Практическое учение Йоги о внутренней энергии (Saktiyantra) указывает на семь основных психических центров. Пребывание жизненной энергии в каком-либо психическом центре заставляет Ум и физическое тело реагировать соответствующим архетипическим образом. Пребывание же энергии в определенном центре обусловлено активностью причинного тела (Karanasharira), которое непрерывно передает в тонкое тело Ума и физическое тело, разнообразные впечатления, желания и тенденции прошлого. Почему реакция происходит архетипически? Потому, что при отсутствии глубокого осознавания происходящих процессов, внешний стимул влечет внутреннюю устойчивую реакцию памяти на уровне подсознания, условных и безусловных рефлексов. Например, если неожиданно поднести к глазам человека муляж большого насекомого, в большинстве случаев он отреагирует испугом, потому что такая реакция записана на уровне рефлексов, а осознавания «здесь и сейчас» через внимательность не происходит.
Ниже приведена схема детских поведенческих стереотипов в соответствии с активностью внутренних психических центров. Это наглядно демонстрирует идею того, что в большинство ситуаций создаваемых неосознанными поступками ребенка, не следует вмешиваться. И это действительно так. Обратимся к иллюстрации схемы психических центров:
7.Сахасрара – Sahasrāra
6.Аджна – Ājñā 5.Вишудха – Viśuddha 4.Анахата – Anāhata 3.Манипура – Maṇipūra 2.Свадхистана – Svādhiṣṭhāna 1.Муладхара – Mūlādhāra |
На уровне Поведения движение энергии в каждом психическом центре порождает определенную реакцию тела и Ума ребенка в физическом пространстве:
- движение энергии в Муладхаре формирует физическое тело и потребности этого тела (еда, сон, защита), желания движения, а так же эмоции гнева, злости; желание смотреть «страшилки», слушать «ужастики», примитивную мультипликацию;
- движение энергии в Свадхистане пробуждает творческую активность и подростковую влюбленность, а так же эмоции чувственных наслаждений;
- движение энергии в Манипуре пробуждает желание физического комфорта, желание общения, дружеских отношений;
- движение энергии в Анахате пробуждает переживание привязанности к другим людям, родителям или отношениям, или в волевом аспекте намерение служить людям и кого-то любить (в смысле самоотдачи) – брата, сестру, маленького котенка, щенка, игрушку и т.д.;
- движение энергии в Вишудхе пробуждает желание проявляться идейно в мир, желание как-то воздействовать на окружающее пространство;
- движение энергии в Аджне пробуждает желания интеллектуальной, умственной деятельности (читать книги, что-то изобретать, учиться, развиваться интеллектуально).
- активность трансцендентной Сахасрара чакры в жизни ребенка проявляется в возможности общения ребенка с духовными людьми – монахами, Гуру; а так же в наличии духовной традиции в семье, где родился и живет ребенок.
Дополнительно следует знать о существовании интересных сочетаний активности психических центров в детском возрастном периоде: например желание писать стихи в юношестве реализуется за счет одновременной активности Свадхистаны (творчество, влюбленность) и Аджны (мысли, интеллект); Желание самоутверждаться, строить «дворовые интриги» реализуется за счет активности Манипуры (отношения) и Вишудхи (идеи, гордость);
Из сказанного можно сделать следующий весьма расширяющий родительский взгляд вывод: так как движение энергии в психических центрах детей является непрерывным и неконтролируемым (нельзя замедлить взросление и уменьшить восприятие), как такового, одного и того же, постоянного, привычного, нашему восприятию ребенка в действительности не существует. Каждую секунду ребенок, как пространство Осознавания переживает непрерывные трансформации внутренних состояний и неосознанных изменений, виновником которых здесь и сейчас он уже не является.
Неличностный подход, допускает ситуациям появляться и исчезать самостоятельно (Lila–yoga marga), позволяет избегать недальновидных и безперспективных попыток изменять и без того слишком изменчивую природу детских привычек, желаний и действий.
Допустим, ребенок хочет задержаться на улице подольше и никаких вынужденных ограничений к этому нет, кроме «узаконенного» родителями режима дня. Личностный подход в этом случае обязательно найдет изъян в дисциплине и поведении ребенка и повлечет ряд принудительных мер к исправлению ситуации. Неличностный подход в данном случае позволяет отличить самого ребенка, его внутреннее неосознанное стремление быть счастливым, от его неумелого следования движению собственной психической энергии. Желание дольше гулять не является самим ребенком, а только неосознаваемой активностью определенных психических центров. Переизбыток энергии не позволяет ребенку мириться с жестким графиком и родителям следует искусными методами добиться своих целей связанных с выполнением режима дня и с другой стороны сохранением жизнерадостного состояния ребенка.
Как же решать ситуации, в которых ребенок находясь на волне своей неосознанной энергетики теряет контроль и перестает замечать родителей? В большинстве случаев ключ к решению такого рода задач кроется в том, чтобы искусно и ненавязчиво изменить уровень мотивации ребенка, то есть сделать так, чтобы он сам захотел действовать в общих с родителями и воспитателями интересах, без применения авторитарных, принудительных методов.
МАХАВАКЬЯ ОБРАЗ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ:
..приходит время и наступает весна…ТРАВА ВЫРАСТЕТ САМА…