С. ЛАМСАЛ О БАЗОВЫХ ПРИНЦИПАХ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ ЙОГИ (МАЙ ’17)

Введение в философию йоги

Целью данной статьи является ознакомить читателя с базовыми принципами древней философии йоги.

Йога, в переводе с санскрита, “соединение”. Соединение индивидуальной души индивидуума (Атман) с Богом (Парабрахман) через осознание своей истинной духовной природы.
Высшая цель йоги – остановить работe ума (в “Йога-Сутре” Патанджали Муни написано “читта – вритти – ниродхана”) и обретение атмаджняны (знания о своей подлинной природе, как вечной души, неотличной от Всевышнего). Йога дает практикующему (садхаку) множество методов, инструментов для этого.
Согласно Бхагавад – Гите, существует 4 основных вида йоги – аштанга -, бхакти -, джняна – и карма -.
Давайте вкратце остановимся на каждом из них.

1) Аштанга – восьмиступенчатая йога, на высшей ступени которой практикующий достигает освобождения. Рассмотрим каждую из ступеней.
а) Первая ступень – яма, этические ограничения или универсальные моральные принципы.
«Ахимса» – запрет на причинение вреда, насилие, убийство;
«Брахмачарья» – воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий.
«Астея» – неворовство, запрет на присвоение чужого.
«Сатья» – искренность и правдивость по отношению к себе и к другим людям.
«Апариграха» – не принятие даров, необладание, запрет на желание обладать.
б) Вторая ступень – нияма, действия, которые йогин должен культивировать в себе для дальнейшего духовного прогресса.
«Шауча» – соблюдение внешней и внутренней чистоты.
«Сантоша» – удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.
«Тапас» – самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему.
«Свадхиайя» – постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.
«Ишвара Пранидхана» – посвящение себя и своих дел Богу.
в) Третья ступень – асана (устойчивая поза).
Йогин, практикуя особые физические упражнения обретает абсолютное здоровье, становится способен находится в позе для медитации много часов подряд, не испытывая при этом дискомфорта и постепенно успокаивает ум, подготавливая себя таким образом к практике медитации.

г) Четвертая ступеньпранаяма, на которой практикующий обретает контроль над дыханием, в частности, и над всеми жизненными воздухами (пранами) в целом, посредством особых дыхательных техник – пранаям.
д) Пятая ступень, пратьяхара, которая заключается в удалении чувств от соответствующих им внешних объектов и сохранение их под контролем ума. В Йога-Сутре Патанджали об этом написано следующим образом: «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания — это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств».
е) Шестая ступень, дхарана, включает в себя понятие сфокусированности внимания. Когда внимание собрано в одной точке или области внутри или снаружи тела, устанавливается контроль над умом, который собирается в единый фокус.
ж) Седьмая ступень, дхьяна. По мере углубления в дхаране практикующий полностью сливается в сознании с обьектом концентрации и входит в йогический транс. Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий становится одним с объектом своей медитации и способен находиться в этом состоянии на протяжении 12 дхаран или 144-х секунд.
з) Восьмая ступень, самадхи. Постепенно продолжительность дхьяны увеличивается и йогин входит в самадхи, йогический транс в котором осознает свою духовную природу и обретает мокшу, освобождение от страдания и сансары, круговорота рождения и смерти.

 

2) Бхакти-йога – это йога полного предния себя Богу. Практикующий бхакти прсвящает себя служению наиболее близкой ему форме Всевышнего (Иштадэвата) и постепенно, по мере продвижения в практике, осознает себя неотличным от Божества и достигает мокши, освобождения.

 

3) Джняна-йога знания или философская йога. Практикующий ее, изучая Веды и рассуждая о своем “Я”, постепенно осознает себя, как душу и также достигает освобождения.

 

4) Карма-йога действия, на этом пути йогин достигает освобождения хорошо исполняя свой долг и ведя практику добрых дел(помощь ближнему, благотворительность, волонтерство и т.д.), не думая о награде.

 

Таким образом, наука йоги дает человеку возможность достижения спасения различными методами и способна сделать лучше жизнь каждого из нас.
На моей Родине, в Непале (где родился Гаутама Будда, Мата Сита Дэви, многие Ачарьи, которые осветили мир ярким светом), для многих, йога является основой жизни и практически все непальцы практикуют йогу каждый день, либо утром, либо вечером.
С уважением, Представитель Федеративной Демократической Республики Непал в Санкт-Петербурге и Ленинградской Области Сандеш Ламсал.

53EKAaJpcFE

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*