ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (ЯНВАРЬ ’23)

Свами Вишнудевананда Гири

Драгоценный

сосуд

Дхармы

  

Сатсанг с Гуру

в вопросах и ответах

 

Лед и пламя

 

Джняни и кармический человек

 

Вопрос: Свами, как обычному человеку, сансарину, понять адвайта-джняни?

Ответ: В относительном смысле обычный человек, даже если он весьма ученый, не сможет сразу понять джняни. Это, конечно, возможно, но не для всех в этой жизни и не сразу.

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что они душой живут в разных мирах (измерениях): сансарин – в джаграт (бодрствовании), а джняни – в турья-джаграт (Абсолют плюс бодрствование), в свапна-турья или в сушупти-турья.

Надо пройти путь джняна-йоги, то есть заняться вичарой, воспитать вивеку, обрести вайрагью, разрушить васаны (васана-кшая), растворить ум (манонаша), пробудить бодхи и обрести сначала косвенную (парокша) джняну и затем прямую (апарокша), истинную джняну.

Так называемый обычный кармический человек (аджняни) не может понять джняни, пока сам не станет джняни. Иначе никак. Значит, единственный выход для обычного человека – став учеником, научиться у джняни и самому стать джняни. Джняни не лучше сансарина, сансарин не хуже джняни. Они – один и тот же Брахман, но они очень разные в воззрении и всем остальном. Сансарин терпит воображаемые и реальные страдания. Джняни живет в ананде – блаженстве Абсолюта.

Вопрос: Но разве без этого понимание невозможно? Мы ведь сейчас общаемся и понимаем друг друга.

Ответ: Да, в сфере относительного, то есть интеллекта, философии, быта, социума, относительных методов и учений, это, конечно, возможно. Здесь язык джняни ничем не отличается от языка аджняни. Но в сфере знания Бога, Духа, Истины без этого невозможно. Да и в относительном сансарин может понять джняни лишь на своем уровне, потому что, даже используя обычный язык, джняни вкладывает в него совсем иной смысл.

Вопрос: Что вы имеете в виду?

Ответ: Например, когда джняни говорит «я», он имеет в виду себя как накопление заслуг (пунья), как бесконечный, чистый, совершенный, вечный, свободный Абсолют, играющий Брахман, локализованный в теле и действующий через игровую личность (дживу). Аджняни же, говоря «я», имеет в виду свою зависимую кармическую личность, скованную кармой, васанами, мыслями, идеологиями, фиксированными идеями.

Джняни, говоря «я сделал это», имеет в виду, что он как Брахман пребывал в недеянии и нечто в относительном мире в видении сансарина произошло как лила Брахмана, как игра его шакти (чит-шакти-виласа). В этой игре нет действий, никто не действует и нет никого, кто получил бы что-либо. Аджняни же, говоря то же самое, приписывает это себе.

Джняни вообще не привязан к мыслям, словам, концепциям. Он воспринимает их как нереальную и пустотную игру сознания. Для него концепции подобны лепету из сновидений, он не придает им того же значения, что и кармический человек. Поэтому он не стремится вести религиозные, философские диспуты и отстаивать, например, точку зрения индуизма перед буддизмом или христианством, адвайты перед приверженцами вишишта-двайты или двайты, превосходство Шивы над Вишну. С его точки зрения, это является признаком духовного детства, неведения, аджняны, ибо Брахман, включая в себя любые религии, философии и точки зрения, одновременно находится вне их всех, поэтому для освобождения каждый волен выбирать ту теорию, которая ему больше нравится.

Он может в качестве игры или для своих целей придерживаться той или иной концепции, любой идеи, поскольку его созерцание никак не связано с мыслями, оно внемысленное (аманаска). Это никак не скажется на Брахмане, не ограничит его и не затмит.

Для аджняни всегда есть «я» и «ты» (или «они»), то есть субъект и объект. Для джняни все, что есть, – это первое лицо, свое собственное трансцендентное «Я». Для него второе и третье лицо («ты», «они») – это не более чем условности. Он видит мир как долю и часть себя. Если сансарный человек бывает настолько удачлив, что когда-либо встречает джняни и имеет искренний интерес к его видению мира, его опыту и мировосприятию, если у него есть доверие и открытость, он безвозвратно меняется. Сам же джняни всегда неизменен.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*