СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ. УСМИРЕНИЕ УМА (ДЕКАБРЬ’ 22)

УСМИРЕНИЕ УМА

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

(продолжение)

 

3. Аналитическая медитация

Следующий метод усмирения ума – выполнение  аналитических медитаций. Их главная задача – прояснить ум, вывести его из состояния заблуждения относительно очень важных вопросов, касающихся как непосредственно учения, так и практики. Есть двадцать четыре темы для аналитических медитаций по базовым учениям. Старательно изучая их, вы создадите себе прочный фундамент из ясного понимания того, что есть путь, как устроена вселенная и каков механизм освобождения из сансары. У вас также появится четкое понимание того, что конкретно следует делать, если вы стремитесь к освобождению.

Дополнительно можно порекомендовать еще три темы, размышление над которыми однозначно поможет вам в практике усмирения ума и отсечения эго.

~ Размышлять о причинах, которые вы создали в прошлых жизнях.

~ Размышлять о следствиях, которые проявятся в ваших будущих жизнях.

~ Радоваться малым страданиям, чтобы избежать большого.

Размышлять о причинах, которые вы создали в прошлых жизнях

Когда в жизни человека происходит что-нибудь не так, то он обычно пытается искать причину проблем во внешнем мире. Но это заблуждение, поскольку весь внешний мир есть отражение сознания. Вы постоянно находитесь в потоках кармы, и все, что происходит, – это непрерывная материализация цепочек причин и следствий. Причем материализуется только то, что уже есть как отпечатки в вашем сознании. Поэтому когда возникают какие-нибудь трудности и появляются проблемы, вызывающие страдание, то сразу  следует проследить эту цепочку от проявившегося внешнего события до состояния собственного ума в прошлом.

В аналитической медитации о прошлых жизнях вы сосредотачиваетесь на том, какие причины ранее были порождены в потоке вашего сознания. Когда что-либо происходит, вы анализируете это с точки зрения закона кармы, с точки зрения прошлого. И тогда вы приходите к выводу, что возникавшая ситуация или переживаемые вами страдания порождены определенными отпечатками, которые созданы были вами ранее. Нет смысла обижаться, злиться, вступать в двойственные отношения, привязываться, потому что так действует неумолимый закон кармы. Другими словами, происходит именно то, что должно происходить, и вы можете просто извлечь урок из этого, чтобы выработать правильное направление ума на будущее.

Например, вы приходите на прасад и обнаруживаете, что для вас забыли накрыть. Если вы не работаете со своим умом, то можете плохо подумать о поварах, сделать вывод, что они невнимательно выполняют свое служение. У вас в мыслях может разыграться целая буря по этому поводу, особенно если элемент огня сильный и вы устали. Но если вы работаете со своим умом правильно, то вы не допустите таких мыслей. Вы будете размышлять так: «Очевидно, в прошлом я какому-то монаху не подал прасад, поэтому сейчас столкнулся с результатом этого. Это просто моя карма вернулась ко мне. Если бы в потоке моего сознания не было такого отпечатка, то этого со мной не случилось бы. Очевидно, что это именно я в прошлом создал причины, которые неизбежно привели к такому следствию».

Во время такого анализа, вы увидите, что это не просто какая-то внешняя ситуация, а это возврат вашей собственной кармы, что причина всего происходящего – именно вы, поскольку вы сами, хоть и не помните этого, в прошлом создали причины, чтобы эта ситуация проявилась в нынешней жизни. Когда вы размышляете таким образом, конечно, весь ваш гнев и эгоистичные страдания сразу же улетучиваются, потому что вы начинаете видеть ситуацию совершенно под другим углом зрения и больше не расцениваете ее как негативную.

Когда происходит что-то, что вам не нравится, нужно подумать так: «Несомненно, причину этой ситуации создал я сам. Возможно, в прошлом я совершал неблаговидные поступки или допускал плохие мысли, которые оставили отпечатки в моем сознании. И сейчас эти отпечатки привели к тому, что в моей нынешней жизни материализуется то, что я создал раньше. Другие существа – просто проводники этих кармических реакций. Если бы таких отпечатков не было, то не было бы и этой ситуаций. Поэтому мне некого винить. Мне нужно найти причину внутри себя, а затем изменить себя».

Когда вы ищете причину проблем в себе, то начинаете заниматься самоисследованием. Постоянно размышляя таким образом, вы постепенно очищаете себя и действительно усмиряете свой ум.

Размышлять о следствиях, которые проявятся в ваших будущих жизнях

В этой аналитической медитации вы размышляете не о прошлых причинах, а о будущих следствиях, которые создаются в результате вашей нынешней жизни. Когда происходит какая­-либо ситуация, вам следует размышлять так: «Как мне надо реагировать? Какие будут следствия, если я буду порождать одни мысли или другие? Какое будущее меня ожидает, если я буду иметь такой настрой или другой? Какое воздаяние я получу, если поступлю одним способом или другим?»

Если у вас есть тенденция действовать эгоцентрично и себялюбиво, вам следует спросить себя: «Что принесет мне это в будущих жизнях? В этой жизни я, конечно, получу небольшую пользу, но принесет ли мне это пользу с глобальной точки зрения? Как это отразится на моих будущих жизнях?» Выполнив такую небольшую аналитическую медитацию, можно увидеть всю пагубность подобного эгоистичного поведения.

Когда вы чем-то недовольны или на кого-то рассерженны, то рассуждайте так: «Если я позволю себе пребывать в таком состоянии, то это, несомненно, создаст определенные отпечатки в моем тонком теле и проявится в следующих жизнях. Принесет ли такое состояние мне пользу? Конечно же, не принесет, потому что оно в корне неправильное. Испытывать нечистые мысли, раздражаться, впадать в неправильные состояния – это очень пагубно с точки зрения моего будущего». Осознанно придя к такому выводу, вы можете повлиять на свое текущее состояние и снова войти в равновесие, успокоив таким образом свой разбушевавшийся ум.

Следует очень хорошо осознать, что именно в вашей нынешней жизни находятся точки управления следующими жизнями. Ваши текущие поступки порождают ваше будущее, и таким образом вы можете им управлять. Это подобно «эффекту бабочки»: то, что вы сделали сейчас, проявится через много жизней и сдвинет линию вашей судьбы в какую-то сторону. Каждый поступок, каждая мысль, каждое состояние ума – это целый веер многочисленных реальностей, которые открываются или закрываются перед вами.

Когда вы начинаете так думать, то озадачиваетесь: «Чего я хочу от будущих жизней? Принесут ли мне благо в будущих жизнях мои неусмиренные эмоции, или такое состояние будет пагубно для меня?» Если вы будете постоянно размышлять о будущих жизнях, о тех причинах, которые сейчас создаются вами, то станете очень внимательны к своему мышлению и поступкам.

Обычно люди не очень задумываются о своих будущих жизнях. Уровень осознанности людей очень низок, поэтому и их восприятие сжато только до периода этой жизни. У них примерно такая установка: прожить бы эту жизнь, а дальше – будь что будет. Это свидетельствует об очень незрелом, детском сознании. Это подобно тому, как ребенка в детском саду игра настолько захватывает, что он не заботится о своем будущем, не стремится к какому-то развитию. Таким же образом и человек со слабым умом не понимает, что его ждут будущие жизни, что они уже прямо сейчас существуют в потоке его сознания, только пока еще не актуализированы.

Но вы как практикующие должны постоянно напоминать себе, что именно от ваших нынешних поступков, а в особенности от состояния вашего ума и уровня осознанности, зависит то, какой вариант будущих жизней будет актуализирован.

Радоваться малым страданиям, чтобы избежать большого

Обычно при возникновении страданий появляется сильное их неприятие. Но если вы размышляете о драгоценном человеческом рождении, о возможности практиковать Дхарму и достичь освобождения, то вам следует выработать правильное отношение к различным неудобствам и возникающим страданиям. Например, если пошел снег или дует ветер, то это не доставляет радости. Вы можете думать о том, что в каком-то другом месте сейчас тепло и солнечно, а вы должны испытывать сильный холод. Но если вы настроите себя на то, что это малое страдание поможет вам избежать большого страдания (цикла рождения и смертей), то это и будет означать, что вы выработали правильное отношение. Такие малые страдания ничего не стоят по сравнению с тем большим страданием, которое будет совершенно реальным для вас, если вы не усмирите свой ум, а будете потакать его тенденции оценивать все с точки зрения «плохо-хорошо», быть эгоистичным и пребывать в настроении «хорошо там, где нас нет», вместо того, что бы быть распахнутым и открытым по отношению к любой ситуации, принимая ее такой, какая она есть.

Различные малые страдания могут возникать из-за эгоизма, себялюбия, внешних условий, мирских желаний. Если не понять, что эти страдания на самом деле очень малые, то ум может придать им статус большого страдания, зацепиться за них и полностью погрузиться в такое страдальческое состояние. Например, если во время медитации у вас возникает неудобное состояние или болят ноги, вы можете подумать так: «Несомненно, эти малые страдания необходимы, чтобы предотвратить большие страдания – страдания рождения и смерти. На самом деле, это совершенно небольшая плата, потому что ради того, чтобы избавиться от страданий сансары, многие садху страдали гораздо сильнее. Поэтому я буду радоваться, вместо того чтобы страдать из-за этого». Когда вы так размышляете, ваше состояние мгновенно меняется, то есть вы таким образом реально работаете над усмирением ум

(продолжение следует)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*