АРУНАЧАЛА И 12 ДЖЬОТИРЛИНГАМОВ (ФЕВРАЛЬ’15)

АРУНАЧАЛА И 12 ДЖЬОТИРЛИНГАМОВ

2. Малликарджуна.(Шришайла)

Untitled1Храм находится в городе Шришайлам, возле Карнуле (штат Андхра Прадеш).

Это место священно вдвойне – как место нахождения Джйотирлингама и Шакти-питхи (Удджайн и Каши-Варанаси также обладают этим редким сочетанием)

Существует несколько легенд:

Untitled2По одной из них Джьотирлингам находится на месте встречи Шивы и Арджуны.

Она описывается в третей 3 книге Махабхараты Араньякапарве.

31 Итак, взял мощнодланный Пандава свой великолепный лук, обошел по кругу прадакшины Дхаумью и братьев и двинулся в путь. Все живые существа разбегались в стороны от той дороги, по которой шествовал могучий и отважный (герой), восприявший волшебную силу Индры. Благодаря волшебству высокий духом (герой) двигался, подобно Ветру, со скоростью мысли и за один всего день достиг священной горы. Перевалив через Химаван и Гандхамадану, он также за одни сутки, не почувствовав усталости, прошел много мест, (слывущих) непроходимыми. Достигнув Индракилы, остановился там Завоеватель богатств, ибо послышался ему голос из поднебесья, (повелевавший): «Стой здесь!» И увидел тут Савьяса- чип сидящего у подножия дерева подвижника, смуглого, худого, с заплетенными волосами, сиявшего брахмическим величием. 

32—36 Заметил великий подвижник стоящего перед ним Арджуну и сказал ему: «Кто ты, любезный? Ты пришел сюда с луком и стрелами, в доспехах, препоясан мечом и с ремнем, берегущим кисть, сообразно обычаю кшатриев. Но здесь, в обители преисполненных мира, отвергших и гнев, и веселье отшельников- брахманов, ни к чему все твое оружие! Здесь не бывает сражений, твой лук не найдет применения; брось же лук, сын мой, ты обрел уже высшую участь!» Много еще таких слов говорил брахман неизмеримо-мощному герою, словно какому-то низкорожденному; но не поколебал он стойкости Арджуны, до конца верного принятым решениям. Доволен остался им брахман и молвил с улыбкой: «Благо тебе, губитель недругов! Я — сам Шакра, выбирай себе дар!»

На это Завоеватель богатств, отважный продолжатель рода 37-41 Куру, сложив ладони, поклонившись, отвечал Тысячеокому: «Есть у меня заветное желание, это и пожалуй мне в дар. Хочу немедля принять от тебя, владыка, знание всего оружия!» Довольный в душе, усмехаясь, молвил ему Махендра: «Если ты и получишь сейчас оружие, что тебе проку в нем, Завоеватель богатств? Лучше выбери наслаждения и (небесные) миры: ведь ты обрел уже высшую участь!» На это Завоеватель богатств ответил Тысячеокому: «Нет, о Владыка Тридесяти (богов), не ищу я ни миров, ни наслаждений, ни божеского состояния, ни подавно (мирского) счастья; (не надо мне) и владычества над всеми небожителями! Ведь покинув братьев в лесу и не отмстив за обиду, бесславие обрету я во вселенной на вечные времена!»

42—45 На это чтимый всем миром Губитель Вритры отвечал сыну Панду дружелюбной, ободряющей речью: «Сын мой, дам я тебе все волшебное оружие, если только повидаешь ты Властелина бхутов, Треокого, Владетеля трезубца, Шиву. Прояви же усердие к тому, чтоб увидеть Верховного Бога! Повидав его, о Каунтея, ты достигнешь цели и взойдешь на небо!» Молвив такое Пхальгуне, тотчас невидим стал Шакра. Арджуна же, преисполнен чудесного знания, остался в тех краях.

Другая Легенда рассказывает о том, как принцесса Чандравати предавалась аскезе в банановой роще. Неожиданно она увидела корову Капилу, из вымени которой текло молоко.

Раскопав землю, по которой текло молоко, она нашла светящийся Шива Лингам. На этом месте и был построен храм.

Третья легенда рассказывает о том, как Шива и Парвати искали своего сыны Кумара (Сканда). Во время поиска они оставляли ему знаки в виде столбов света. На одном из таких мест и был построен Малликарджун.

О связи этого места с сыновьями Шивы и Парвати рассказывает четвертая легенда:

Давным-давно Шива и Парвати захотели провести церемонии бракосочетания своих сыновей – Ганапати и Кумарасвами (Субрахманьи). Каждый из сыновей настаивал на том, что Он должен жениться первым. Тогда родители решили, что Они первым женят того, кто обойдёт всю Землю, совершив омовение во всех 30 миллионах священных рек и озёр, и вернётся первым. Кумарасвами сразу отправился в путь на своём средстве передвижения – павлине. Здесь “Кумарасвами” означает “молодой», который ещё не достиг полного расцвета духовности. У Него шесть ликов, что указывает на Его серьёзное намерение одержать победу над шестью внутренними врагами, под названием кама (вожделение), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (невежество), мада (гордыня) и матсарья (зависть). Его имя также указывает на искателя богатства шамы и дамы – внутреннего и внешнего контроля над чувствами. Павлин указывает на красочные мысли, воодушевление и побуждение.

Ганапати, то есть Гаджанана, слоноголовый старший сын, медленно совершил

прадакшину (обход вокруг) своих благочестивых родителей Шивы и Парвати, и остановился.

Здесь Гаджа, или слон, указывает на могущество разума. Общеизвестно, что слон – наиболее разумное животное.

Как только уставший Кумарасвами вернулся после обхода Земли, Он увидел Ганешу, который всё ещё неподвижно сидел возле родителей. Свадьба Ганеши уже состоялась, его жёнами стали Сиддхи и Буддхи. Здесь слово “буддхи” указывает на разум, а “сиддхи” обозначает “достижение”. Разгневавшись, Кумарасвами оставил Кайлаш, обитель Шивы, и поселился у горы Крауньча (Шри Шайлам) в Южной Индии. Слово “крауньча” означает “журавль”. Буквально слово “крауньча” означает того, кто предаётся мелочным мыслям и ступает по искривлённому пути, и Кумарасвами оставался на этом холме, получившем такое название. Шива и Парвати послали небесного мудреца Нараду в качестве Их особого посланника, чтобы убедить Кумарасвами вернуться домой. Слово “нарада” состоит из двух частей: “нара” + “да”. “Нара” означает “знание”, “да” означает “дающий”. Таким образом, Нарада – это тот, кто одаривает духовным знанием. Несмотря на непрерывные доводы Нарады, Кумарасвами был неумолим. И тогда Парвати устремилась к холму Крауньча, приняв форму бхрамара (пчелы). Бхрамара преобразовывает любое маленькое насекомое в бхрамару (также об этом упоминается в Уддхава Гите 4.23). Это называется принципом “бхрамара-кита-ньяйя” (совершенный мастер преобразовывает обычного искателя постепенным развитием до состояния реализованной души). Шива проявился как цветок жасмина (маллика), который привлекает пчелу. Подобно тому, как все существа утомляются за день и отдыхают ночью, цветы также закрываются на ночь. Однако, подобно великим йогам (пребывающим в сознании всегда), только жасмин не закрывает свои цветки, оставляя их полностью раскрытыми даже ночью. Таким образом, жасмин символизирует совершенство и чистоту.

Бхрамарамба (Парвати) и Малликарджуна (Шива) поселились в Шри Шайламе в форме нады и джйоти соответственно, то есть божественного звука и сияния.

Если дети будут вспоминать эту благочестивую историю, то у них будут расцветать разум и мудрость (искреннему духовному искателю следует иметь рвение к учёбе такое же, как у хорошего ребёнка). Дети будут больше любить своих родителей. Благоприятные события будут происходить одно за другим в таких хороших домах, даже без усилий со стороны их хозяев.

Храм расположен на вершине холма Ришабхагари, на южном берегу реки Кришна. Этот храм также называется Шрипарвата. Главный храм, который украшают четыре высокие башни, был возведен царем Харихара Раей (1404-1405). Храм обнесен стеной 8.5 метров высотой. При входе в храм вы увидите красивую мукха-мандапу (зал) с огромной скульптурой буйвола Нанди. Супруга Господа известна под именем Бхрамарамбика.

Всякий входящий в храм имеет возможность прикоснуться к Господу, склониться и прикоснуться к его лингаму. Также в храме установлены алтари, посвященные божествам Панчапандава, Вата Врикша и Сахасра-лингаму.

Справа от главного храма расположен древний или Вриддха Малликарджуна Шива-лингам (VII век), Шивалингам, который был установлен в этом храме изначально. Говорится, что по причине подношения этому лингаму цветов жасмина или маллики, Божество получило имя Малликарджуна. Особый интерес вызывает Зеркальный Зал, расположенный справа от главных ворот, ведущих в храм, в котором Господь отдыхает ночью.

По преданиям, этот храм посещал Господь Чайтанья. Шанкарачарья провел некоторое время в Шришайламе. Генерал Маратха Шивалди побывал здесь в 1674 году. Говорят, что этот храм посещал Прахлада Махараджа, а также Господь Рама после своего возвращения в Ланку. Принято считать, что Господь Рама лично установил здесь Саххасра-лингам. Сахасра-лингам окружен трехглавым богом Нагой и состоит из 1001 миниатюрных лингамов. Пять лингамов, как гласит легенда,были установлены лично пятью Пандавами, поэтому получили название Панчапандава.

Позади главного храма, наверху, расположен храм богини Бхрамарамбики (Правати), которая приняла облик пчелы для того, чтобы убить демона Махисасуру. Если вы прижметесь ухом к крошечному отверстию на задней стене алтаря, вы услышите ее жужжание.

С внешней стороны стены храма Малликарджуна украшены пятью рядами скульптур (восточная, южная и северная стена). С февраля по март здесь проводится грандиозный фестиваль Сарасвати, который считается самым значимым событием в городе. Лица, не исповедующие индуизм, не имеют права входить в храм.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*