Аруначала и 12 Джьотирлингамов (ЯНВАРЬ’15)

Аруначала и 12 Джьотирлингамов

Автор: Перчуков Алексей.

Не прошло и 6 лет регулярных поездок в Тибет к Кайласу, как у меня появилось понимание, что всем моим достижениям и успехам я обязан не только голоданию, силе воле и прочим другим человеческим качествам, а что главной путеводной звездой является Шива, и что Кайлас для меня, конечно же, это в первую очередь Шива!!!

Когда выстраиваешь правильные отношения с Махадевом, открываются бесконечные горизонты для исследования этого удивительного, волшебного и неповторимого места.

Только несколько лет назад я стал понимать, что есть причина, а что есть следствие успешных и эффективных исследований Кайласа и его окрестностей.

Пост и молитва открывают двери к Шиве, а уж затем Он определяет твои Пути по Тибету.

Чтобы лучше почувствовать Махадева и понять его уникальную философию, нужно обязательно попытаться физически соприкоснуться с ним.

И где, как не в Индии, это можно сделать лучше всего.

Самое близкое к Шиве место – это гора Аруначула в небольшом городке Тирувамалай, который находится где-то посередине между Ченнаем и Бангалором, в штате Тамил-Наду.

Гору Аруначала принято считать Шивой в самом буквальном смысле этого слова. Эта гора – не просто гора, а воплощение Шивы. Геологи считают, что эта она старше, чем Гималаи. Она считается одним из самых святых мест Индии.

По легенде, именно здесь Шива обратился в первый Шива-Лингам – колонну огня, начало и конец которой Брахма и Вишну искали по всей Вселенной, но так и не смогли обнаружить. Поскольку же колонна огня была настолько ослепительна, что на нее невозможно было смотреть, Шива обратился в гору Аруначала, сказав: “Как луна отражает свет солнца, так и другие святые места будут отражать святость Аруначала. Здесь единственное место, где я принял такую форму ради тех, кто хочет поклониться мне и достичь просветления. Аруначала – это воплощенный ОМ”.

Untitled1 

Весной 2014 года я был в этом волшебном месте.

Добраться до Тирувамалая можно из Ченная или Бангалора.

Время в пути – 5- 6 часов.

Я ехал из Ченная.

В 9 утра меня встретила машина из Тируваннамалая.(Тиру)

Мой гид и водитель Сами (тел. 9443033617) – владелец интернет кафе в Тируваннамалае.

Очень приятный индус, хорошо говорящий по-английски.

Он помог мне купить местную симку, включить интернет и поменять валюту по хорошему курсу.

По дороге мы заехали в Канчипурам и Голден Темпл в Шрипуране.

Небольшой храмовый город Канчипурам (Канчи) – один из семи священных городов Индии. В 6-8 веках здесь находилась столица Паллавов, которые и построили многочисленные храмы. Канчипурам – сакральное место для Шиваитов и Вайшнавов.

Город поделен на две зоны: северную часть с шиваистскими храмами и юго-восточную с вайшнавскими.

Голден Темпл – очень впечатляющее сооружение, он находится примерно в часе езды от Тиру.

Этот храм основал Шри Шакти Амма, святой, который является реинкарнацией и аватаром Нараяни, воплощением трех богинь – Лакшми, Дурги и Сарасвати. В детстве на него сыпались цветы, когда ему было 16 лет, из его груди вышел столб света, который спроецировал в небо богиню Нараяни.

До Тиру мы добрались к 17-00

Такой маршрут мне обошелся в 4400 рупий.

Назад же я попросил Сами провезти меня по другому маршруту: Тиру – Ауровиль – Пондичерри – Ченнай, за это он попросил 5700 рупий.

Стоит обратить внимание, что с первого раза нельзя попасть в Сферу для медитации Ауровиля. Записаться можно только при личном присутствии, очередь занимает от нескольких дней до недели.

Untitled2

Основной достопримечательностью Пондичерри является ашрам Шри Арубиндо.

Остановился я в отеле Рамана тауерс, www.ramanatowers.com, отель находится недалеко от подъема на гору и напротив Ашрама Рамана Махариши

Цена за ночь – около 2000 рупий.

Это один из самых приличных отелей в Тируваннамалае.

Номер состоит из спальни, кухни и холла.

Случаются перебои с электричеством. Интернет – на ресепшене.

Есть еще один отель, получше, но расположен он не совсем удобно, почти за городом.

http://sparsaresorts.com

Главной достопримечательностью города, помимо самой горы, является Храм Аруначешвара. Это одно из пяти природных святилищ Шивы, символизирующих Огонь.

Аруначешвара – один из крупнейших храмовых комплексов в Индии, его площадь около 10га.

Untitled3

На Аруначалу лучше подниматься рано утром, так как днем становится очень жарко или может пойти дождь.

Подъем на гору находится напротив храма Аруначешвара.

Я начал подъем в 7 утра и, на удивление, достиг вершины примерно за час.

Дорогу найти не сложно, так как всегда есть у кого спросить, кроме того, почти на каждом шагу встречаются индусы, предлагающие себя в качестве гида.

Untitled4

Вершина горы вся покрыта сажей от постоянных церемониальных костров.

Если немного спуститься с горы, в сторону, противоположную тропинке подъема, то попадаешь к небольшой пещере, которая также связана с Шивой.

Хочу немного рассказать о необычном состоянии, которое мне удалось пронаблюдать.

Расположившись на относительно чистом от сажи месте, укрывшись сари от солнца, я стал медитировать. И через некоторое время я погрузился в состояние, когда мысли, приходящие в мозг, не могли проявляться на физическом плане в виде какого-либо действия. Я просто не мог пошевелиться.

Например, приходит мысль, что надо бы поправить платок, чтобы не сгореть на солнце, но реализовать эту мысль в простом действии не получается. В мозгу просто нет образа, как это можно сделать. Или неоднократно приходила мысль, что вроде бы пора и идти вниз, так как солнце уже высоко поднялось и становится жарко, а мне еще гору обходить. Но я не знаю, какие действия мне совершить, что бы подняться с места, на котором я сижу.

Так я просидел около полутора часов.)) Потом неожиданно отпустило, и я стал собираться вниз.

Дорога вниз занимает также около часа.

По дороге мы зашли в пещеру, где жил Рамана Махариши.

После пещеры у меня по плану был обход горы – Кора.

Существует 2 дороги вокруг Аруначалы.

Первая – это автомобильная дорога, вдоль которой расположены многочисленные храмы, магазинчики и кафе.

Вторая – непосредственно вокруг горы, тропинка, проходящая среди деревьев и густых кустов. В настоящее время запрещено ходить по этой дороге, так как это стало очень небезопасно. Последние годы участились случаи грабежей и насилия на этом терновом, в прямом смысле этого слова, пути.

Вторая дорога короче первой где-то на час (если я не ошибаюсь, 18км асфальт и 12 км тропинка ), поэтому я и выбрал ее. Вся дорога промаркирована камнями с изображением символа Шивы, поэтому заблудиться невозможно.

Untitled5

Весь путь занял у меня около 4 часов. Особенно тяжело далась последняя треть пути, так как температура в тени была за 40 градусов.

Вечером я нанял за 15 долларов индуса со скутером, и мы совершили Кору еще раз, заезжая по дороге во все значимые храмы.

Если цель вашего паломничества – Шива, то обязательно нужно посетить Храмы, символизирующие 12 Джьотирлингамов, которые также расположены вокруг священной горы.

Вот об этих удивительных Храмах и местах, в которых они в настоящее время существуют, я и буду рассказывать дальше.

Untitled6

 

Untitled7

Джьотирлингам переводится как «Лингам из света».

Считается, что Шива впервые проявил себя как джьотирлингам в ночь накшатры Аридры.

Согласно «Шива-пуране», однажды Брахма и Вишну поспорили о том, кто является верховным божеством во вселенной. Желая проверить их могущество, Шива принял облик джьотирлингама — огромного столпа света, пронзившего все три мира. Вишну и Брахма отправились на поиски концов лингама. Брахма солгал, заявив, что обнаружил один из концов. Когда Вишну признал своё поражение, Шива явился в образе ещё одного гигантского столпа света, проклял Брахму и обрек на то, что ему более никто не будет поклоняться. Вишну же наоборот получил от Шивы благословение, согласно которому он впредь должен был стать для всех объектом поклонения. Согласно верованиям индуистов, двенадцать джьотирлингамов расположены в местах, в которых Шива являл себя в этом образе. Изначально существовало 64 джьотирлингама, 12 из которых, известные на сегодняшний день, считаются наиболее священными. Каждое из мест названо по имени находящегося в нём лингама. В каждом из этих мест паломничества основным объектом поклонения выступает лингам.

  1. Тем временем /гигантский/ Лингам возник перед нами ради того, чтобы образумить нас и положить конец нашему спору.
  1. Он не имел ни начала, ни середины, ни конца. Он не увеличивался, ни уменьшался. Он полыхал /пылал/ как сотни огней смерти тысячами взметающихся языков пламени.
  1. Это была ни с чем не сравнимая, невыразимая и непроявленная Сущность Вселенной. Господь Вишну потерял сознание от /жара/ тысяч языков пламени.
  1. Когда и я лишился чувств, Вишну сказал мне: “О, зачем ты споришь со мной сейчас? Кто-то третий появился здесь. Пусть же прекратится наша ссора!
  1. Как же он /т.е. Лингам/ появился /возник/? Давай же исследуем эту огненную Сущность. Я отправлюсь вниз, чтобы найти основание этого бесподобного огненного столпа.
  1. О Повелитель созданий, ты же со скоростью ветра отправляйся обнаружить его верщину.”

Брахма продолжает /свой/ рассказ:

  1. Сказав зто, Вишну принял образ Вепря, о мудрец, я же – немедленно стал Лебедем.
  1. С тех пор меня стали называть Хамса-Хамса, Высшее Существо, Вират, Прославленным. Тот, кто повторяет “хамса-хамса”, станет “лебедем” /символом чистоты и высшего постижения, т.е. Парамахамсой/.
  1. Белый телом и наделенный двумя крыльями я взмыл вверх со скоростью ума и ветра.

56-58. Нараяна, душа Вселенной, также стал белым тогда. Его тело было в десять йоджан в ширину и на сотню йоджан в длину – огромное подобно горе Меру. У него были белые клыки, а его сияние напоминало солнце во время растворения /пралайи/. Он протяжно пыхтел и издавал /время от времени/ ужасающий рев. Его ноги были короткими, члены тела были разного цвета /оттенка/. Приняв по своему желанию образ мощного Вепря, он быстро отправился вниз.

  1. Тысячу /божественных/ лет продолжалось его продвижение вниз. С тех пор Вишну стали называть Шветавараха /”Белый Вепрь”/ во всех мирах.
  1. Целая кальпа – согласно исчислению людей – пронеслась, когда Вишну возвратился назад и утратил свои эгоизм и доблесть.
  1. Вепрь не нашел даже малейшего следа основания Лингама. О, разрушитель /уничтожитель/ врагов, я также провел столько же времени в подъеме вверх.
  1. Желая побыстрее насколько это возможно обнаружить вершину, я перенапрягся и весьма устал. Так и не найдя вершины, я вернулся вниз через некоторое время.
  1. Так же и лотосоокий Вишну был весьма утомлен. Явившись как Господь всего, /т.е. вновь приняв свою обычную форму/ он также приподнял свое гигантское тело.
  1. Как только он встал, мы оба поклонилиеь Шиве снова и снова. Он /т.е. Вишну/ стоял рядом с подавленным умом, ибо также был околдован Шивамайей.
  1. Мы поклонились Лингаму сзади, сбоку и спереди. Он /Вишну/ задумался при этом: “Кто бы мог это быть?”
  1. “Такая форма не может быть прямо выражена. Она – без имени и деятельности. Без какого-либо сексуального различия /признака/ он стал Лингой /Фаллосом/. Он – вне /досягаемости/ даже путем медитации.
  1. Мы оба, Хари /Вишну/ и я, успокоенные в уме, решились совершить поклонение /Лингаму/:
  1. “Мы не знаем Твоей истинной формы, /того/ Кто Ты и Что Ты собой представляешь, о Великий Господь. Да будет поклонение Тебе, о Махешана! Яви милостиво нам Свой Образ”
  1. Совершив такое поклонение и вознеся молитву, что устранила нашу прежнюю гордыню мы простояли так, о лучший среди риши, сотню /божественных/ осеней.

Untitled8

Ниже я приведу описание всех 12 святынь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сомнатх

Untitled9

Самый главный из 12 джьотирлингамов находится в 8 км от города Веравал ( район Саураштра, штат Гуджарат).

В 9 книге Махабхараты (Шальяпарва) рассказывается легенда о событиях, в результате которых появился этот храм:

«Вайшампаяна сказал:

Untitled10

У Дакши было двадцать семь дочерей, о владыка народов! Их он отдал (в жены) Соме. Ради правильного счисления (времени людьми), о потомок Бхараты, те супруги Сомы, о царь царей, отмеченные благоприятными признаками, оставались привязанными к нему соответственно со сближением его с (двадцатью семью) созвездиями. Большеглазые, все они были несравненной красоты. Но совершенством своей красоты Рохини превосходила их всех. И величавый Творец ночи приходил в восхищение от нее. Она стала любимой для него, и поэтому он всегда предавался усладам только с нею. Ведь в давние времена Сома, о владыка царей, жил долго (только) с Рохини. За это (все другие жены его в облике) созвездий сильно разгневались на него, великого душою. Отправившись к отцу своему (Дакше), владыке созданий, они, неустанно бдительные, сказали ему: «Сома не живет с нами! Он всегда отдает предпочтение одной Рохини! Мы все поэтому будем жить

рядом с тобою, о, владыка созданий, соблюдая умеренность в пище и предаваясь аскетическому покаянию».

Услышав эти слова их, Дакша (увидел) Сому и сказал ему: «Поступай одинаково со всеми женами! И да не коснется тебя великий грех!» Тем (дочерям) всем Дакша сказал: «Ступайте все к Соме. По моему повелению, Чандрамас будет жить со всеми вами!» И, отпущенные им, они отправились тогда в жилище Прохладнолучистого. Однако же блистательный Сома, о царь земной, продолжал жить только с Рохини, ибо все чаще и чаще восхищался ею. Тогда (жены) те снова (пришли) к отцу своему и молвили ему: «Готовые (пойти) на услужение тебе, мы все же будем жить в твоей обители! Сома не живет с нами. Он не слушается твоих повелений!» Услышав те слова их, Дакша еще раз сказал Соме: «Поступай одинаково со всеми женами! Да не прокляну я тебя, о Виро- чана!» Не обращая, однако, внимания на те слова Дакши, величавый Месяц продолжал жить с одной Рохини. И тогда другие жены его снова разгневались. Явившись (опять) к своему отцу, они склонили перед ним головы и молвили: «Сома не живет с нами. Поэтому будь нашим прибежищем! Величавый Чандрамас живет только с Рохини! Поэтому спаси нас всех таким образом, чтобы Сома мог обладать нами!»

Услышав это, величественный (Дакша) преисполнился гнева, о царь земной, и исторгнул в ярости на Сому (проклятие) в виде тяжкого недуга. И оно овладело владыкой звезд. Мучимый тяжким недугом, Месяц тот стал истощаться день ото дня. Он прилагал много усилий, о царь, ради избавления от того недуга, совершая приношения различными жертвами, о великий царь! Творец ночи, однако, не мог избавиться от того проклятия. Напротив, он все более подвергался истощению. Оттого что Сома истощался, растения перестали произрастать. Их соки иссякли, и они лишились своих целебных свойств. А оттого что истощались растения, истощению подвергались и живые существа. В самом деле, из-за истощения Творца ночи начали истощаться все существа! Тогда боги, придя вместе к Соме, о царь земной, промолвили: «Отчего это облик твой не столь блистателен, (как прежде)? Поведай нам обо всем, из-за чего это великое бедствие у тебя. Услышав ответ от тебя, мы сделаем тогда все, (дабы развеять твой страх)!»….»

Эта история заканчивается в Махабхарате тем, что Сома искупался в священной реке Сарасвати в новолунье и частично избавился от проклятья.

В Сканда Пуранах же Сома должен был также искупаться в Сарасвати (место омовения называется Прабхас) и потом усердно молился Шиве, который появился и избавил его от проклятья Брахмы.

Жены Сомы (Чандры) построили на месте омовения Сомешвар пруд; позже Равана построил рядом с этим священным местом Храм Сомешвар.

Другие же придания утверждают, что Храм построил сам Чандра (Сома).

Совершая поклонение в этом месте, человек избавляется от всех грехов, содеянных

мысленно. Муж и жена обретут большую сердечность, избавляясь от мелочных ссор. Болезни,

подобные туберкулёзу и т.д., будут вылечены. Преждевременная смерть будет предотвращена.

Духовная сила преданного будет увеличиваться. Неприязнь между мужем и женой постепенно

исчезнет.

Храм был разрушен и отстроен заново 6 раз.

Когда-то здесь хранились несметные богатства, слухи о которых привлекали множество завоевателей.

В 772 г Синдх Субедар первым разграбил этот храм. В 1026 году Махмуд Газнев не оставил здесь камня на камне. Отсюда этот завоеватель уехал с верблюжьими караванами, которые везли на себе золото, драгоценности и самоцветы. На протяжении 7 веков Сомнатх 6 раз подвергался разграблениям все новых воителей, однако после каждого разрушения местные жители возводили его снова и снова.

Существующий в настоящее время храм был построен в 1947 году по инициативе известного индийского политического деятеля и борца за независимость Индии Сардара Пателя.

Открытие состоялось 11 мая 1951 года.

К северу от Сомнатхешвара находится Сурадж Мандир – храм Солнца. Это древний храм, украшенный фигурами львов и слонов. Между Веравалом и Сомнатхом находится Бхалка Тиртх – обладающее особой святостью место, где Кришна был ошибочно принят за оленя и смертельно ранен стрелой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*