Свами Шивананда

Куппусвами
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
75 лет
Дата смерти
14 июля 1963 г.
Место рождения
Семейное положение
не был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Свами Шивананда Сарасвати был индийским философом, лекарем, духовным учителем, а также основоположником так называемого Общества божественной жизни. Гуру, живший в конце XIX – начале XX веков, являлся автором пособий по йоге, медитации, медицине и прочим предметам.

    Детство и юность

    Свами Шивананда Сарасвати родился под восходящей звездой Бхарани, властвовавшей на небосклоне утром 8 сентября 1887 года. Местом начала биографии знаменитого философа является селение Паттамадай, расположенное в колониальной Индии.

    Родители, бывшие интеллигентными и просвещенными жителями страны, находившейся под властью Британии, несказанно обрадовались появлению третьего сына, названного Куппусвами. Отец Шри П. С. Венгу Иер, бывший правительственным чиновником, стал работать вдвое усерднее, чтобы обеспечить благосостояние пополнившегося семейства. А мать Парвати Аммал, религиозная богобоязненная женщина, следила за развитием ребенка и воспитывала в нем желание развивать кругозор и любовь к окружающему миру.

    В раннем детстве мальчик проявил первые признаки причастности к джнане, или духовному знанию, впоследствии помогавшему заботиться о ближних, нуждавшихся в моральной и материальной поддержке. Он сочувствовал обездоленным людям, кормил их на крыльце собственного дома, без внимания не оставались и собаки, кошки и воробьи.

    Интересуясь природой, Свами отыскивал и приносил старшим цветы и травы для свершения обряда Шива пуджи, таким образом приобщаясь к церемонии традиционного ритуального поклонения «высшему принципу сознания» и узнавая, что такое национальные ритуалы.

    В средней школе Куппусвами входил в число лучших учеников класса — ежегодно получал награды за успехи в освоении сложных общеобразовательных предметов.

    В колледже юноша с пытливым умом и твердым характером участвовал в научных дискуссиях. Там же он продемонстрировал талант актера, исполнив в любительском спектакле по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» роль одержимой Деметрием Елены.

    В 1905 году родители решили, что сыну стоит продолжить учебу в медицинской школе в Панджоре. Невероятно трудолюбивый юноша жертвовал выходными ради пребывания в госпитале и анатомическом театре.

    Куппусвами, успевающий по всем дисциплинам, являлся гордостью наставников и преподавателей. На старших курсах он превзошел по уровню знаний некоторых дипломированных докторов и мог отвечать на вопросы, предназначенные для выпускного экзамена.

    Так уроженец мало кому известной деревни получил степень бакалавра и стал практикующим лекарем в Туручи. Желая приносить как можно больше пользы окружающим, он основал тематический журнал на деньги, присылаемые заботливой матерью на покрытие текущих расходов.

    «Амброзия» распространялась среди жителей Южной Индии бесплатно. Главной целью скромного бескорыстного издателя была передача накопленного опыта, а также искреннее стремление избавить от недугов людей.

    Весть о молодом талантливом лекаре распространилась за пределы колонии, Шивананду пригласили на работу в Малайзию в 1913 году.

    Вооружившись рекомендательным письмом к владельцу местного госпиталя, выпускник медицинского института занял место помощника, а затем управляющего. Получая $ 150 за работу, доктор принимал неимущих пациентов бесплатно, оплачивал дорогостоящие лекарства и перевязочный материал. Однажды он помог странствующему монаху, который в благодарность поделился секретами освоения духовных, психических и физических практик, распространенных в буддизме и индуизме.

    Духовные практики и книги

    В молодости в руки Свами попали книги знаменитых индийских гуру Шри Свами Куддапаха Сатчитананды, Свами Рамы Тиртхи, Шанкары и Свами Вивекананды. Материал, изложенный доступным языком, побудил бакалавра традиционной медицины углубиться в религию и приобщиться к искусству йоги. С безудержным рвением доктор изучал особенности древних священных ритуалов и воспроизводил тексты духовных песнопений. Освоив технику медитаций, он погружался в «духовное сердце» и практиковал тантрические методы достижения гармонии жизненных токов посредством дыхания.

    Для Шивананды было важно отречься от материальных благ, несмотря на мелкие чудачества и привычку к безбедному существованию. Это со временем привело к решению покинуть пост управляющего госпиталем и посвятить жизнь духовному очищению и самосовершенствованию.

    Свами вернулся на родину и отправился в паломничество по местам, где обитали мудрецы и йогины. В процессе странствий его посетило божественное видение Господа Вишванатхи, открывшее дорогу в новый просветленный мир.

    Пребывая в Ришикеше — священном городе мудрецов, бывший врач познакомился с его светлостью Шри Свами Вишванандой Сарасвати. Монах, посвятивший жизнь освоению методик концентрации и медитации, стал гуру Свами в 1924 году. В обители Шивы, находившейся в Гималаях, Шивананда прошел обряд очищения кармы и остался в горах для постижения принципов садханы.

    Следуя постулатам йогической школы, Свами поселился в маленькой неотапливаемой хижине и в течение длительного времени соблюдал пост и обет молчания. Зимой индиец читал мантры, стоя в холодных водах реки Ганг, а летом отправлялся в соседние села, чтобы обучать жителей основам йога-терапии и помогать нуждающимся и больным.

    Духовное путешествие завершилось в тот момент, когда последователь Шри Свами Вишвананды Сарасвати достиг блаженства нирвикальпа самадхи — состояния сознания, в котором можно увидеть окончательную истину.

    В последующие десятилетия врач, отрекшийся от мира, ежедневно практиковал тапас и садхану, чтобы достичь духовного совершенства. В его жилище стали наведываться жители колониальных городов, желавшие обрести покой и вдохновение. Постепенно Шивананда превратился в знаменитого индийского гуру и йогина.

    Несмотря на то, что монах редко выходил в свет, его учение распространилось по всему земному шару. Последователи образовали Общество божественной жизни, официально зарегистрированное в 1936 году.

    Среди учеников монаха появился человек по имени Свами Вишнудевананду. Духовный наставник отправил его в западные страны, для того чтобы преподавать учение веданты — ведущей ортодоксальной школы индуизма.

    Смерть

    Свами Шивананда скончался 14 июля 1963 года в собственной обители, расположенной на берегу реки Ганг, неподалеку от города Ришикеш. Причины смерти великого гуру не разглашались по просьбе последователей, сделавших так, чтобы Общество божественной жизни продолжало существовать и приносить пользу людям во всем мире.

    Цитаты

    • «Желание стимулирует мысль; мысль воплощается в действие. Действие сплетает полотно судьбы.»
    • «Каждый человек одной лишь силой своего воображения создает собственный мир добра и зла, наслаждений и страданий. Добро и зло, наслаждение и страдание не исходят от объектов. Они определяются установками вашего сознания. Этот мир ни добрый, ни радостный. Таким его создает ваше сознание.»
    • «Для йога вся вселенная содержится в его теле. Его тело и вселенная состоят из одной материи.»
    • «Цель йоги - в интегральном развитии всех способностей человека.»

    Библиография

    • «Кундалини йога»
    • «Сила мысли»
    • «Йога и сила мысли»
    • «Йога и здоровье»
    • «Практика карма-йоги»
    • «Джапа-йога. Медитация на Ом»
    • «Концентрация и медитация»
    • «Практика брахмачарьи»
    • «Что происходит с душой после смерти»

    Интересные факты

    • Судя по фотографиям, Свами обладал определенным чувством стиля. Он был неравнодушен к изделиям из золота и серебра. Жители городов, где практиковал лекарь, видели мужчину, увешанного кольцами и ожерельями, дополнявшими костюм из первоклассного материала, шляпу и трость из сандалового дерева.
    • На первом этапе отречения от мира Шивананда работал поваром у зажиточного индийского почтмейстера. Он мыл ноги домовладельцу и всячески угождал другим членам семьи. В благодарность хозяин указал постояльцу и добровольному слуге дорогу в город мудрецов, находившийся в укромном месте у подножия Гималаев.
    • Свами, лишившийся благосостояния по собственной воле, завел привычку делать записные книжки из обрывков бумаги и использованных конвертов. Пометки, сделанные остатком карандаша, представляли собой наставления вроде: «Развивай хорошие манеры, совершенную вежливость, любезность, благородство, мягкость, кротость! Никогда не будь груб, жесток и резок. Ничто в мире не заслуживает ненависти. Ненависть есть невежество. Всякое неуважение к чему-либо и кому-либо следует устранять через любовь и вичару или поиск души».
    • Свами написал около 200 книг, среди которых наибольшей популярностью пользовались «Практика брахмачарьи», «Кундалини йога», «Господь Шива и его почитание», «Сила мысли» и «Покорение ума».