Поддержка статус-кво как мотив: объяснение терпимости к социальному неравенству в теории оправдания |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-04-28 15:51 К теории оправдания систем. Поддержка статус-кво как мотив: объяснение терпимости к социальному неравенству в теории оправдания систем Дж. Джоста. Е. Улыбина, С. Аббасова. Изложены и проанализированы основные положения теории оправдания систем (ТОС) Дж. Джоста (Jost J.), созданной в 1994 году и успешно развивающейся в настоящее время. ТОС создавалась с целью объяснить феномен терпимости людей к социальному неравенству и сопротивления социальным изменениям за счёт проявления универсального, биологически детерминированного мотива к оправданию систем и сохранению статус-кво. Согласно ТОС, мотив оправдания систем направлен на удовлетворение потребности в наличии разделяемого с другими людьми представления о понятном образе мира, функционирующего по предсказуемым правилам, что позволяет людям ощущать смысл жизни и защищает их от страха. Этот мотив эволюционно устойчив, так как способствует адаптации, выполняя паллиативную функцию и позволяя считать даже не очень благоприятную реальность пригодной для жизни, что снижает тревожность и повышает чувство удовлетворения происходящим. Стремление к оправданию систем повышается при зависимости от системы и информации о длительности ее существования. Теория оправдания систем (ТОС) была предложена Дж. Джостом и М. Банаджи в 1994 году как объясняющая феномен терпимости людей к социальному неравенству и групповой дискриминации. Авторы ставили целью ответить на вопрос о том, почему люди из групп, находящихся в неблагоприятном положении, не только мирятся с ним, но и зачастую оправдывают его. Сегодня, спустя четверть века, ТОС занимает значимое место в социальной психологии и развивается во взаимодействии с другими теориями. Как отмечают Осборн и коллеги, с момента создания теории интерес к ней вырос в геометрической прогрессии. Базовые положения теории оправдания систем Согласно ТОС, члены всех социальных групп, независимо от того, является ли их положение в системе благоприятным, обладают мотивом для того, чтобы воспринимать систему, к которой они принадлежат, как законную, оправданную, имеющую основания для существования, и поддерживать различные аспекты статус-кво, включая социальные, экономические и политические институты и механизмы. Системы могут быть большими и широкими, такими как государства или национальные культуры, или более узкими и локальными, такими как учебное заведение, семья или группа, сформированная в экспериментальном исследовании. Они могут пересекаться и/или накладываться друг на друга, но большую поддержку получает та система, зависимость от которой ощущается больше всего]. Как правило, в большей степени люди зависят от больших устойчивых ин- ститутов, таких как правительства, и поэтому они мотивированы оправдать прежде всего свои государственные системы, а не более частные структуры. Оправдание систем как мотив В настоящее время само существование феномена поддержки систем вопреки собственным интересам не подвергается сомнениям, но объяснение этого феномена за счет отдельного мотива является предметом дискуссий [Owuamalam et al., 2019]. По мнению авторов ТОС, этот мотив удовлетворяет широкий круг потребностей: 1) экзистенциальные, снимающие тревогу по поводу отсутствия смысла жизни, несправедливости происходящего и пр.; 2) эпистемологические, состоящие в том, чтобы видеть мир как последовательный, структурированный и упорядоченный; 3) реляционные, заключающиеся в том, чтобы разделять образ мира с дру- гими людьми, жить в общей для всех реальности. Многочисленные эмпирические данные показывают зависимость выраженности этого мотива от ряда ситуативных факторов, таких как: угроза сложившемуся образу мира, зависимость от системы, оценка длительности существования системы и некомпетентность респондентов. Если человек сталкивается с информацией о том, что существующая система незаконна, не- справедлива и нежелательна, это провоцирует серьезное беспокойство и вызывает стремление защищать систему у людей и с низким, и с высоким уровнем мотива оправдания систем, но проявляется это у них по-разному [Jost et al., 2003; Laurin et al., 2008]. Так, например, после критики государственной системы люди с выраженным мотивом чаще выбирают отечественные товары с национальной символикой, а люди с низким мотивом после критики системы тоже увеличивают выбор отечественных товаров, но без национальной символики [Cutright et al., 2011]. При этом, как показали результаты Кея и коллег [Kay et al., 2005], критика системы не влияет на индивидуальную самооценку или отношение к своей группе. Защищая систему, человек защищает именно ее, а не себя. Стремление к оправданию статус-кво при критике системы имеет глобальный характер... Стремление к оправданию сложившегося положения вещей возрастает при повышении зависимости субъекта от системы. Воспринимаемая легитимность системы прямо связана с финансовой зависимостью респондентов от работы. Еще одним фактором, который повышает мотивацию защищать и оправдывать систему, является оценка длительности ее существования. Люди оправдывают и защищают систему, если считают ее устойчивой – существующей всегда, давно, традиционно. Так, в частности, люди больше поддерживали кастовую систему в Индии и капиталистическую си- стему в Соединенных Штатах и Великобритании, когда получали информацию о том, что эти системы существуют длительное время. При этом большее одобрение кастовой системы наблюдалось и у индийцев, которые зависели от этой системы, и у американцев, которые к этой системе отношения не имели. Поддержка кастовой системы была прямо связана с уровнем оценки ее как законной, но не имела значимых связей с уровнем субъективной зависимости от системы. Вместе с тем исследования показывают, что отношение людей к системе представляет собой весьма сложное и неоднородное явление [см. анализ Yang et al., 2019]. Так, Циммерман и Рейна [Zimmerman, Reyna, 2013] измеряли отдельно предписывающие убеждения, понимаемые как абстрактные ценности, отражающие представление о том, как должно быть устроено общество, и описательные убеждения, отражающие оценку того, как общество устроено на самом деле. Результаты показали, что предписывающие нормы одобряются группами с низким статусом выше, чем группами с высоким. Находясь в неблагоприятном положении люди с большим энтузиазмом готовы верить в актуальную социальную идеологию. Но группы с низким статусом относятся к реальному устройству общества хуже, чем группы с высоким статусом, оценивая его трезво. Выраженность мотива оправдания систем зависит и от культурно-исторических факторов, определивших общее отношение общества к государственным системам. Вклад когнитивных факторов в оправдание систем Еще в статье 1994 года Джост и Банаджи отмечали, что мотивационные факторы действуют совместно с когнитивными, но в некоторых случаях тенденция к оправданию систем может проявляться независимо от актуализации мотивов, будучи целиком обусловленной когнитивными факторами. Так, еще исследования Р. Зайонца показали, что знакомое, часто встречающееся нравится больше, чем незнакомое, в результате и статус-кво кажется привлекательнее альтернативы. Длительность существования может быть разумным показателем подтвержден- ной временем ценности, но в результате чрезмерной генерализации [Tversky, Kahneman, 1974] картины, пейзажи, шоколад и пр., оцениваются как более привлекательные только на основе информации об их большем возрасте или давности рецепта [Crandall et al., 2009]. Серия исследований Эйдельмана и коллег показала, что в условиях ограничений по времени, параллельного выполнения другого задания и просьбы, не думая, давать первый пришедший в голову ответ респонденты с большей вероятностью отдавали предпочтение вымышленному действующему мэру, а не альтернативному кандидату, и оценивали стимулы, связанные с консервативными ценностями выше, чем в условиях при достаточном времени, отсутствии отвлечения и инструкции тщательно обдумывать ответ. Это позволило авторам сделать вывод о том, что предпочтение статус-кво и ценностей кон- серватизма связано с меньшими когнитивными нагрузками, большей выраженностью интуитивного стиля мышления и независимо от эпистемических потребностей. Возможно, те же эффекты могут определять и отношение к статус-кво независимо от мотива сохранения систем. Еще одним из значимых факторов, влияющим, в частности, на оправдание социальной иерархии, выступает эвристика доступности, при которой люди объясняют сложившееся положение вещей, используя те объяснения, которые первыми приходят на ум. А наиболее доступной является информация о самом объекте и его свойствах, а не о контексте, истории или отношении с другими объектами. В результате характеристики, имеющие наибольшую ассоциативную связь с объектом, рассматриваются как его неотъемлемые качества, определяющие его природу [Tversky, Kahneman, 1973]. Так, исследование Л. Гусак и А. Цимпиана (2015) показало, что и взрослые, и дети склонны объяснять более высокий статус жителей вымышленной планеты преимущественно сущностными качествами (богатые – потому, что умные, трудолюбивые и имеют какие-то особые качества), чем внешними (богатые – потому, что когда-то вы- играли войну, в их местности есть запасы золота и пр.). При этом опора на сущностные каче- ства и позитивная оценка богатых в большей степени определяются индивидуальными различиями респондентов в склонности к эссенциализму, чем выраженностью мотива оправдания систем по шкале Кея и Джоста (2003). Показатели оправдания систем, в свою очередь, были также прямо связаны с общей склонностью давать эссенциалистские объяснения. В исследовании 2018 года вывод о большем вкладе когнитивных факторов в отношение к иерархии, чем социальных верований и мотива оправдания систем, был подтвержден на большем материале с учетом большего количества параметров. Авторы предположили, что основные аспекты когнитивных процессов, которые люди используют для осмысления мира, могут формировать и отношение к системе, которую люди не только поддерживают, но и стараются сохранить". Статья полностью https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/142 ********************* Теория оправдания системы: новый взгляд на проблему неравенства. Агадуллина Е.Р., Иванов А.А., Сариева И.Р., Прусова И.С. // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2021_n1/.. Цитаты и ссылки по теме https://vk.com/wall-111877082_1647 Когнитивный диссонанс и приспособление к социальному порядку https://vk.com/wall14723184_3234 Вместе с тем обращают на себя внимание и публикации с такими заголовками: Вклад оправдания системы в социальную сплоченность https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2023_n4/A.. **************** Можно предположить, что вышеуказанные психологические особенности и склонности уже давно самым активным образом используются в деле, так сказать, социальной инженерии. Поэтому-то о них и надо знать. А так называемый консерватизм и прочее - не более чем уловка, либо симулякр... *************** https://vk.com/wall-111877082_2068 - О конформизме и пр., много ссылок, например: Человек — троянский конь - Отрывок из книги нейробиолога М. Либермана «Социальный вид. Почему мы нуждаемся друг в друге». "Верить, что самосознание даётся нам, чтобы лучше узнать себя и тем самым повысить личное благополучие и самореализацию, чревато разочарованием — наше «я» на самом деле занято совершенно другим. Эволюция толкает нас к взаимозависимому социуму, чтобы совместными усилиями максимально повысить эффективность деятельности. Если так и есть, «тайная операция» по внедрению в наши умы ценностей и убеждений внешнего мира повышает гармонизацию людей в группах и улучшает баланс социальной боли и удовольствия. Я бы сказал, что посредством своего «я» мы получаем от групп, к которым принадлежим (семья, школа, страна), социальные импульсы. Социум внедряет в нас убеждения о себе, о морали и о том, как надо жить. «Я» функционирует таким образом, что мы хватаемся за эти убеждения, как за собственные, будто их нам подсказал внутренний голос. Недостаточно просто знать убеждения и ценности группы — надо перенять их, воспринять, освоить, как свои, и поступать в соответствии с ними. Иначе говоря, большая часть индивидуальности проникла в нас тайком под покровом ночи, как греки в Трою в деревянном коне. Можно верить, что самосознание помогает укрепить готовность противостоять внешним силам, но в этой вере мы упускаем из вида то, как мозг использует эти внешние силы для формирования и обновления самосознания. Мы недооцениваем, до какой степени социум вносит вклад в формирование каждого «я» — в то, как мы выбираем цели, убеждения, почему контролируем себя в различных ситуациях. С младенчества мы окружены обществом, которое всегда готово объяснить, чего хотят нормальные люди и как они поступают, насколько мы соответствуем нормам общества и как нам жить. Однако весь этот внешний поток ничего бы для нас не значил, если бы наше троянское «я» не впитывало его в себя без нашего ведома. Свои убеждения мы считаем глубоко личными и поэтому всегда защищаем их, не подозревая, что их в нас заложили и что на самом деле мы отстаиваем убеждения социума". Источник: psystudy.ru Комментарии: |
|