Переживания шизоидов, именуемых также «расщепленными людьми», в высокой степени определяются разрывом между душевной впечатлительностью, побуждениями и реакциями

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-04-22 11:19

Психология

Прежде всего их витальные импульсы изолированы и отщеплены от чувственных переживаний. Иначе говоря, им не дается интеграция различных уровней чувственных и личностных слоев в единое, сплавленное переживание. Рассудок и чувство, рациональное и эмоциональное у них сильно различаются по степени зрелости; чувства и рассудок одновременно тянут в разные стороны, не разрешаясь единым переживанием.

В связи с тем, что шизоиды с ранних лет вынуждены руководствоваться разумом и склонны к абстрактным представлениям, они не ориентируются в человеческих эмоциях и не различают их нюансы. Они знакомы преимущественно с примитивными предформами чувств — аффектами, палитра их чувств обеднена — в ней отсутствуют средние и умеренные тона и мир разделен лишь на черное и белое. Следствием этого является выпадение из системы эмоциональных межчеловеческих связей.

Вот один короткий пример самоописания недостатка эмоциональных контактов и попытки заменить их рациональным путем, метко описанный одним шизоидным пациентом: «У меня такое впечатление, что если другие дают реакцию на что-то, исходя из своих чувств, то у меня этот процесс носит расщепленный характер». Исключительность данного описания состоит в том, что шизоид свою неспособность к эмоциональным связям заменяет рациональным бодрствованием и радароподобной чувствительностью зрения и слуха и четкостью мысли, называя это «процессом расщепления».

«Трудности и конфликты, которые шизоиды не могут преодолеть, переводятся в соматические симптомы; при этом соответствующие проблемы, относящиеся к органам чувств, заменяются на признаки поражения кожи и дыхания в форме экзематозных и астмоидных расстройств, иногда встречающихся уже в раннем возрасте.

Для защиты от страха перед близостью шизоиды стремятся достичь максимально возможной независимости. Вместе со склонностью к автаркии и уклонению от контактов это естественно связано с усилением эгоцентризма, что требует все большей и большей изоляции.

Понятно, что у таких людей велика интенсивность страхов, все более усиливающихся вследствие изоляции и одиночества. Прежде всего речь идет о страхе сойти с ума, степень которого может стать непереносимой. В нем отражаются переживание шизоидом представления о том, что он может перестать существовать как самость, а также его незащищенность в этом мире. Один такой пациент однажды сказал: «Страх — это единственная реальность, которую я знаю». Он характеризовал свой страх не только как боязнь чего-то определенного, конкретного, имеющего границы и очертания, но и как тотальное, охватывающее все его существо переживание. А вот другое высказывание: «Я не знаю страха. Вероятно, во мне есть страх, но этот страх не есть мое Я». Этот пациент полностью дистанцируется от своего страха, ему кажется, что страха нет больше в его сознании, но мы можем себе представить, насколько изменчиво это состояние и как легко Я может быть заполнено таким отцепленным от осознания страхом.

«Следует еще раз подчеркнуть, что расстройства шизоидных личностей могут иметь разную интенсивность.

Когда мы пытаемся выстроить в ряд шизоидные личности от здоровых до больных, от менее тяжелых к более тяжелым расстройствам, то получаем такую последовательность: легкая затрудненность контактов — повышенная чувствительность — индивидуализм — оригинальность —эгоизм—чудаковатость—странность—аутсайдерство (манера держаться особняком) — асоциальность — криминальность — психотические расстройства.

Мы нередко встречаем среди шизоидов гениально одаренных людей. Одиночество и незащищенность играют здесь позитивную роль, так как делают их свободными от традиций и привязанности к прошлому, ограничивающих кругозор тех, кто чтит устои общества и опирается на его поддержку».

«Основой личностной структуры шизоидов является нежелание вступать в близкий контакт с окружающими. Они интересуются по преимуществу абстрактно-теоретическими проблемами. Особенно часто среди них встречаются представители точных и естественных наук — астрономы, физики, математики и инженеры и т. п. Если речь идет о науках, обслуживающих человека, то это обычно те дисциплины, которые не связаны с непосредственным общением: психологическое тестирование, работа с микроскопом или рентгеновской аппаратурой; если речь идет о патологии, то чаще всего это патологическая анатомия.

Душевные проявления шизоиды легко объясняют как совокупность физиологических рефлексов.

Их психология зиждется на едва скрываемых желаниях. Если они врачи, то чаще исследователи, нежели практики. Весьма часто у них обнаруживается особое отношение к психиатрии и смежным с ней дисциплинам; как теологи они склонны скорее к религиозной науке, чем к практической работе священника. Часто они уходят от людей к животным, растениям или минералам и исследуют мир с помощью приборов, усовершенствующих органы чувств: телескопов или микроскопов.

Есть достаточно много шизоидов с сильно измененной структурой личности, отнюдь от этого не страдающих и чувствующих себя здоровыми. Они утверждаются в своей автаркии и отгороженности и живут за счет других, причиняя им боль своей бесцеремонностью.

Но для шизоидов очень важно в противовес их автаркии и стремлению к самоограничению развивать другую сторону их натуры и не пренебрегать пусть даже ограниченным намерением частично интегрироваться с миром — в противном случае это может привести к полной болезненной изоляции, утрате всяких связей с окружением.

Фриц Риман «Основные формы страха»


Источник: vk.com

Комментарии: