Динамическая модель созревания П. Криттенден

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-04-19 15:31

Психология

Предметом исследований Боулби и Мэри Эйнсворт была детская привязанность, результаты этих исследований повлекли серьезные изменения (безусловно в лучшую сторону) в сфере организации детских учреждений и детского воспитания в целом. Одним из неоднозначных постулатов ранней теории привязанности было утверждение о том, что ведущий тип привязанности формируется в раннем возрасте (примерно до 5 лет) и изменениям не подлежит…

Достаточно грустное, попахивающее безвыходностью, заключение.

Со времен Фрейда принято было считать, что «времена меняются, а человек нет», и единственный период, когда ты можешь повлиять на будущее человека – это его детство, и, как назло, это тот самый период, когда ребенок полностью зависим от родителя. Затем наступили времена, когда было важным усвоить, что значимо быть только «здесь и теперь», и кто-то винил во всем эмоции, кто-то мысли, а кто-то непослушное тело, но … источником всех проблем всё также оставалось детство и бестолковые родители.

Патриция Криттенден продолжая разрабатывать теорию привязанности в поисках решения проблемы дезадаптации, (что согласно распространенному мнению, является причиной психопатологии), обращает внимание на ее особенности у взрослых людей. И выясняет, что у взрослых людей гораздо больше шансов изменить тип привязанности, нежели у детей. То есть гораздо больше шансов изменить навыки адаптации, нежели у ребенка.

Это обеспечивается сложными особенностями привязанности у взрослого человека. А именно: нейрологической зрелости, опыта, необходимости и навыков выстраивать/программировать сложные планы, что требует умения интегрировать конфликтующую информацию. Благодаря этим характеристикам, взрослые могут развивать гибкость, более адаптивно подбирать стратегии поведения к контексту (обстоятельствам/ситуации), нежели в более ранние годы. Сложность (комплексность) принимаемого решения в ответ на сложные условия и параллельные личностные изменения в ответ на изменяющуюся среду – это отличительные черты адаптации взрослого человека.

Ранее считалось, что, видимо, способность ребенка привязываться к родителю – это гарантия его выживания. Криттенден меняет фокус: ребенок, так и не развивший привязанность к родителю (допустим, ребенок с тяжелой формой аутизма) в любом случае выживет за счет привязанности к нему взрослого. А вот если взрослый не сформирует привязанность к своему потомству, последнее скорее всего не выживет. Значит, способность именно взрослого человека формировать и поддерживать привязанность к потомству и партнеру обеспечивает выживание первого, второго и всего человеческого вида в целом. Соответственно, эта способность включает важный элемент – сексуальность.

Динамическая модель созревания сплетает 3 важных компонента: 1) отношения, сфокусированные на защите и комфорте, 2) паттерны обработки поступающей информации об опасности и возможности сексуального удовлетворения, и 3) стратегии для самозащиты, репродукции, и защиты своего потомства.

Обработка информации лежит в основе всех видов поведения. Под информацией понимается сенсорная стимуляция, значение и смысл которой присваивает наш мозг. То есть мы наблюдаем своеобразный процесс интериоризации. Взрослые трансформируют входящую сенсорную стимуляцию в конечный продукт – репрезентации, которые отражают отношения «я» к контексту происходящих событий.

Репрезентации – форма нейронной активности, относительно стабильной, которая позволяет вести взаимодействие с событиями во внешнем мире по заранее заданной схеме, сложившейся в результате предыдущего опыта. Особое качество сознательного опыта, несводимое к лингвистически опосредованному набору описательных элементов. Своеобразный продукт интериоризации.

Существует 2 вида трансформирования информации: когнитивный и аффективный. Это основной фундамент будущей репрезентации. Эти два вида включают 2 вида психологических процессов: ассоциация (сведение вместе) и диссоциация (расщепление). В результате ассоциации или диссоциации мы получаем диспозиционные репрезентации (ДР).

Этот процесс позволяет взрослым генерировать стратегические планы действий даже в условиях недостающей информации, поверхностной, или ошибочной. Подобная особенность позволяет запускать режим адаптации и выживания и не связывать напрямую наблюдаемое поведение с контекстом текущих условий. То есть паттерны обработки информации (внутренний психический процесс) у взрослого человека редко бывают отражением объективных текущих обстоятельств. Ключ к замку бывает подбирается неправильно. Мы можем наблюдать одинаковое поведение в разных контекстах, и наоборот, в одинаковых контекстах – разное поведение. Это является следствием уже имеющихся репрезентаций.

Диспозиционная репрезентация создает стремление действовать тем или иным способом. Например, в случае угрозы, появляется стремление или готовность к стратегии самозащиты. При возможности сексуального удовлетворения или угрозе упустить такую возможность, соответствующая репрезентация запускают сексуально-мотивированное поведение (но не обязательно сексуализированное).

Чаще всего мы наблюдаем у человека более одной диспозиционной репрезентации (ДР). Что объясняет разнообразие стратегий поведения у каждого индивида, но с ростом угрозы жизни, потомству или возможности сексуального удовлетворения – разнообразие стратегий резко сокращается, стратегии становятся универсальными для всех индивидов (бей, беги, замри).

Исходя из характера формирования ДР, то есть какой процесс лежал в основе ее формирования (ассоциация или диссоциация), мы получаем типы базовых паттернов привязанности. Типы А, В и С. Тип А - когнитивно-организованная стратегия диссоциирующая/расщепляющая аффект. Тип С – аффективно-организованная стратегия, ассоциирующая/включающая аффективную информацию, которая зачастую не имеет никакого отношения к контексту. Тип В соответственно объединяет оба вида трансформированной информации.

В случае конфликтующих ДР необходима интеграция. Обычная (зрелая) ДР включает процесс психологической интеграции прошлого опыта с информацией о настоящем (сличение) текущем контексте. Здесь поведение от случая к случаю будет отличаться, адекватно отражая объективную реальность. Если же процесс психологической интеграции не имеет места, то поведение не будет сильно отличаться разнообразием и скорее будет отражать зависимость от информации прошлого опыта. Соответственно, если текущий контекст не имеет ничего общего с опытом прошлого, поведение становится дезадаптивным.

Проблема заключается в том, что процесс психологической интеграции (сличения опыта прошлого и текущего контекста) – это процесс медленный, зависящий от работы корковых структур мозга. Люди, оказавшиеся в ситуации угрозы не берут паузу порефлексировать, чем снижают возможность научить мозг интегрировать, и потому сохраняют риск действовать поспешно в будущем.

Для взрослых, одновременно являющихся родителями, ситуация осложняется тем, что они частенько сталкиваются с ситуациями, где необходимо применить стратегию и самозащиты и защиты потомства одновременно, а в некоторых случаях эти стратегии могут быть взаимоисключающими.

Динамическая модель созревания предполагает, что именно за счет сложности уже развитых психических способностей взрослого, он способен формировать новые репрезентации, соответственно и новые виды стратегий. То есть с возрастом способность адаптироваться повышается.

И они необязательно будут содержать элементы стратегий родителей или сиблингов, что противоречит другому распространенному мнению, что адаптироваться мы учимся через подражание.

Так, например, в случае неадекватного поведения, или психического расстройства родителя, дети часто формируют стратегии, противоположные стратегиям родителя. Более того, в семьях с несколькими детьми, ожидается, что стратегии старших детей будут оказывать влияние на стратегии младших детей. Так, если старший усваивает «родительскую» стратегию по отношению к родителю, беря на себя обязанности по уходу и т.д., то младший ребенок может усвоить стратегию более зависимого типа. Таким образом, мы можем наблюдать картину того, как младший ребенок в итоге не подражает ни стратегии родителя, ни стратегии старшего сиблинга.

Согласно динамической модели созревания (ДМС), угроза опасности ведёт к более сложной организации поведения, нежели ситуация безопасности.

Продолжение следует...

Автор: Асылгуль Мусаева


Источник: vk.com

Комментарии: