Динамическая модель созревания П. Криттенден |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-04-19 15:31 Предметом исследований Боулби и Мэри Эйнсворт была детская привязанность, результаты этих исследований повлекли серьезные изменения (безусловно в лучшую сторону) в сфере организации детских учреждений и детского воспитания в целом. Одним из неоднозначных постулатов ранней теории привязанности было утверждение о том, что ведущий тип привязанности формируется в раннем возрасте (примерно до 5 лет) и изменениям не подлежит… Достаточно грустное, попахивающее безвыходностью, заключение. Со времен Фрейда принято было считать, что «времена меняются, а человек нет», и единственный период, когда ты можешь повлиять на будущее человека – это его детство, и, как назло, это тот самый период, когда ребенок полностью зависим от родителя. Затем наступили времена, когда было важным усвоить, что значимо быть только «здесь и теперь», и кто-то винил во всем эмоции, кто-то мысли, а кто-то непослушное тело, но … источником всех проблем всё также оставалось детство и бестолковые родители. Патриция Криттенден продолжая разрабатывать теорию привязанности в поисках решения проблемы дезадаптации, (что согласно распространенному мнению, является причиной психопатологии), обращает внимание на ее особенности у взрослых людей. И выясняет, что у взрослых людей гораздо больше шансов изменить тип привязанности, нежели у детей. То есть гораздо больше шансов изменить навыки адаптации, нежели у ребенка. Это обеспечивается сложными особенностями привязанности у взрослого человека. А именно: нейрологической зрелости, опыта, необходимости и навыков выстраивать/программировать сложные планы, что требует умения интегрировать конфликтующую информацию. Благодаря этим характеристикам, взрослые могут развивать гибкость, более адаптивно подбирать стратегии поведения к контексту (обстоятельствам/ситуации), нежели в более ранние годы. Сложность (комплексность) принимаемого решения в ответ на сложные условия и параллельные личностные изменения в ответ на изменяющуюся среду – это отличительные черты адаптации взрослого человека. Ранее считалось, что, видимо, способность ребенка привязываться к родителю – это гарантия его выживания. Криттенден меняет фокус: ребенок, так и не развивший привязанность к родителю (допустим, ребенок с тяжелой формой аутизма) в любом случае выживет за счет привязанности к нему взрослого. А вот если взрослый не сформирует привязанность к своему потомству, последнее скорее всего не выживет. Значит, способность именно взрослого человека формировать и поддерживать привязанность к потомству и партнеру обеспечивает выживание первого, второго и всего человеческого вида в целом. Соответственно, эта способность включает важный элемент – сексуальность. Динамическая модель созревания сплетает 3 важных компонента: 1) отношения, сфокусированные на защите и комфорте, 2) паттерны обработки поступающей информации об опасности и возможности сексуального удовлетворения, и 3) стратегии для самозащиты, репродукции, и защиты своего потомства. Обработка информации лежит в основе всех видов поведения. Под информацией понимается сенсорная стимуляция, значение и смысл которой присваивает наш мозг. То есть мы наблюдаем своеобразный процесс интериоризации. Взрослые трансформируют входящую сенсорную стимуляцию в конечный продукт – репрезентации, которые отражают отношения «я» к контексту происходящих событий. Репрезентации – форма нейронной активности, относительно стабильной, которая позволяет вести взаимодействие с событиями во внешнем мире по заранее заданной схеме, сложившейся в результате предыдущего опыта. Особое качество сознательного опыта, несводимое к лингвистически опосредованному набору описательных элементов. Своеобразный продукт интериоризации. Существует 2 вида трансформирования информации: когнитивный и аффективный. Это основной фундамент будущей репрезентации. Эти два вида включают 2 вида психологических процессов: ассоциация (сведение вместе) и диссоциация (расщепление). В результате ассоциации или диссоциации мы получаем диспозиционные репрезентации (ДР). Этот процесс позволяет взрослым генерировать стратегические планы действий даже в условиях недостающей информации, поверхностной, или ошибочной. Подобная особенность позволяет запускать режим адаптации и выживания и не связывать напрямую наблюдаемое поведение с контекстом текущих условий. То есть паттерны обработки информации (внутренний психический процесс) у взрослого человека редко бывают отражением объективных текущих обстоятельств. Ключ к замку бывает подбирается неправильно. Мы можем наблюдать одинаковое поведение в разных контекстах, и наоборот, в одинаковых контекстах – разное поведение. Это является следствием уже имеющихся репрезентаций. Диспозиционная репрезентация создает стремление действовать тем или иным способом. Например, в случае угрозы, появляется стремление или готовность к стратегии самозащиты. При возможности сексуального удовлетворения или угрозе упустить такую возможность, соответствующая репрезентация запускают сексуально-мотивированное поведение (но не обязательно сексуализированное). Чаще всего мы наблюдаем у человека более одной диспозиционной репрезентации (ДР). Что объясняет разнообразие стратегий поведения у каждого индивида, но с ростом угрозы жизни, потомству или возможности сексуального удовлетворения – разнообразие стратегий резко сокращается, стратегии становятся универсальными для всех индивидов (бей, беги, замри). Исходя из характера формирования ДР, то есть какой процесс лежал в основе ее формирования (ассоциация или диссоциация), мы получаем типы базовых паттернов привязанности. Типы А, В и С. Тип А - когнитивно-организованная стратегия диссоциирующая/расщепляющая аффект. Тип С – аффективно-организованная стратегия, ассоциирующая/включающая аффективную информацию, которая зачастую не имеет никакого отношения к контексту. Тип В соответственно объединяет оба вида трансформированной информации. В случае конфликтующих ДР необходима интеграция. Обычная (зрелая) ДР включает процесс психологической интеграции прошлого опыта с информацией о настоящем (сличение) текущем контексте. Здесь поведение от случая к случаю будет отличаться, адекватно отражая объективную реальность. Если же процесс психологической интеграции не имеет места, то поведение не будет сильно отличаться разнообразием и скорее будет отражать зависимость от информации прошлого опыта. Соответственно, если текущий контекст не имеет ничего общего с опытом прошлого, поведение становится дезадаптивным. Проблема заключается в том, что процесс психологической интеграции (сличения опыта прошлого и текущего контекста) – это процесс медленный, зависящий от работы корковых структур мозга. Люди, оказавшиеся в ситуации угрозы не берут паузу порефлексировать, чем снижают возможность научить мозг интегрировать, и потому сохраняют риск действовать поспешно в будущем. Для взрослых, одновременно являющихся родителями, ситуация осложняется тем, что они частенько сталкиваются с ситуациями, где необходимо применить стратегию и самозащиты и защиты потомства одновременно, а в некоторых случаях эти стратегии могут быть взаимоисключающими. Динамическая модель созревания предполагает, что именно за счет сложности уже развитых психических способностей взрослого, он способен формировать новые репрезентации, соответственно и новые виды стратегий. То есть с возрастом способность адаптироваться повышается. И они необязательно будут содержать элементы стратегий родителей или сиблингов, что противоречит другому распространенному мнению, что адаптироваться мы учимся через подражание. Так, например, в случае неадекватного поведения, или психического расстройства родителя, дети часто формируют стратегии, противоположные стратегиям родителя. Более того, в семьях с несколькими детьми, ожидается, что стратегии старших детей будут оказывать влияние на стратегии младших детей. Так, если старший усваивает «родительскую» стратегию по отношению к родителю, беря на себя обязанности по уходу и т.д., то младший ребенок может усвоить стратегию более зависимого типа. Таким образом, мы можем наблюдать картину того, как младший ребенок в итоге не подражает ни стратегии родителя, ни стратегии старшего сиблинга. Согласно динамической модели созревания (ДМС), угроза опасности ведёт к более сложной организации поведения, нежели ситуация безопасности. Продолжение следует... Автор: Асылгуль Мусаева Источник: vk.com Комментарии: |
|