Король-то — голем!

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-01-11 15:25

Философия ИИ

Когда я вижу как «духовные люди» создают изображения с помощью нейросетей и называют их «Образами», мне очень хочется покинуть нашу планету.

Одиноко.

Пол-года собирался с мыслями, чтобы написать эту статью. Именно с мыслями, потому что на уровне чувств противоречий не было. Но, к сожалению, чувства невозможно передать напрямую. Только в сосуде слов.

Нужно быть ребёнком, чтобы отрицать очевидную пользу ИИ в медицине, науке и всевозможных областях человеческого знания, которые требуют точной работы и работы с большим объёмом информации. Здесь нет никаких конфликтов, именно для этого он и создавался. Но когда мы переносим эти же принципы в область творчества (и как высшую его форму — искусство), мы совершаем подмену, последствия которой до конца не осознаём.

Можно много спорить о том, что такое творчество, какова его цель (и есть ли она вообще), но, так или иначе, в сухом остатке всегда останутся 2 неизменных признака:

1) Творчество — это Путь. В самом высоком, широком и сакральном значении этого слова. Путь познания себя через совершенствования навыков тела, разума и чувств. Путь очищения себя от всего того, что мешает эти навыки использовать максимально эффективным способом. Путь, приводящий к понимаю (и прямому переживанию) своей вечной природы. Путь как тренажёр для воплощения этого понимания в жизнь. Путь, требующий предельного усилия. Путь, дарующий запредельное блаженство.

2) От всевозможных же форм самовыражения творчество отличает его результат, который с эпохи неолита неизменен: результат творчества — это всегда предмет силы. В самом прямом и примитивном значении этих слов.

Какой бы не была форма, в какой бы области искусства не подвизался мастер, какому бы течению он не следовал, если на выходе рождается магия изменяющая состояние обыденности, то это творчество.

Произведение искусства — это ловушка для силы. Портал. Если и не в иное измерение, то, как минимум в иное (в идеале лучшее, чем наше обычное) состояние. Ведь именно для этого мы и ходим в музеи, театры, слушаем музыку, читаем книги, смотрим фильмы — чтобы нас выдернули из цепких лап душной повседневности и перенесли в пространство с чистым кислородом.

И мы стремимся к тому, чтобы дышать этим кислородом постоянно. Потому что его природа — блаженство. Изначальное, вечное, дарующее радость и смыслы.

Но, к сожалению, даже при максимальной концентрации этой силы и высочайшем мастерстве гения, мы всё равно дышим суррогатом — отголосками дыхания мастера. Чистый кислород выделяется только в самом процессе творчества и на тренировках (отработках навыков). Дверь же в этот мир открывается только личным усилием. Ключ к двери — это труд. Цена — жизнь. Награда — вечность.

Путь открыт каждому, потому что встроен в саму природу человека, но можно прожить всю жизнь так и не сделав первого шага.

Если отбросить лирику и отнестись к предмету исследования научно, то мы обнаружим, что находимся в поле подмены фундаментальных понятий, на базе которых строится всё здание ИИ.

С этимологической т. з., термин «интеллект» восходит к латинскому «понимание», «разумение», «восприятие». Мы можем не знать этого, но, поскольку с самого рождения живём в пространстве языка, в котором так или иначе используется это слово, интуитивно мы ассоциируем его с феноменом познания. Познание же — это процесс, который всегда связан с изменением качества, причём изменением всегда в сторону его улучшения. Даже при негативном результате мы получаем опыт тупикового пути развития, который корректирует и перенаправляет нас на верный путь.

Что касается ИИ, то это вообще ни разу не интеллект. Не искусственный, ни естественный. Никакой. Это просто машинный алгоритм, способный перерабатывать большие объёмы информации. Его «самообучаемость» не бесконечна. Его границы — это границы человеческого опыта, того что нам уже известно о себе и о мире. Да, ИИ может расширить эти границы, решив определённые математические вычисления быстрее и эффективнее нас, но он не способен познавать, потому что познание — это творческий акт. А любое творчество связано с выходом за пределы интеллекта, ума и даже самой личности познающего.

ИИ не познаёт мир. Он даже не взаимодействует с ним. Он работает только с нашей — человеческой — картиной мира. Со вторичным описанием.

Сейчас это ещё не очевидно, но, думаю, что уже в текущем десятилетии, ИИ упрётся в потолок своих возможностей. Как калькулятору, какие бы сложные вычисления он не производил, никогда не стать компьютером, так и ИИ никогда не стать творцом.

Наша трагедия в том, что мы получили уникальную игрушку прежде чем поняли, кто же мы сами такие. И сейчас эта игрушка уже играет нами, фиксируя нас в собственном неведении и подменяя нашу вечную суть иллюзией с совершенной формой, но полностью лишённой энергии жизни.

К сожалению, мало кто чувствует пустоту, стоящую за «образами», созданными нейросетями. Мало кто вообще чувствует. Как-то принято считать, что чувства — это такой же универсальный орган как зрение, слух, обоняние. Несмотря на то, что мы как само-собой разумеющееся принимаем тот факт, что в слухе бывает градация (у кого-то идеальный, а у кого-то медведь на ушах оттоптался), стоит только заикнуться о тонкости чувств, как наши оппоненты тут же встают на дыбы, требуют научной объективности и всё, что не вписывается в прокрустово ложе логических умозаключений признают фантазией.

Вся штука в том, что чувства так же развиваются как развивается музыкальный слух и художественный глаз, только их развитие связано не с мышцами и органами, а с душой. Точнее с её гигиеной — чистотой. Категорией ещё более абстрактной, с т. з. разума, но дающей вполне очевидные плоды при практическом применении.

Возможно, даже не совсем корректно называть это чувствами (потому что это не общепринятые: осязание, обоняние, вкус, зрение, слух), а более правильно было бы использовать термин «переживание». Но мы же относим любовь, эмпатию, сочувствие, милосердие и т. п. тоже к этой категории, хотя они так же не связаны с первичными пятью органами восприятия.

Так или иначе, в своей эволюции мы подошли к переломному моменту который одну (к сожалению, большую) часть человечества введёт в анабиоз, а для другой станет дополнительным стимулом в развитии и воспитании в себе творца.

Эволюцию не отменить. Даже если она ведёт к деградации. Будущее уже наступило и мы находимся под его стопой.


Источник: vk.com

Комментарии: