Главная / Публикации / №3 Август 2011 / Дэвид Фроули: "Йога и Буддизм: сходства и различия"

Дэвид Фроули: "Йога и Буддизм: сходства и различия"

Йога и Буддизм являются родственными традициями, которые эволюционировали в одной и той же духовной культуре древней Индии. Они пользуются одинаковыми терминами и следуют похожим принципам и практикам. По этой причине не удивительно, что многие из нас, рожденных на Западе, особенно после первоначального знакомства, склонны относиться к учениям Йоги и Буддизма, как к практически идентичным. Нам даже иногда хочется комбинировать их учения, или практики, так как кажется, что между ними нет реальной разницы. Различия, которые исторически всегда существовали между этими двумя системами, которые сохраняли их отдельно, как разные традиции, менее очевидны для нас на Западе, чем их сходства. Бывает что люди, изучающие одну из этих традиций, склонны видеть другую в качестве заимствующей у первой. Те, кто изучает Буддизм, могут обнаружить так много сходств в Йоге, что заподозрят сильное буддистское влияние на Йогу. Те, кто изучает Йогу, могут обнаружить так много сходств с Буддизмом, что они увидят сильное йогическое влияние на Буддизм. Впрочем, тенденция находить сходства между этими двумя великими духовными традициями не органичивается только Западом. Свами Вивекананда, первый известный человек, принесший Йогу на Запад, изучил буддистские писания Махаяны (Сутры) и обнаружил, что их главные учения находятся в гармонии с учением Веданты, которому он сам следовал. В последние годы с притоком тибетских беженцев в Индию, в том числе и Далай Ламы, начался новый диалог между двумя традициями, который ведет ко все большему уважению между ними. Тибетские буддисты часто появляются на религиозных собраниях индуистов и принимают участие во всякого рода дискуссиях. Попытка связать две традиции не ограничивается современностью. Разнообразные синтезированные индуистско-буддистские учения существовали на протяжении всей истории. Будда сам был рожден индуистом, и некоторые ученые спорили о том, что Буддизм как религия отдельно от Индуизма появился уже значительно позже того момента, когда Будда ушел из тела.

Шиваитско-буддистское учение существовало в Индонезии в средневековье, и о многих тантрических йогах того времени трудно утверждать, были ли они индуистами, или буддистами. Индуисты начали считать Будду аватаром Вишну во время средневекового периода, и большинство индуистов все еще считают, что мы живем в эпоху Будда-аватара. Большинство индуистов принимают Будду как великого учителя, даже если они не принимают всех учений Буддизма. Тем не менее, кроме сходств и связей, две традиции всегда имели довольно существенные различия. Тенденции к синтезу не исключили несогласий и дебатов между этими двумя традициями, они никогда не были успешными в плане полного объединения. Эти традиции и линии переемственности остаются раздельными до наших дней. В целом, индуистская традиция йоги пыталась впитать Буддизм в себя, интерпретируя Будду в свете Веданты. Буддизм, тем не менее, стремился сохранить свою собственную идентификацию, указывая на несогласия с ведическим теизмом, или с ведическим пониманием высшего Я. Большинство индуистских и буддистских учителей, включая представителей разных школ йоги из Индуизма и тибетских Буддистов, посчитали необходимым провести различие между своими доктринами, особенно на тонких уровнях практики и понимания. Опровержения буддистских учений обычны в йогическх текстах, и опровержения йогических учений и учений Веданты обычны для буддистских текстов. Таким образом, мы можем чтить связи между этими двумя системами, мы не можем не замечать также их различия.

Традиция Йоги

Йогой в этом исследовании мы считаем главным образом классическую систему йоги, так, как ее сформулировал Патанджали в Йога Сутрах, но как часть ведической традиции, из которой произошел Патанджали. Патанджали никогда не считали в Индии основателем традиции Йоги, скорее составителем йогических учений, которые возникли задолго до него. Патанджали, отражая более старую традицию, преподал восьмеричную (аштанга) систему Йоги, придавая особое значение интегральному духовному развитию, состоящему из дисциплин этики (Яма и Нияма), позы (Асана), дыхательных упражнений (Пранаяма), контроля чувств (Пратьяхара), концентрации (Дхарана), медитации (Дхьяна), и постижения (Самадхи). Этот интегральный, или восьмеричный подход к Йоге обычен для большинства школ Ведической и индуистской мысли и практики. Они встречаются в литературе, написанной до Патанджали - в Пуранах, Махабхарате. Творцом системы Йоги считается Хираньягарбха, который сиволизирует созидательную и эволюционную силу во вселенной, и является формой ведического Бога Солнца. Йогу можно отследить до самой Риг Веды, самого старого индуистского текста, который говорит об обращении нашего ума и продвижении к свету истины. Великие учителя ранней Йоги включают в себя имена многих известных мудрецов, таких как Васиштха, Яджнавалкья и Джайгишавья. Великим йогом считали самого Господа Кришну, чья Бхагавад Гита названа Йога Шастрой, или авторитетной работой о Йоге. Среди индуистских божеств Шива является величайшим из йогов, Богом Йоги, Йогешварой. Таким образом, сравнение классической Йоги и Буддизма переходит в более спорный вопрос сравнения между буддистскими и индуистскими учениями в целом, особенно по части Йоги и Веданты в индуистской дхарме. Некоторые люди, особенно на Западе, утверждали, что Йога является ни индуистской, ни ведической, а является независимой, или более универсальной традицией. Они указывают на то, что термин Индуизм не появляется в Йога Сутрах, а также, что Йога Сутры не связаны с базовыми практиками Индуизма. Такие прочтения искусственны. Йога Сутры изобилуют техническими терминами индуистской и ведической философии, что в их классических комментариях, или сопряженной литературе обясняется в мельчайших деталях. Йога Сутры всегда считались одной из шести систем ведической философии, испытав влияние Вед, Бхагавад Гиты и Упанишад, которые всегда упоминались традиционными комментаторами данного текста.

Другой великий ранний йогический текст, Брихатйоги Яджнавалкья Смрити, описывает ведические мантры и практики вместе с йогическими практиками асан и пранаям. Это же касается Йога Упанишад, которых существует несколько десятков. Те, кто изучает Йога Сутры изолированно от этой большей традиции, склонны делать ошибки. Ведь Йога Сутры являются трудом, состоящим из Сутр. Сутры — это короткие утверждения, порой являющиеся неполными предложениями, которые без каких-либо комментариев часто непонятны, или могут быть восприняты несколькими способами. Таким образом, чтобы приблизиться к Йога Сутрам и традици Йоги, человеку стоит смотреть на полный контекст этих учений, на комментарии и повлиявшие тексты, а не только на современные мнения по этой теме.

Другие люди на Западе, включая многих учителей йоги, утверждают, что Йога не является религией. Это также может быть обманчивым, хотя в этом тоже есть свое объяснение. Йога не является частью никакой из религиозным догм, провозглашающих то, что есть только один Бог, церковь, или спаситель, как единственно возможный путь. Учителя Йоги из Индии также никогда не настаивали на том, чтобы их студенты формально становились индуистами. Но Йога все также является системой, выходящей из индуистской религии и тесно связана со всеим аспектами индуистской Дхармы и во многом с аспектами индийской культуры. Йога имеет дело с природой души, Богом и бессмертием, которые являются главными темами религий во всем мире. Ее главная направленность является религиозной и определенно не ограничивается упражениями, или здоровьем, хотя она и более относится к духовной и мистической стороне религии, чем к самой только вере, или формальной конфессии. Хотя Йога и является одной из шести школ Ведической философии (Шат Даршана), ее также различным способом используют остальные пять систем.

Йога связана с другими из этих шести школ, системой Самкхья, которая описывает космические принципы (таттвы), познаваемые йогами вплоть до реализации. Ньяя и Вайшешика, две из других систем, предоставляют рациональный и философский тренинг, которому учителя йоги в Индии также следовали. Пурва Мимамса, или ритуальная школа, была основой большой части Карма Йоги в йогической системе. Уттара Мимамса (также называемая Ведантой) близко связана с йогическми традициями Бхакти и Джняна Йоги, и их учителя всегда использовали восемь частей Йога Даршаны.

Большинство великих учителей, которые принесли Йогу современному миру, такие как Свами Вивекананда, Парамахамса Йогананда, Шри Ауробиндо, Свами Шивананда, были представителями Веданты и делали акцент на Йоге и Веданте. Эти шесть систем как правило изучались вместе. Все они в определенной мере адаптировали методы и практики Йоги. В то время как мы можем обнаружить философские споры и диспуты между ними, все они направлены на раскрытие истины Вед и различаются в основном в деталях или в уровнях подхода. Все они берут цитаты из Ведических текстов, включая Упанишады, Бхагавад Гиту и Пураны для подтверждения своего авторитета. Некоторые западные ученые называют их «шестью школами индийской философии». Это ошибка. Эти школы представляют только Ведические системы, и не представляют не-Ведические, коих существует еще несколько. Более того, они представляют основанные на Ведах философские системы времен классической эры. Существует также много других Ведических и индуистских философских систем более позднего времени. И даже эти поздние системы, такие как Кашмирский Шиваизм, системы Хатха Йоги, Сиддха Йоги и Натха Йоги, часто цитируют и принимают учения не только из Йога Сутр, но и учения из Упанишад и Бхагавад Гиты.

Буддизм и его Философия

Буддистские школы, которых существует четыре в классической индийской философии, хотя и разделяли много идей с ведической духовностью, таких как карма и перерождение, не приняли верховенства Вед и отвергли ряд ключевых ведических принципов. Все буддистские школы применяют медитацию, некоторые из них даже добавляют более специфические йогические практики, такие как пранаяма и мантра. Такие системы могут быть названы современными авторами «буддистской йогой». Тем не менее, Йога как термин отсутствует в ранних буддистских текстах, в частности в текстах раннего буддизма -Тхеравады, и становится ведущей главным образом в буддистской тантрической традиции, которая развивалась позже, особенно в том виде, как ее практикуют в Тибете. Некоторые буддисты считают, что Будда был великим йогином, предполагали, что он владел мистическими силами, сиддхи. У Буддизма главным образом есть два направления, равно как и множество школ. Северная традиция Махаяна или «большая колесница» преобладает в Тибете, Китае, Японии и прилегающих странах. Это тот тип Буддизма, который более всего известен и у которого больше всего последователей в мире. Он включает в себя Чань, Дзен, Буддистскую Тантру (Ваджраяна), и Дзогчен. Южный вариант, Тхеравада, преобладает в южной части Азии, Шри Ланке, Бирме и Тайланде. Випассана является самой широко известной практикой буддизма Тхеравады. В общем, Тхеравада считается более древним из этих двух направлений. Тем не менее, большая часть индийского Буддизма, включая санскритские буддистские Сутры, относится к ветви Махаяны и скорее всего наилучшим образом сохранилась в Тибете, где и подверглась более поздней трансформации в Ваджраяну. Есть некоторые несогласия между этими двумя главными буддистскими линиями. Традиция Махаяны называет традицию Тхеравада «Хинаяна» или «малая колесница». Многие тхеравадины считают, что виды буддизма Махаяны, особенно тибетский, не являются на самом деле буддистскими потому, что те смешали Буддизм с локальными религиозными практиками. Традиция Махаяны, особенно в ее тантрических формах, использует дыхательные упражнения, мантры, визуализации и Божества во многом также, как традиция Йоги. У традиции Тхеравада общего с Йогой меньше, хотя она и использует похожие методы медитации и концентрации. Она в целом отрицает преданное поклонение и использование Божеств так, как это происходит на путях Йоги. Например, учителя Випассаны часто критиковали использование мантр, которые часто используют не только в индуистских йогических традициях, но и в учении Махаяны. На самом деле, можно было бы доказать, что тибетский Буддизм, с его мантрами, Божествами и йогическими учениями, находится ближе к Индуизму, чем к буддистским школам.

Буддизм вырос в культурной среде Индуизма. По этой причине индийский и тибетский Буддизм включили в себя Аюрведическую медицину, индуистскую астрологию, санскрит, те же правила иконографии и те же формы храмового поклонения, и прочие общие факторы, характерные для индуистской традиции. Целый ряд индуистских Богов и Богинь, таких как Ганеш и Сарасвати, появляются в тибетской традиции. Некоторые фигуры, такие как Богиня Тара, появляются в обеих. Тем не менее, когда Буддизм распространился в другие страны вне Индии, многие из этих связей были либо утеряны, либо их основа была забыта. Непал остался одним регионом индийского субконтинента, в котором обе эти религии сохранились, хотя и Непал имеет индуистское большинство, и (до недавнего времени имел) индуистского короля, и официально является индуистским государством. До настоящего времени в Непале индуистская Йога и буддистские традиции никогда не приравнивались на обыденном уровне. Непальские индуисты и буддисты уважают друг друга, но редко сочетают учения этих двух разных религий в своей фактической практике. Они склонны следовать одной традиции или другой, но редко обеим.

Йога и Медитация

Сегодня Йога больше всего известна своей традицией асан и йогических поз, которые являются наиболее популярной, видимой и внешней формой этой системы. Буддизм известен как традиция медитации, с помощью более популярных форм буддистской медитации, таких как Дзен и Випассана. Это очень странно, потому что Йога традиционно определяет себя как медитация, или как успокоение колебаний ума, а не как асана, которая преподается только как подготовка для медитации. В Йога Сутрах, классическом тексте о Йоге, в котором есть две сотни Сутр, только три из них упоминают асану, в то время как значительное большинство касаются медитации, ее теории и результатов.

На Западе мы слышим, как люди говорят о «Йоге и Медитации», обозначая йогу как асану, или некую другую внешнюю практику, такую как пранаяма. Если кто-то будет утверждать такое в Индии, то он услышит: «Йога и медитация, а их разве две?!» К сожалению, те, кто изучал Йогу на Западе, обучились только практике асан в этом учении, но не практике медитации. Некоторые из них могут поэтому смотреть в сторону буддистских учений, таких как Дзен или Випассана, в поиске практик медитации, не осознавая того, что существуют йогические и ведантические формы медитации, которые традиционно являются не только частью системы йоги, но и основного способа ее преподавания! Причина этому часто кроется в учителях йоги, которые не изучили аспект медитации в своей собственной традиции. Некоторым ее просто не преподали, так как ориентированные только на асаны учителя стали более популярными, без сомнений благодаря своей близости западному уму, ориентированному на физическое. Нет ничего неправильного в том, чтобы делать йогические асаны и выполнять буддистскую медитацию, но тот, кто называет себя учителем Йоги и до сих пор не знает йогической традиции медитации, не может называть себя учителем Йоги. Мы можем их сравнить с кем-нибудь, кто практикует буддистскую систему упражнений, такую как буддистские боевые искусства, но поверх всего этого выполняет не-буддистскую медитацию, и все еще называет себя учителем Буддизма!

Настоящая традиция Йоги ставила перед собой цель создавать мастеров медитации, а не только прекрасно гибкие тела. Большая часть системы Йоги Патанджали связана с наукой медитации, включая концентрацию, медитацию и Самадхи (Дхарана, Дхьяна, Самадхи). На самом деле, в начале Йога Сутр Йога определена как Самадхи, или духовное познание/единение. Йога и относящиеся к ней системы Веданты включают в себя множество типов медитации как с формой, так и без нее. Сюда относятся техники пранаямы, такие как Со'хам Пранаяма или разнообразные типы Крия Йоги (как та, которой учил Йогананда), медитация на Божеств всех типов и разные подходы, связанные с поклонением, все виды мантр - от простых биджа-мантр, таких как Ом, до длинных мантр, таких как Гаятри, использование янтр и других геометрических изображений, разнообразные методы концентрации, пассивные подходы к медитации и активные подходы, такие как само-вопрошание, преподаное Рамана Махариши. Это богатая медитационная традиция, в которой разнообразная практика асан является лишь аспектом.

Философские различия между индуистскими Йога-Веданта традициями и Буддизмом

Существуют буддистские опровержения разных школ индуистской философии, включая Йогу и Веданту, и непринятие индуистских божеств, таких как Шива или Кришна. Существуют также похожие опровержения со стороны Йоги и Веданты в сторону разных школ буддистской философии, включая отрицание всезнания Будды, критика буддистского мировозрения, и так далее. Сами по себе буддистские писания, как Махаяны, так и Тхеравады, содержат опровержения Атмана, Брахмана, Ишвары, и ключевых принципов Йоги и Веданты, которые рассматриваются как ложные доктрины. Стоит отметить Ланкаватара Сутру, которая весьма типична в этом отношении. Опровержение буддистских учений не находятся в индуистских писаниях, которые значительно предшествовали Буддизму, но вполне типичны для более поздней литературы. Много текстов Веданты, Санкхьи и Йоги содержат опровержения буддистских доктрин, особенно тех, что изложены в четырех классических школах буддистской философии, которые таким же образом рассматриваются как ложные. Такой критицизм буддистских учений происходит в главных комментариях к Йога Сутрам, которые создал Вьяса, и обычны для Адвайты (недвойственной Веданты). Такая критика может быть найдена среди работ величайших индуистских и буддистских мудрецов, таких как Шанкара у индуистов и Нагарджуна и Арьядева у буддистов.

Относительно Йоги и Буддизма одним из самых интересных взаимодействий была дискуссия между Ишвара Кришной (не путать с Кришной из Бхагавад Гиты) и буддистским гуру Васубандху, основателем школы Виджнянавада. Диспут был выигран Ишвара Кришной и была создана запись его доводов, Санкхья Карика, которая в последствии стала главным текстом Самкхьи. Виджнянавада, также называемая Йогачарой, является самой близкой к классической Йоге буддистской школой, но, на удивление, была именно той буддистской системой, которая конфликтовала с ней в философских дебатах больше всего. Были также похожие, но более ограниченные дебаты внутри каждой традиции; была критика Адвайта Веданты в адрес других индуистских традиций, таких как Санкхья-Йога, или критика буддистской Мадхьямики в адрес буддистской же Виджнянавады и других буддистских традиций. Индийская традиция заботливо относилась к дебатам, как к средству обнаружения истины, и в ней не было стремления к искусственным интеллектуальным соглашениям. Эта традиция свободных и открытых дебатов жива не только в Индии, но и в Тибете. Индийская традиция никогда не требовала интеллектуального единообразия и почитала разнообразие, что мы должны также помнить сегодня. Хотя нам необходимо быть толерантными, мы не должны отказываться от распознавания, или четкости мышления.

Сопоставление йогических и буддистских учений

Йога и Буддизм являются традициями, разработанными для того, чтобы помочь нам переступить пределы кармы и перерождения и осознать истинну осознанности. Они видят страдание и непостоянство присущими всему рождению, будь то животное, человек, или Божество, стремятся облегчить его через развитие более высокой сознательности. Оба подчеркивают необходимость растворить эго, чувство себя и своей собственности, и вернуться к изначальной реальности, которая не ограничивается отдельным Я. Обе традиции акцентируют реализацию просветления, или внутреннего озарения через медитацию. Обе системы признают Дхарму, принцип истины и естественного закона, как базового закона вселенной, который мы все должны понять. Такими Дхармами являются закон кармы и единство всех чувствующих существ. Буддизм определяет себя как Будда Дхарма или дхарма просвещенных, что видится как традиция, превосходящая время и место. Йога определяет себя как часть индуистской традиции, называемой Санатана Дхарма, вселенская или вечная дхарма, которая не привязана к какому-либо конкретному учителю, или традиции. Обе традиции называли себя Арья Дхармой, или Дхармой благородных мужчин.

Основные отличия между этими двумя системами в их наиболее важных взглядах и в способе практики. Ведические системы построены на фундаментальных принципах, таких как истинное Я (Атман), Создатель (Ишвара), и Верховный Бог (Брахман). Буддизм отрицает все подобные онтологические принципы, как всего лишь творения самого ума. В этом отношении ведические системы более идеалистичны, а буддистские системы — более феноменологичны. Отдельно от таких философских различий, обе системы разделяют одинаковые базовые этические ценности, такие как ненасилие, честность, непривязанность и отсутствие воровства. Обеты, которые дают буддистские монахи и садху в традиции Йоги — одинаковые, равно как и обеты монахов-Джайнов.

Абсолют

Веданта определяет абсолют как метафизический принцип Бытия — Осознанности — Блаженства, или как Брахман, в котором есть безупречное спокойствие и освобождение. Буддизм полностью признает Абсолют, который недуален и вне всех рождений и смерти. Но, тем не менее, Буддизм в целом не допускает каких-либо его определений и считает таковое бесполезным. Его иногда называют Дхармакая или телом дхармы, но все же санскритские буддистские тексты никогда его не называют Брахман.

Я и не-Я

Буддизм в целом отрицает Я (Атма или Пуруша) Йога-Веданты и подчеркивает не-Я (анатман). Он гласит, что нет никакого Я в чем-либо и, таким образом, Я — это только вымысел ума. Что бы мы ни показывали как Я, буддисты утверждают, что это только некое впечатление, мысль, или чувство, но не может быть нигде обнаружена однородная сущность, такая как Я. Буддизм имел тенденцию к тому, чтобы смешивать Я/Самость Веданты с еще одной формой эго. Традиция Йога-Веданты придает особое значение Само-реализации, или реализации нашей истинной природы. Она утверждает, что Я/Самость не существует в чем-либо внешнем. Если мы не можем обнаружить Я/Самость в чем-либо, то это не удивительно, потому что если бы мы нашли Я/Самость в чем-то, то это была бы не Самость, а вполне отдельная вещь. Мы не можем выделить Я, потому как именно Я выделяет все вещи. Я/Самость переступает пределы комплекса ума и тела, но это не причина для того, чтобы говорить, что его нет. Без Я/Самости мы бы не существовали. Мы бы даже не были бы способны задавать вопросы. Йога-Веданта различает Я/Самость (Атман), что есть наша истинная природа, как осознанность, и эго (как правило, называемое Ахамкара), которое является ложной идентификацией нашей истинной природы с комплексом ума и тела. Атман в Веданте — это не эго, а просвещенное сознание, которое превосходит пределы времени и пространства. И тем не менее, ряд буддистских традиций, особенно традиции за пределами Индии, такие как Чань или Дзен в Китае, использовали термины, такие как Я-разум, Истинная природа, подлинная природа сознания, или чье-то подлинное лицо, которые схожи с Я/Самость в Веданте.

Ум и Я/Самость

Буддизм определяет реальность в терминах ума и часто ссылается на предельную истину как на Единый Ум, или подлинную природу ума. В Йоге, ум (манас) рассматривается как инструмент сознания, коим является Я/Самость. В ней говорится о Едином Я/Самости и о многих умах, которые являются его средствами выражения и распространения. Поэтому, ум не является основным источником, а является лишь аспектом создания. Если мы изучим термины ум и я/Самость в двух традициях, то становится ясным, что то, что Йога критикует как привязанность к уму и эго, весьма похоже на буддистский критицизм привязанности к Я/Самости, в то время как то, что Веданта называет Высшим Я, схоже с буддистской идей подлинной природы Ума и Единого Ума. Я/Самость — нерожденная, несозданная реальность, схожая с тем, что Буддизм упоминает как трансцедентный аспект Ума. Пробужденный ум, который пребывает внутри сердца буддистов (Бодхичитта) напоминает Высшее Я (Параматман), который тоже пребывает внутри сердца. Все же, кроме этих сходств, формулировки и методологии двух систем в этом отношении могут быть весьма разными. Классические индийские буддистские тексты не делают таких корреляций, но настаивают на том, что ведантическое Я/Самость отличается от Единого Ума в Буддизме.

Бог или Создатель

Йогическая традиция основана на признании, уважении и преданности Богу, или создателю, хранителю и разрушителю вселенной. Одним из ее основных принципов является поклонение Господу (Ишвара-Пранидхана), что считается самым прямым методом само-реализации. Некоторая степень теизма существует в разных учениях Йога-Веданты, хотя в адвайтических системах Ишвара проявление Я-Абсолюта, который выходит за рамки даже самого Создателя. Это, пожалуй, главная разница между Йогой и Буддизмом. Буддизм отвергает Бога (Ишвару), или всеобъемлющего господа и создателя. Он не видит никакой необходимости в создателе и считает, что живущие существа являются посредством кармы сами по себе. Далай Лама недавно заметил, что Будда схож с Богом во всеведении, но не является создателем вселенной. Тем не менее, некоторые современные учителя Буддизма используют термин Бог и приравнивают его природе Будды. Также в некоторых буддистских традициях существует фигура Ади-Будды или первоначального Будды, который напоминает Бога. Будда предстает как Бог не в смысле теологического объекта, а как Божественный потенциал, присущий всем живущим существам, но также воспринимается как великое существо, которому молятся для прощения проступков.

Карма и перерождение

Обе системы видят карму, как главный причинный фактор, лежащий за перерождением в мире. Тем не менее, в Буддизме карма считается самосуществующим принципом. Буддизм утверждает, что мир существует благодаря безначальной карме живущих существ. В традиции Йоги, все же, карма не является самосуществующим принципом. Мир создан Богом (Ишварой), творческим аспектом сознания. Карма, как всего лишь сила инерции и привязанности, не может объяснить творения мира, но только нашу привязанность к нему. Карма рассматривается как сила, распределенная Богом, которая не может существовать сама по себе, подобно тому как кодекс законов не может существовать без судьи. Тем не менее, некоторые другие Ведические системы, такие как Пурва Мимамса, также придают больше значения карме, чем Богу. Йога признает существование Дживы, или индивидуальной души, которая перерождается. Буддизм же отрицает существование такой души и говорит о том, что перерождение — это всего лишь продолжение потока кармы, а не реальной сущности.

Фигура Будды

Все Буддистские традиции берут свое начало от Будды и многие придают особое значение изучению жизни исторического Будды, Шакьямуни. Ведическая традиция, с другой стороны, признает множество учителей, и нет такого одного учителя, которому все должны следовать, или смотреть на него сквозь историю. Нет такой единой исторической фигуры как Будда, которая доминирует, или за кем все должны следовать, почитать, или поклоняться. Индуизм принял Будду как великого учителя, но он включил его в свой поток множества учителей, гуру и аватаров. Термин Будда сам по себе привычен для ведических учений, так как это общий санскритский термин, означающий пребывание мудрым, пробужденным, или просвещенным. Когда его упоминают в индуистской литературе, то его называют Бауддха Дхарма или Саугата Дхарма, так как нет ничего в термине Будда на санскрите, что могло бы относиться к отдельной персоне или религии. В то время как индуисты провозгласили Будду аватаром, в Буддизме Будда не может быть аватаром, так как в Буддизме нет такого Бога, выражением которого мог бы быть Будда. Если Будда даже и считается аватаром в Буддизме, то только в силу своего просвещенного ума, но не как Создатель.

Нирвана

Обе системы рассматривают Нирвану как слияние с Абсолютом и как главную цель практики. Тем не менее, в Буддистской традиции, особенно в Тхераваде, Нирвана в целом описывается только негативно, как остановка. Ей не даются позитивные наименования. В ведической традиции Нирвана описывается позитивным образом, как слияние с Брахманом, или Саччидананда, Бытие-Осознанность-Блаженство, реализация бесконечного и вечного Я, называемое Брахма Нирвана. И все же, обе эти системы согласны с тем, что эта истина превосходит рамки всех концепций. Веданта описывает Нирвану как свободу, или освобождение (Мокша). Этот термин не встречается в Буддизме, который не принимает существование какой-либо души, которая могла бы быть освобождена.

Преданность и Сострадание

Йога с ее признанием Бога подчеркивает преданность и преклонение перед Богом (Ишвара-пранидхана), как один из главных духовных путей. Она содержит целый йогический метод, основанный на преданности - Бхакти Йогу, через который мы открываем наши сердца Богу и преклоняемся перед Божественной Энергией. Так как Буддизм не признает Бога, то преданность Богу не является путем в Буддизме. Вот почему мы не находим ни одной значимой традиции великих преданных, или певцов божественной любви в Буддизме, таких как Чайтанья, Рамакришна, Тулсидас или Мирабай в индуистской традиции. Буддизм не признает преданности Будде, или веру в разум Будды. Впрочем, преданность великим учителям, или функции просвещенного ума не затрагивает человеческое сердце с той же значимостью, как преданность Божественному Отцу и Матери всей Вселенной, создателю, хранителю и разрушителю всего, что в свою очередь подразумавает признание Бога. Буддизм развил роль Бодхисаттвы, просвещенного, который остается после просветления для того, чтобы учить и направлять живущих существ. Согласно же Йоге, Бог и все мудрецы, что с ним слились, вечно присутствуют для того, чтобы помогать всем существам, и поэтому нет необходимости в таком специальном обете Бодхисаттвы. Йога ценит сострадание как этический принцип и говорит, что мы не можем осознать наше истинное Я, до тех пор пока мы думаем, что мы отдельны от других созданий.

Боги и Богини / Будды и Бодхисаттвы

удды и Бодхисаттвы, технически говоря, не являются божествами, или Богами и Богинями. Они не являются формами Божественного Отца и Матери и у них нет никакой роли в создании, поддержании и разрушенни вселенной. Они не являются родителями всех существ, а только лишь мудрыми советчиками и учителями. Их часто описывают как великие существа, которые некогда жили и достигли просветления в каком-то моменте времени, и дали разнообразные обеты остаться в мире, чтобы помогать спасать живущих существ. Например, пожалуй, самая великая буддистская Богиня, Тара, является такой Бодхисаттвой, просветленной личностью — не Божественной Матерью, как Дурга или Кали в Индуизме, а великим просвещенным мудрецом, которая продолжает существовать в мире для того, чтобы помогать живущим существам. Она не является Богиней или формой Бога как вселенского создателя, но проявлением просвещенного ума и его силы сострадания. Есть также медитационные Будды (Дхьяни Будды), которые представляют архетипы просветления. Несмотря на то, что Будды и Бодхитсаттвы не являются формами Бога, на них можно молиться для получения благодати и защиты. Например, Бодхисаттва Тара считалась спасителем бедствующих. Поклонение разным Бодхисаттвам называется Йогой Божеств в тибетской традиции.

Заключение

Если мы смогли бы поставить знак равенства между Единым Умом в Буддизме и Единым Я/Самостью в Веданте, сделать Будду и Бога одним и тем же и дать Будде силу создания вселенной, и сделать другие подобные корреляции, то обе традиции могли бы быть синтезированными хотя бы на философском уровне, хотя разница в линиях передачи и в практиках скорее всего остались бы. Я обнаружил, что много людей на Западе, которые считают себя Буддистами, на самом деле являются последователями Веданты по своим взглядам. В то время как они принимают карму и перерождение, они также принимают существование Бога как Создателя, Высшее Я и Абсолют Чистого Бытия. Этим являются Ишвара, Атман и Брахман из Ведантической мысли, которых классический Буддизм прямо не принимает.

Выбирая Путь

Есть немало людей на Западе сегодня, и даже в Индии, которые сочетают Йогу и Буддизм, впрочем как и менее связанные традиции. Некоторые люди порой пытаются следовать гуру обеих традиций (часто без одобрения своих учителей). Конечно, учения, котрые одинаковы в обеих традициях, такие как ненасилие, вполне легко соотносить. Также легко для Буддистов использовать асаны, или пранаяму, внешние аспекты учений Йоги, в своей практике. Но весьма сложной может оказаться медитация на Высшее Я в Веданте, совмещенная с медитацией на не-Я в Буддизме. Буддистский подход требует усомниться в том, что есть вообще какое-либо Я/Самость. Подход Веданты требует полной веры в Я/Самость и слияния всего с ним. И главным образом, трудно поддерживать определенные подходы преданности в буддистском контексте, где нет реального Бога, или Создателя.

В большинстве случаев, гуру либо в Ведической, либо в Буддистской традиции требуют, чтобы их ученики придавали особое значение точности их учений. В этом отношении, они могут не принять то, что их последователи комбинируют учения и практики от разных гуру и от разных традиций, особенно те, что по-разному ориентированы. В эту эпоху эклектики, много людей совершают какие-то синтетические эксперименты, комбинируя разные духовные пути и учения согласно своим наклонностям и влияниям. Это может даже оказаться плодотворным в каих-то случаях, особенно, когда кто-то все еще ищет свой собственный путь. Все же, часто люди теряются, или оказываются сбитыми с толку, пытаясь смешать вместе учения, которые они на самом деле не понимают. Прыганье назад и вперед между учителями и традициями может ограничить нас от какого-либо продвижения в какой-либо из них. Искусственный синтез, который во многом является ментальным упражнением, не является заменителем глубокой практики, которая требует преданной концентрации. Цель не в том, чтобы комбинировать пути, а в том — чтобы достигнуть цели, что требует прибывания на истинном пути до конца. В то время как может быть много путей к вершине горы, вряд ли кому удастся высоко забраться постоянно скрещивая и меняя пути. Прежде всего, пытаться объединять пути - это задача не для учеников. Это возможно для мастеров, великих носителей линии передачи в традициях, совершать таковое, если это необходимо.

Уважая все пути, следовать своему собственному

Сегодня мы входим в глобальный век, который требует развития глобальной духовности. Это требует почитания всех форм внутреннего поиска, не зависимо от того, откуда и когда они произошли, даже если наши собственные предпочтения другие. Единство истины красной нитью проходит через все границы между человеческими существами. Это ключевой момент, что такие медитационные традиции, как Йога и Буддизм, формируют общий фронт в свете нужд глобальной эры. Все подобные истинные духовные традиции встречаются со многими одинаковыми врагами в этом материалистичном мире. Их общие ценности защиты земли, ненасилия, признания законов кармы, и практика медитации - являются, быть может, решающим голосом для избавления нас от теперешнего кризиса. Но в сближении должно сохраняться разнообразие учений, что означает не только признание их единства, но и уважение их различий. Это же справедливо для разных культур. В то время, как мы должны признавать единство человечества, мы также должны позволять разнообразным культурам сохранять их уникальные формы, а не просто сбрасывать их все в один чан для переплавки, где все их отличительные особенности теряются. Настоящим единством является всеобщность, которая стимулирует творческое многообразие, а не монотонность, которая преуменьшает все до стереотипа. Истина не только Едина, но и Бесконечна и не может быть уменьшена до каких-либо финальных форм. Плюрализм тоже верен, так как каждый индивид уникален и мы должны иметь достаточно широкий взгляд на вещи, чтобы позволять другим иметь противоположные мнения. Как утверждали ведические Риши: «То, что является единой Истиной, пророки преподают разными способами.» Это существует для того, чтобы помочь всем разнообразным типам и уровням душ. Несмотря на то, что мы должны уважать все пути, нам просто необходимо следовать единому пути к цели. Надо надеяться, что путь будет широких взглядов, но любой путь должен иметь определенные руководящие принципы и не каждый путь будет работать для каждого.

Перевод с английского Екатерины Дегтярь