После Индии пензенец П. Мелизов стал вегетарианцем и начал писать стихи

После Индии пензенец П. Мелизов стал вегетарианцем и начал писать стихи

Теперь он ездит туда, чтобы обрести душевную гармонию

Духовные паломничества в азиатские страны из года в год набирают все большую популярность среди россиян, в том числе и пензенцев. Люди месяцами живут в ашрамах Индии, ищут загадочную Шамбалу в Непале, покоряют вершины Гималаев…

Зачем они это делают? Как потом меняется их жизнь? Своим опытом делится Павел Мелизов, который четыре раза побывал в Индии и однажды пытался добраться до Кайласа.
Павел — обычный парень. Получает высшее образование по психологии, работает в интернет-издательстве.

— Путешествия в западные страны меня никогда не привлекали, — размышляет он. — Я знал: как только появятся средства, отправлюсь в Индию. Было чувство, что с этой страной у меня какая-то мистическая связь и нужно туда поехать. Предчувствие не обмануло.   

Бог в каждой лавке

В Индии большинство населения глубоко религиозно: практически 80 процентов жителей страны исповедуют индуизм. Вера в мифы и легенды, поклонение богам (которых там насчитывается несколько тысяч) являются образом жизни.

— В каждом доме установлен алтарь, буквально в каждом магазине и каждой уличной лавке продаются изображения божеств. Да что там, даже любители граффити рисуют на заборах Кришну или Раму, — говорит Павел. — В общем, все напоминает о том, что мы пришли в этот мир на время, что нужно помнить о душе, о своей вечной природе и волноваться только об одном — об отношениях с Богом. По­этому не случайно именно сюда люди едут за духовным развитием и просветлением.  

Правда, для этого придется преодолеть себя. Первое, что бросается в глаза в Индии, — нищета и грязь.

— Нам говорили, что на эту страну нужно смотреть не так, как на европейские государства, — вспоминает Павел. – На Западе туристы могут восхищаться идеально чистыми улицами, «голливудскими» улыбками, порядком. Здесь все иначе. Если в Индию едет человек, для которого важнее материальное, его с первого же дня начнут раздражать стаи попрошаек, антисанитария, странные традиции...

Нужно подготовиться к тому, что внешнего комфорта здесь не будет.

— Практика показывает: если человек концентрируется на духовном, ему все равно, что мир вокруг не идеален, — продолжает молодой человек. — Я и за собой много раз замечал: когда находишься в медитации, все внешнее теряет значение. Но это неспособны ощутить люди, для которых комфорт на первом месте. Они приезжают в эту страну с позицией потребителя: мол, деньги заплатил — теперь все должно быть так, как я хочу. Тратят много энергии и нервов на то, чтобы подогнать условия под себя. И уезжают очень недовольными, рассказывая всем, что в Индии делать нечего.  

Поделятся последней лепешкой

Кажется, все индусы рождаются с пониманием, что нужно жить «здесь и сейчас» и придавать значение только одному – любви.

— Они настолько радушные, открытые, улыбчивые, что вначале невольно становится не по себе, — вспоминает Павел. — Ведь многие живут в сараюшках, которые жильем-то назвать сложно. И при этом счастливы. Европейцы видят в этом подвох: ведь многие из нас недовольны жизнью, имея счет в банке, квартиры, несколько машин.

С непривычки от этого может защемить сердце: когда, например, совершенно чужой для тебя человек ведет себя так, как не ведут близкие люди на родине.

— Рикши (уличные перевозчики. — Авт.) могут вас довезти до нужного места совершенно бесплатно, нищая семья – поделиться последней лепешкой, а первый встречный — несколько часов помогать найти нужное место, — рассказывает Мелизов. — Довольно быстро я понял, что для них главное не деньги, а отношения. Помню, долго выбирал кулон с восточным символом «ом», стоил он дороговато. Я даже не просил хозяина сбросить цену, но он назвал сумму в 2,5 раза меньше — просто захотел сделать мне подарок. После этого невольно рождается ощущение, что нищие на самом деле мы, а не они.

Жизнь без холодильника

В Индии нет холодильников (исключение — современные комфортабельные отели в больших городах). Пищу готовят непосредственно перед употреблением. Она простая, в основном вегетарианская, практически всегда один и тот же набор продуктов: сыр, молоко, рис, горох, овощи. Все это употребляется в различных сочетаниях, с большим количеством специй.

— После первой же поездки я стал вегетарианцем, — признается Павел. — Я понял, что любое существо, даже маленький жучок, достойно того, чтобы жить.  К тому же я увидел, насколько разнообразное меню может быть у тех, кто не ест мяса. Страх, что в рационе останутся только рис и картошка, просто смешон.

В индийских лавках сложно отыскать традиционный для нас набор продуктов. Колбасы, консервы или макароны здесь не найти. В основном продаются овощи, фрукты, крупы, зелень, специи. Индийская кухня довольно своеобразна, и российскому или европейскому туристу нужно некоторое время, чтобы к ней привыкнуть.  

— Блюда здесь овощные, очень острые, — объясняет Павел. — Когда туристы в кафе просят: «Плиз, ноу спайси!» («пожалуйста, без специй!»), приносят блюда, от которых все во рту горит. А кушанья «со специями» наш желудок переварить просто не в состоянии…

Смывали груз с души

Особое впечатление в Индии производят храмы. В них приходят семьями и большими группами, среди которых много молодежи, детей. Люди не просто идут — они торопятся в храм, как будто куда-то боятся опоздать.

Храмами называют как огромные сооружения, так и маленькие, состоящие всего из одной комнатки.

— Русские паломники ездят по стране группами от 20 до 150 человек, — рассказывает Павел. — Больше всего, конечно, москвичей и питерцев, людей из городов-миллионников. Встретить земляка в таком путешествии практически нереально. Со мной такого не случалось ни разу.

За четыре поездки пензенец посетил множество мест. Он участвовал в Кумбха-меле в Аллахабаде – это большой фестиваль, собирающий миллионы людей со всего мира для духовной трансформации. Побывал в Джайпуре — столице штата Раджастан, которую называют «розовым городом» из-за того, что при ее строительстве использовался камень розового цвета. Жил в Ришикеше, который считается мировой столицей йоги — в ашраме «Пхул Чатти» (в переводе — «цветущий приют»). Он расположен у самого подножия Гималаев, окружен цветущими рощами и манговыми деревьями.

— Бурные потоки священного Ганга омывают твои ноги чистыми водами, — рассказывает путешественник. — Считается, что омовение в этой реке очищает судьбу. Мы приходили к ней каждый день, занимались йогой на берегу, открывались ветру и солнцу, купались — и словно смывали тяжелый груз с души.

Еще он несколько недель жил в этом очень популярном месте у русских туристов в ашраме Саи Бабы. Это самый известный индийский гуру, которого почитали как живое божество, духовного учителя и чудотворца.

Каждый день в ашраме проходят разговоры о духовном: свамиджи (духовный учитель. — Авт.) проводит встречи с народом. Все происходит в огромнейшем зале, рассчитанном на тысячи человек. А вообще, туда можно прийти в любое время и помолиться или помедитировать, либо просто посидеть в тишине.

— В целом атмосфера ашрама удивительная, — вспоминает Павел. — У многих происходит кардинальный переворот в мировоззрении. При этом человеку не навязывается никакое религиозное учение. Там абсолютная свобода действий и мыслей.

Самое загадочное место на земле

Особое место в паломничествах Павла заняла поездка на Кайлас (Гималаи).

— Обход вокруг горы Кайлас, одного из главных оккультных мест на земле, называется «кора», — объясняет Павел. — Это обряд, который очищает карму от результатов дурных поступков.

Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа очищает от грехов, а 108-кратный обеспечивает переход в нирвану уже в этой жизни. Не знаю, что насчет 108 раз, но даже один мне дался довольно тяжело.

Индуисты верят, что Кайлас — центр всего мироздания, что там живет всемогущий бог Шива, а расположенное рядом озеро Манасаровар священно.

Подножие Кайласа расположено в 4,5 километра над уровнем моря. Высота огромная! Добраться туда не так-то просто.  

— На подступах к горе, в городе Сага, случилось что-то непонятное, — вспоминает молодой человек. — В ту ночь почти никто не спал, у всех были разные симптомы горной болезни: у кого-то болела голова, кому-то было трудно дышать. Ни с того ни с сего я начал смеяться и никак не мог остановиться. Явных причин для смеха не было, наоборот, я чувствовал что-то мистическое и странное. Эта ночь останется в моей памяти навсегда.

Кору Павел вместе с группой совершил за три дня: это 54 километра высокогорной местности.   

С несколькими туристами они пытались подняться выше, но буквально за несколько минут поднялся ураган, пошел снег, начал дуть ветер, который сбивал с ног. Хотя весь день погода стояла идеальная: светило солнце и небо было светло-голубое, без облаков. Путники решили, что дальше их не пускают высшие силы, потому что сознание еще не готово. Повернули назад.    

А еще было омовение в озере Манасаровар — настоящее испытание. Температура воды всего 4 градуса, на небольшой глубине немели ноги, а ведь нужно было пройти достаточно далеко, чтобы окунуться полностью. Зато после этой аскезы многие почувствовали удивительную легкость в  теле и на душе.  

— Я в этом месте потерял очки, которые носил всю жизнь, — вспоминает Павел. — Больше они мне не понадобились! На местном рынке у меня украли дорогой фотоаппарат, поэтому не осталось ни одной фотографии из поездки, но не это главное. Нас предупреждали, что путешествие на Кайлас перевернет нашу жизнь… И это в самом деле так. Например, у меня открылись творческие способности, я начал писать стихи и прозу. Вообще, жизнь стала намного полнее и счастливее оттого, что изменился взгляд на мир. Я проще отношусь к черным полосам, которые время от времени приходят, стало намного меньше негативных эмоций, да и просто поводов для раздражения.

Священные коровы

Индусы проявляют любовь, сострадание и милосердие ко всему живому, а не только к людям. Именно поэтому основная масса населения придерживается вегетарианства.   

— Например, корову там чтут, будто мать, потому что ей присущи такие качества, как доброта, мудрость и спокойствие. Как можно убить мать, чтобы съесть? Для верующих индийцев — это нонсенс, — объясняет Павел. — Даже если вы въезжаете в страну как турист, вам запрещается кричать на корову, бить ее и тем более есть говядину. Корова может бродить где угодно, даже по самым оживленным улицам больших городов. Может спокойно зайти в храм, и никому не придет в голову выгнать ее.

Такое же уважительное отношение у индусов к обезьянам, особенно живущим в местах паломничества. Есть поверье, что в их телах обитают души святых людей, которые живут на земле в последний раз.  

— Животные настолько привыкли к тому, что люди их кормят, что нагло выпрашивают еду, а если не получают желаемого, становятся агрессивными и могут даже укусить, — рассказывает Павел. — Бывает, забираются в номера отелей, портят вещи и продукты.



Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное