Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ХРИСТОС РОДИЛСЯ В КРЫМУ. ТАМ ЖЕ УМЕРЛА БОГОРОДИЦА

Святой Грааль - это Колыбель Иисуса, долго хранившаяся в Крыму.
Король Артур - это отражение Христа и Дмитрия Донского

Глава 4.
НАМ УДАЛОСЬ ОБНАРУЖИТЬ МЕСТО СМЕРТИ И ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ МАРИИ БОГОРОДИЦЫ. ЭТО - ЗНАМЕНИТЫЙ ДРЕВНИЙ ГОРОД ЧУФУТ-КАЛЕ В КРЫМУ, НЕДАЛЕКО ОТ БАХЧИСАРАЯ.

12. ИЗВЕСТНАЯ ЗОЛОТО-ОРДЫНСКАЯ (ТАТАРСКАЯ) ИСТОРИЯ ЦАРИЦЫ ДЖАНИКЕ-ХАНЫМ - ЭТО РАССКАЗ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И ВОЗНЕСЕНИИ ДЕВЫ МАРИИ В ЧУФУТ-КАЛЕ.

 

12.1. СЕГОДНЯ ЦАРИЦУ ДЖАНИКЕ-ХАНЫМ ОТНОСЯТ В XIV-XV ВЕКА. ПО-ВИДИМОМУ, ИСТОРИКИ ОШИБАЮТСЯ.

Перейдем теперь к популярному старинному рассказу о царице, погребенной прямо в Чуфут-Кале, в массивном мавзолее, стоящем в самом центре древнего города, на вершине скалы, рис.4.92, рис.4.93, рис.4.94. Об этой женщине сохранилось несколько сказаний. Уже одно это показывает, что речь идет о чем-то выдающемся, привлекавшем внимание многих.

Современная версия истории данного памятника такова.

<<Перед воротами Орта-капу возвышается центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей. Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой (рис.4.95, рис.4.96, рис.4.97, рис.4.98, рис.4.99, рис.4.100 - Авт.).

Погребальные сооружения такой конструкции - мавзолеи - в Крыму появились в XIV в. ... На крымско-татарском языке они назывались "дюрбе", или "дурбе". Арабская надпись, словно орнамент украшающая мраморное надгробие в мавзолее, гласит: "Это гробница знаменитой государыни Джанике-Ханым, дочери Тохтамыш-хана">> [164], с.58.

На самом деле, как мы увидим далее, по поводу перевода надписи есть разногласия. Считается, что здесь говорится о том самом хане Тохтамыше, который воевал с Дмитрием Донским и якобы через два года после Куликовской битвы осадил Москву и сжег ее. Согласно нашим исследованиям, Тохтамыш-хан является отражением самого Дмитрия Донского, то есть римского императора Константина Великого. См. наши книги "Новая хронология Руси" и "Крещение Руси".

В эпитафии Джанике-Ханым названа "Великой Царицей" [164], с.62.

Вокруг мавзолея "Великой Царицы" накопилось много разногласий. Пишут так. <<Мавзолей вызывает немало вопросов. Удивляет его хорошее состояние - ведь окружающие постройки лежат в руинах. Сохранил ли он первоначальный вид? Есть ли хоть малая доля истины в поэтических легендах, посвященных "государыне Джанике-Ханым"? ...

Прекрасный знаток истории Крыма А.Э.Бертье-Делагард... с большой долей скепсиса писал о героине легенд: "С ее именем... связано несколько вздорных, мнимо народных рассказов, но точно исторического о ней ничего не известно".

Настолько ли безнадежна ситуация? Внимательное чтение мусульманских авторов XV в. убеждает в ином. Джанике-Ханым достаточно известная фигура не только в истории Крыма, но и Золотой Орды.

Летописец Кадыр Али-бей под 822 годом хиджры (1419-1420) сообщает: "У Тохтамыша была дочь по имени Джаныка, ее взял Едигей. В то время Кадыр-Берды (он считается братом Джанике - Авт.) было три только года: Джаныка выпросила у Едигея пощадить ее брата, спрятала его в царстве"...

Встречается упоминание о ней и в сочинениях Эльмакризи (1364-1443 гг.) "Книга путей для познания династий царских": "В шевалле 819 года (22.11 - 21.12.1416 г.) прибыла хатун, жена эмира Идики, государя Дештского (Дешт, Дешт-и-Кипчак так называли мусульманские авторы Золотую Орду). Она хотела из Дамаска совершить хадж". В свите ее находилось 300 всадников"...

В 1437 г. Джанике-ханым скончалась и была погребена на плато Кырк-ора (Чуфут-Кале - Авт.) с титулом "великой государыни"...

Ничего не известно о детстве Джанике-Ханым. Первое упоминание связано с браком ее с Едигеем, могущественного эмира ногайской орды>> [164], с.58-60.

Известны и другие сообщения арабских авторов о Джанике-Ханым. Правда, некоторые из них косвенные.

 

12.2. ПОЗДНИЕ АВТОРЫ ПУТАЛИ СОБЫТИЯ КОНЦА XII ВЕКА И КОНЦА XIV ВЕКА. ТО ЕСТЬ ЭПОХУ ХРИСТА И ЭПОХУ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО.

Итак, великую царицу Джанике-Ханым считают дочерью хана Тохтамыша, рис.4.101. Как мы уже отметили, Тохтамыш - это отражение царя-хана Дмитрия Донского. Он же - великий "античный" император Константин I. Мы уже неоднократно обнаруживали, что некоторые летописцы путали эпоху Христа, а именно, вторую половину XII века, с эпохой Константина = Дмитрия Донского, то есть с концом XIV - началом XV века. Это объясняется, в частности, тем, что Русь-Орда получила два Крещения. Первое дано самим императором Андроником-Христом в конце XII века. Оно известно также как Крещение Руси лично апостолом Андреем Первозванным. Второе крещение дано императором-ханом Дмитрием Донским (Константином Великим) в конце XIV века, после Куликовского сражения. В этой битве 1380 года, напомним, апостольское христианство победило царское = "античное" христианство XII-XIV веков. В результате была крещена вся Великая = "Монгольская" Империя. (Кстати, старое царское христианство = "язычество" потом стали именовать первичным иудейством).

Яркие следы путаницы между событиями конца XII и конца XIV века всплывают также в иудейских текстах, рассказывающих о Христе. Вот, например, что говорит известная раввинская рукопись "Тольдот Иешу" (Венский вариант).

"Когда сыны Израилевы увидели, что некоторые язычники уверовали в него (Иисуса - Авт.), они составили завещание и положили схватить его. И СХВАТИВ [ИЕШУ], ОНИ ПРИВЕЛИ ЕГО К ЦАРИЦЕ ЕЛЕНЕ, ЖЕНЕ КОНСТАНТИНА, в чьи руки тогда перешла власть после Набукаднецара, царя Вавилонского... И обратились к царице Елене: госпожа царица, этот человек, называемый Иешу, есть мамзер и великий чародей, благодаря чему он совращает людей и соблазняет Израиль, говоря, что он Мессия. За это он заслуживает смерти" [307], с.363. Далее описывается беседа Иешуа с царицей Еленой. Правительница выслушала Иешуа, прониклась его словами "и поверила в то, что он Бог... И царица сказала: благословение твое со мной, иди и возвращайся" [307], с.364. Потом, однако, через некоторое время, Иешуа был все-таки схвачен и казнен.

Совершенно ясно, что тут совмещены, спутаны, два сюжета, разделенные примерно тремя столетиями. Первый рассказ - это евангельская история об аресте Христа и суде Пилата. Прокуратор Пилат не нашел за Иисусом вины и хотел отпустить Его. Но иудеи яростно воспротивились, и Пилат был вынужден отдать Христа на распятие. Согласно нашим результатам, тут речь идет о событиях конца XII века.

Вторая сюжет - это упоминание римского императора Константина и его матери Елены. То есть, согласно нашим исследованиям, это конец XIV века. Отметим, что раввинский текст отождествляет здесь римского прокуратора Понтия Пилата с римской царицей Еленой. (Кстати, Елена названа в иудейской рукописи не матерью, а женой Константина). Император Константин Великий - это великий царь-хан Дмитрий Донской.

Итак, поздние историки путали два Крещения Руси-Орды и в результате перемещали некоторые события XIV века в XII век, как и наоборот. То есть некоторые евангельские сюжеты из XII века оказывались поднятыми во времени наверх, в конец XIV - начало XV века. По-видимому, это коснулось и истории Марии Богородицы. Рассказ о ней мусульманские летописцы перенесли из XII века в эпоху второго Крещения Руси Дмитрием Донским после Куликовской битвы 1380 года. В результате и вышло, будто Дева Мария оказалась "дочерью" Тохтамыш-хана, то есть Дмитрия Донского = Константина Великого. Посмотрим, сохранились ли в рассказах о Джанике-Ханым следы событий, связанных с Девой Марией? Оказывается, сохранились, причем довольно заметные. Судите сами.

 

12.3. ДЖАНИКЕ-ХАНЫМ СПАСАЕТ СВОЕГО МАЛОЛЕТНЕГО БРАТА ОТ ЗЛОГО ЦАРЯ. ЭТО - БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ.

Мусульманские и золото-ордынские источники рассказывают о хане Тохтамыше, отце Джанике-Ханым, и ее муже - хане Едигее. Говорится о свирепости Тохтамыша, который убил мать Джанике-Ханым. Не менее свирепый Едигей становится противником Тохтамыша и поддерживает Тимура, активно действовавшего против Тохтамыша. Таким образом, рядом с Джанике-Ханым оказывается некий "очень злой царь", убивший ее мать, и другой, не менее злой царь.

Более того, как мы уже видели, Едигей хотел убить малолетнего Кадыр-Берды - "брата" Джанике-Ханым. Ему было всего три года от роду. Джанике упросила Едигея пощадить брата и спрятала его где-то далеко.

Не исключено, что здесь могли отразиться и евангельские рассказы о злобном царе Ироде, преследовавшем юного Иисуса (Кадыр-Берды) и все Святое Семейство. Именно поэтому они и бежали от Ирода в далекий Египет. В мусульманских летописях этот сюжет отразился следующим образом.

"Джанике не довольствовалась затворническим уделом женщины-мусульманки... Именно поэтому в 1416 г. она с пышной свитой совершила паломничество в Мекку, о чем заговорил весь мусульманский мир. Джанике стала заметной политической фигурой. О ее влиянии на Едигея свидетельствует упомянутый случай с Кадыр-Берды. ВИДИМО, ОНА ИМЕЛА ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ ТОЛЬКО СПАСТИ ЖИЗНЬ БРАТА, ВЫРВАВ ЕГО ИЗ РУК ЕДИГЕЯ, НО И СПРЯТАТЬ ТАК НАДЕЖНО И ДАЛЕКО, ЧТО ОН ОКАЗАЛСЯ НЕДОСЯГАЕМЫМ ДЛЯ ВСЕСИЛЬНОГО ЭМИРА, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАИНТЕРЕСОВАН В УСТРАНЕНИИ МАЛЕНЬКОГО ЦАРЕВИЧА, последнего сына Тохтамыша. И мы знаем, что опасения Едигея подтвердились. В 1420 г. "Кадыр-Берды-хан во главе с крымским войском перешел через Волгу и вступил в сражение с Едигеем у реки Яик... Эта битва стала последней для обоих полководцев.

Спасая Кадыр-Берды, Джанике, вероятно, руководствовалась не только родственными чувствами, но и дальновидным политическим расчетом, ведь Едигей имел от нее сына и стремился сделать его единственным законным претендентом на престол, УСТРАНИВ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ТОХТАМЫШЕВИЧЕЙ, НЕ ИСКЛЮЧАЯ И САМУ ДЖАНИКЕ" [164], с.62.

Итак, у Джанике есть малолетний "брат", которому всего лишь три года. Злой царь хочет убить его, поскольку собирается возвести на трон своего собственного сына. То есть Едигей видит в юном царевиче, опасность для власти своего рода. Причем, повторим, злой царь угрожает и самой царице Джанике. Ей удается не только спастись самой, но и вырвать малолетнего "брата" из рук злодея и увезти его куда-то очень далеко. Царевич спасен, долгое время живет вдали от врагов, затем возвращается на родину, где становится ханом и полководцем. Здесь он вступает в борьбу и погибает в сражении с Едигеем [164], с.62.

Мы узнаем здесь костяк евангельской истории Иисуса. Злобный царь Ирод описан как злобный хан Едигей. Дева Мария - это царица Джанике. Юный Иисус Христос - это малолетний Кадыр-Берды. Бегство Джанике с юным царевичем - это бегство Святого Семейства в Египет. Они спасаются от Ирода = Едигея. Стремясь добраться до Иисуса, Ирод приказывает перебить всех вифлеемских младенцев в возрасте до двух лет. А малолетнему Кадыр-Берды, "брату" Джанике, было в момент бегства только три года. Христос долгое время живет в Египте. Затем возвращается в Иудею, в Иерусалим (Царь-Град). Вступает в борьбу с противниками и погибает в результате мятежа в столице. Во время восстания в Царь-Граде императора Андроника-Христа убивают.

Напомним, что в Евангелиях царь Ирод упоминается как во время младенчества Иисуса, так и во время появления и казни Иисуса в Иерусалиме. Сегодня считается, что это - "разные цари Ироды". В цитированной выше золото-ордынской версии "оба" Ирода описаны как "один" хан Едигей. Он пытается убить малолетнего Кадыр-Берды (Христа), и он же вступает с ним с борьбу через несколько лет, когда уже повзрослевший хан Кадыр-Берды (Христос) возвращается на родину и воюет с Едигеем (Иродом).

Современные историки пытаются понять - почему Джанике-Ханым была захоронена именно в Чуфут-Кале. Пишут так: <<До сих пор речь шла о деятельности Джанике-ханым, связанной с Золотой Ордой. Но в ней нет ответа на такие важные для нас вопросы: почему Джанике погребена в Кырк-оре и почему в эпитафии она названа "великой царицей">> [164], с.62.

Далее А.Г.Герцен и Ю.М.Могаричев приводят разнообразные свидетельства, из которых делают следующий вывод. "Итак, родственные корни Джанике восходят к Кырк-ору. Не здесь ли укрывала Джанике своего брата Кадыр-Берды, ведь это была родина его матери... Становится ясным, почему в последнее сражение с Едигеем Кадыр-Берды вел войска из Крыма...

После гибели Кадыр-Берды... Джанике осталась старшей в роде Тохтамыша" [164], с.63. Действительно, Христос был казнен раньше, чем умерла Мария Богородица. Сын умер раньше матери.

Интересно, что судьба Джанике (Марии Богоматери) связывается историками с Крымом и Чуфут-Кале. Как мы понимаем, Дева Мария действительно некоторое время жила здесь и умерла. Здесь же была захоронена. Любопытно, что именно Крым связывается с бегством Святого Семейства в Египет. Как мы увидим в следующей главе, эта догадка находит серьезные подтверждения. Заметим, кстати, что Крым назван родиной матери Кадыр-Берды, то есть Христа. Крым находится на пути из Царь-Града на Русь. То есть на путь из евангельского Иерусалима в библейский Египет.

 

12.4. КОГДА ВОЗВЕЛИ МАВЗОЛЕЙ ДЖАНИКЕ?

Считается, что в Чуфут-Кале захоронили не только Джанике, но и некоторых других правителей. <<Вот свидетельство французского путешественника Жильбера Ромма, посетившего Чуфут-кале в 1789 г.: "В центре города посреди домов видны остатки гробницы, воздвигнутой над прахом Гайдар-хана, умершего лет 300 назад". Автор ошибся, речь, конечно, шла о гробнице Джанике-ханым, но, видимо, память о погребении в Кырк-оре Гейдар-хана... сохранялась... На рисунках мавзолея Джанике-ханым, относящимся к середине XIX в., хорошо видны мусульманские надгробия, расположенные рядом с ним... При раскопках в 1988 г. ... было найдено надгробие с датой 1416 г., подтверждающее существование на плато татарского некрополя.

Был ли воздвигнут мавзолей Джанике-ханым сразу после ее смерти или некоторое время спустя? Вероятно, все-таки последнее. Близость его архитектурных деталей с мавзолеем в Салачике и с так называемым Эски-дюрбе близ ханского дворца в Бахчисарае позволяют предположить, что наиболее вероятная дата строительства гробницы "великой государыни" - начало XVI в. Это было время окончательного упрочения на крымском престоле династии Гиреев в лице Менги-Гирея (Монгола-Героя? - Авт.)>> [164], с.64.

По-видимому, здесь историки правы. Мавзолей Джанике = Девы Марии возвели, скорее всего, достаточно поздно. Лет через четыреста-пятьсот после смерти Богоматери. Многое было уже забыто. Помнили лишь славное имя и то, что Великая Царица умерла здесь и первоначально была тут же и захоронена. Возвели символический мавзолей. Может быть, действительно, на месте первоначального захоронения Девы Марии. Или же просто поставили памятник на самой вершине скалы, в центре того города, где она умерла.

<<В XVI-XVIII вв. прочно укрепилась традиция, согласно которой происхождение самостоятельного крымского татарского государства возводилось к Тохтамышу, и ДЖАНИКЕ-ХАНЫМ БЫЛА КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРОЙ этой версии.

В заключение наших размышлений у гробницы "великой государыни" следует упомянуть об археологических исследованиях памятника. В 1940 г. археолог В.П.Бабенчиков проник в склеп под мавзолеем. Стены и свод его были выложены хорошо отесанными и пригнанными друг к другу блоками. Среди земли и камней, накопившихся на полу усыпальницы, были обнаружены разрозненные кости нескольких человеческих скелетов. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ НЕ СОХРАНИЛОСЬ.

В дневниковых записях русского поэта В.А.Жуковского, посетившего Чуфут-кале в 1837 г., есть такие заметки, относящиеся к мавзолею: "Гробница с прекрасно сделанной надписью. Свод под ней. ПРАХ ВСТРЕВОЖЕН">> [164], с.65.

Так что нет никаких оснований считать, что сегодня осталось хоть что-нибудь от первичного захоронения Девы Марии.

Вообще, по мнению археологов, оборонительные сооружения Чуфут-Кале практически полностью перестроены в XV-XVI веках. То есть, как мы теперь понимаем, в эпоху османского = атаманского завоевания мира. Пишут так: "Археологические данные подтверждают, что в это время ПЕРЕСТРАИВАЮТСЯ И РЕКОНСТРУИРУЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ КРЕПОСТНОГО АНСАМБЛЯ. В расселинах на западной и южной окраинах плато оборонительные стены подвергаются полной переделке. Можно утверждать, что дошедшие до нашего времени кладки относятся к XV-XVI вв. Предшествующие сооружения были полностью разобраны, и материал из них использовался при обновлении стен" [164], с.70.

Следовательно, сегодня трудно рассчитывать найти в Чуфут-Кале какие-либо непотревоженные археологические следы эпохи XII-XIII веков. Поэтому особо возрастает роль старинных письменных источников, которыми мы пользуемся. В них частично уцелело то, что уничтожено в Чуфут-Кале временем и людьми.

 

12.5. ОСНОВНЫЕ ЛЕГЕНДЫ О ДЖАНИКЕ-ХАНЫМ.

Обратимся теперь к старинным легендам о Великой Царице Джанике.

<<Властелином Крыма... был грозный хан Тохтамыш... Старый хан лелеял единственную оставшуюся у него дочь... Тохтамыш гордился своей дочерью, за которую сватались лучшие царевичи окрестных народов. Прелестная Ненкеджан (Джанике - Авт.) расцветала в ханском дворце "беззаботная, умная, счастливая"... Недолго, однако, гордился грозный хан своей дочерью, молодая ханым заболевает. Слыша, что Кырк-Ер славится знахарями и отличается чистым и здоровым воздухом, он отправляет сюда свою прекрасную Ненкеджан, надеясь, что она излечится от недуга (Чуфут-Кале всегда отличался здоровым климатом и прекрасною водою, которая обильно течет из источников у подошвы скалы... Эпидемических болезней здесь не бывает; смертных случаев от холеры не было ни разу и в то время, когда они повторялись на Таврическом полуострове; тогда караимы, живущие в соседних городах приезжали сюда на время со своими семействами для спасения от болезней...); но Аллаху не угодно было продлить ее жизнь и она умерла в Кырк-Ере. Хан погоревал и... поставил каменное изображение гроба, все испещренное арабскими надписями. Впоследствии выстроили "тюрбе" (т.е. ротонда, мавзолей) в мавританском стиле...

Везде почти, где бы ни описывался мавзолей ханской дочери, приводятся следующие два предания. Одно говорит, что "в царствование престарелого хана Тохтамыша, когда он находился в Чуфут-Кале, мятежники окружили крепость. Хан, не будучи в силах вследствие дряхлости даже сесть на коня и не имея сыновей, по совету одного муллы, ПОРУЧИЛ ОБЯЗАННОСТИ ВОЖДЯ МОЛОДОЙ ХАНЫМ. ВОЙСКО НЕНКЕДЖАН ОДЕРЖАЛО БЛИСТАТЕЛЬНУЮ ПОБЕДУ НАД МЯТЕЖНИКАМИ. Но вскоре хан, заметив близкое сношение ее с упомянутым муллою, в порыве гнева, положил на месте ПРЕСТУПНУЮ ДОЧЬ и муллу".

Другое говорит, что "НЕНКЕДЖАН ОТДАЛАСЬ КАКОМУ-ТО ГЯУРУ, бежала с ним ночью из бахчисарайского дворца в эту крепость и, спасаясь от преследований грозного отца, БРОСИЛАСЬ СО СТЕН КЫРК-ЕРА В ГЛУБОКИЙ ОВРАГ. Вскоре над телом воздвигли тюрбе с памятником, украшенными арабскими надписями, служащими поучительным примером другим"...

Мы... имеем... основания не верить и тому и другому рассказу. Первый неправдоподобен тем, что нигде, в особенности, в мусульманском мире, мы не видим, чтобы женщина предводительствовала войсками: это идет совершенно вразрез с воззрениями мухаммедан на женщину.

Второй рассказ тем менее правдоподобен, что надпись на гробнице не содержит никаких нравоучений и даже указаний на прошлое ханской дочери. В надписи, иссеченной на гробнице, сказано (см. Записки Одесского общества истории и надписей, 1850 г., т.II, отд.II, см. "Бахчисарайские арабские и турец. надписи", с.527):

1) "Это гробница знаменитой государыни Ненкеджан ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца Рамазана, 841 г. (1437 г. по Р.Хр.).

Вокруг входа в "тюрбе" следующие две надписи (из хавадис):

2) "Мухаммед (да будет с ним мир) сказал: этот мир есть жилище суеты, будущая же жизнь вечна. Да будет прославлен тот, кто вечно велик и милостив к своим рабам смертным и тленным".

3) "Мухаммед (да будет с ним мир) сказал: эта жизнь есть нива для будущей жизни. Еще он сказал: настоящая жизнь есть час; употребляйте его на служение Богу. Еще он сказал: спешите молиться и покаяться прежде смерти">> [966:1], с.18-21.

О чем тут рассказано?

 

12.6. ВЕЛИКАЯ ЦАРИЦА ПОБЕЖДАЕТ ВРАГОВ, ВСТАВ ВО ГЛАВЕ ВОЙСКА.

Историки недаром обратили внимание на яркий сюжет: царица Джанике (Ненкеджан) становится по главе войска, чтобы отбить нападение мятежников на столицу. Восставшие окружают город, сам хан уже не в состоянии руководить войной. И тут красавица Джанике неожиданно одерживает блистательную победу.

Нам говорят, что такого "не могло быть". Дескать, женщина (а тем более в мусульманском мире) во главе войска никогда не стояла. Однако мы сейчас проясним картину. Дело в том, что мы ранее уже проанализировали жизнеописание князя Андрея Боголюбского (то есть Андроника-Христа), где имеется известный рассказ о войне между суздальцами и новгородцами. См. нашу книгу "Царь Славян", гл.3:6.

Напомним, что в 1169 году Андрей Боголюбский (Христос) направил войско для взятия Новгорода. <<Огромная рать Андрея при подходе к Новгороду страшно опустошила всю страну... а затем окружила город со всех сторон... Несмотря на всю храбрость защитников Новгорода, положение их было отчаянное ввиду огромного превосходства сил у нападающих...

Архиепископ Илья три дня и три ночи стоял в соборе Святой Софии при алтаре... В последнюю ночь, когда все знали, что назавтра последует самый кровопролитный приступ, святитель услышал голос: "Иди на Ильину улицу, в церковь Спаса, ВОЗЬМИ ИКОНУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ВОЗНЕСИ ЕЕ НА ВЕРХ СТЕНЫ; ОНА СПАСЕТ НОВГОРОД".

На другой день Илья с новгородцами вознес икону на стену... Туча стрел посыпалась на святителя и одна из них вонзилась в икону.

Внезапно Божья Матерь ОТВРАТИЛА СВЯТОЙ ЛИК СВОЙ ОТ НАПАДАЮЩИХ И ОБРАТИЛАСЬ К ГОРОДУ. СЛЕЗЫ ПАДАЛИ ИЗ ЕЕ ОЧЕЙ, и архиепископ Илья, приняв их на свою фелонь, с умилением воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы! Царица! Ты даешь нам знамение, что сим образом ХОДАТАЙСТВУЕШЬ ПЕРЕД СЫНОМ ТВОИМ И БОГОМ НАШИМ об избавлении города". Тотчас же вслед за этим ужас и смятение напали на осаждающих, и они в исступлении стали стрелять друг в друга. Видя смятение врага, доблестный Роман Мстиславович сделал общую вылазку всеми силами и без труда одержал победу над огромными полчищами противников...

В память этого ДИВНОГО ЗАСТУПНИЧЕСТВА БОГОРОДИЦЫ за Новгород установлен праздник Знамения Божьей Матери, который и поныне вся Россия празднует 27 ноября.

Узнав о поражении своей рати под Новгородом, Андрей ОТНЕССЯ К ЭТОМУ С БОЛЬШИМ СПОКОЙСТВИЕМ>> [578], кн.2, с.507-508.

По-видимому, здесь, в слегка завуалированном виде до нас дошла следующая история. Андрей-Христос направляет войска для взятия Новгорода. Однако его мать, Мария Богородица, обращается к сыну с просьбой пощадить город. Иисус-Андрей соглашается. Недаром, кстати, летописи отмечают, что князь Андрей отнесся к поражению своей рати спокойно. Все ясно. Скорее всего, он сам отдал приказ прекратить осаду столицы.

Но позднейшие редакторы, уже забыв суть дела, или же специально затушевывая следы присутствия Иисуса Христа под именем Андрея Боголюбского на страницах русской истории XII века, представили дело в иносказательном виде. Личное ходатайство, прямое обращение Девы Марии к Сыну Иисусу уклончиво превратили в символическое обращение ОБРАЗА Божьей Матери к Христу. В результате, ставшее непонятным неожиданное отступление от Новгорода войска суздальцев, подчинившихся на самом деле военному приказу Иисуса-Андрея, хронисты интерпретировали как отступление, вызванное чудодейственной иконой.

А мусульманские авторы написали, что женщина-полководец лично стала во главе войска и нанесла поражение нападающим. В результате получился рассказ про Великую Царицу Джанике, спасшую столицу от мятежников.

Мы видим, как данные, обнаруженные на основе Новой Хронологии, помогают разобраться в довольно запутанных старинных мусульманских свидетельствах.

 

12.7. ПРЕСТУПНАЯ ЛЮБОВЬ ЦАРИЦЫ.

Следующий сюжет, связанный с Царицей Джанике, также становится теперь понятным. Как нам сообщили, Великая Царица позволила себе "преступную любовь". Она, мол, вступила в близкое сношение с неким муллой, что противоречило обычаям. Разгневанный хан убил согрешившую дочь. По другой версии Джанике отдалась какому-то презренному гяуру.

Но ведь мы уже неоднократно сталкивались с иудейской, раввинской, версией истории Девы Марии. Согласно этой скептической точке зрения, никакого Непорочного Зачатия не было, а Мария, дескать, просто согрешила с неким не то римским солдатом, не то родственником, не то гладиатором, не то с каким-то "неправильным богом" и т.п. Мы подробно обсуждали эти версии в предыдущих книгах. То же самое видим и теперь. Великая Царица обвиняется в преступной связи с "простым муллой" или с "гяуром".

Поскольку традиции Чуфут-Кале формировались в значительной степени под влиянием караимов, то такая иудейская точка зрения на Непорочное Зачатие Девы Марии вполне могла быть признана здесь авторитетной.

Таким образом, обнаруженное нами соответствие между Джанике и Девой Марией расширяется и углубляется.

 

12.8. ВОЗНЕСЕНИЕ МАРИИ = ДЖАНИКЕ.

Далее говорится, что Великая Царица Джанике бросилась со скалы Чуфут-Кале и погибла. В свете того, что мы уже поняли, картина проясняется и здесь. Женщина, бросившаяся со скалы, оказалась летящей в воздухе, как бы парящей в небе. Следовательно, рядом оказались два события: смерть Царицы и ее парение в воздухе. Она "полетела и умерла". Но ведь это, скорее всего, слегка искаженное описание смерти и Вознесения Девы Марии. Согласно христианской традиции, Богородица умерла и вознеслась на небо [298:1]. Поздний редактор, затушевывая христианскую суть рассказа, принизил пафос и написал, что Царица бросилась с высокой горы, на какое-то время воспарила в воздухе, и умерла.

Все становится на свои места.

 

12.9. КАКОЕ ИМЯ НАПИСАНО НА МАВЗОЛЕЕ В ЧУФУТ-КАЛЕ?

На самом деле не очень ясно - что же написано на мавзолее "Великой Царицы" в Чуфут-Кале. Нам говорят, что тут по-арабски изображено имя НЕНКЕДЖАН, см. выше. Однако ситуация не столь однозначна. Обратимся, например, к книге Евгения Маркова "Очерки Крыма" [511:1]. В комментариях в главе IV "Мертвый город" по поводу мавзолея Джанике сказано следующее. <<Речь идет о мавзолее Ненекеджан-ханым - дочери Тохтамыша, умершей, как считалось, в 841 г. хиджры или 1437 г.н.э. Среди татарских женщин этот мавзолей иногда назывался также "Кала-азиз" ("Калейская святыня") или "Кыз-азиз" ("СВЯТАЯ ДЕВА"). Однако нигде в надписях на гробнице имени Ненкеджан нет. Если передавать арабские буквы латиницей, имя погребенной будет Hanke (то есть, попросту, Ханша? - Авт.). Но такого имени у крымских татар не было. Бытовали имена Ханьке и Джаньке... В записи на арабском языке написание имен отличается расположением не сохранившихся знаков фатха - точка наверху строки, и кястра - точка внизу строки. Ясно одно - что имя похороненной - не Ненекеджан>>.

Отсюда мы узнаем, что по крайней мере среди татарских женщин бытовала традиция именовать женщину, в честь которой возведен мавзолей, СВЯТОЙ ДЕВОЙ. Это прекрасно согласуется с нашей реконструкцией, согласно которой этот памятник был посвящен Деве Марии, Пресвятой Богородице.