Интервью с монахами(сентябрь ’14)

Монахи: Отец Максимилиан Навара-монах-бенедиктинец.

Монах Раманатха, монастырь йоги в Россия, традиция индуизм (Санатана Дхарма).

Автор: Мария Московская, редактор.

«Если бы люди знали, какие скорби выпадают на долю монаха, то никто бы не стал монахом. Но если бы знали люди, какие блага выпадают на долю монаха, очистившего себя, то весь мир бы ринулся в монашество».

Монашество – приглашение вглубь

maxМонашеская жизнь – явление многогранное. Ее цель – достижение внутреннего мира, а не каких-то более или менее зрелищных эффектов. Монашество означает «совершать паломничество» к своей внутренней истине, к глубинному источнику света, скрывающемуся в нашем сердце.
К сожалению, в обществе бытует мнение, что духовными поисками занимаются неудачники, люди несамостоятельные, робкие, не нашедшие себя в этой многоцветной жизни, либо убогие, сирые, малообразованные. А монахи – так те вообще «со странностями». В миру о том, что происходит за стенами монастырей, ходят самые разные слухи, которые и на десятую долю не соответствуют истине.
Этим летом мне выпало счастье побывать во многих духовных местах Европы, совершить своего рода паломничество по обителям разных религий и встретиться с живущими там монахами.
Так кто же на самом деле уходит в монастырь и зачем? Сравнить монастырь с тюрьмой было бы вершиной невежества. Да, в нем строгая дисциплина, веками устоявшийся уклад жизни, но за всем этим стоит приглашение сделать шаг вглубь.
Вашему вниманию предлагаются два интервью: монах-бенедиктинец расскажет о некоторых аспектах католической мистики, а монах-индуист – о необходимости помнить о главном.

Отец Максимилиан Навара, монах-бенедиктинец (OSB), Центр христианской медитации аббатства бенедиктинов в Любине (Lubiń), Польша.

-Как Вы стали монахом?

-О, это интересная история (смеется). Вообще, раньше я не был очень набожным и не придерживался никакой религии. В школе у меня
был друг, который постоянно задавал мне сложные вопросы. В том числе, классический: «В чем смысл твоей жизни?» И другие: «А что будет после смерти?», «Как устроен этот мир?» Я же не мог ничего ответить. И в какой-то момент я просто потерял покой. Что-то внутри меня так хотело узнать ответы на все эти вопросы, что я не мог ни есть, ни спать. Я не мог ни на чем сосредоточиться, так как я действительно не находил удовлетворительного ответа на этот вопрос – в чем же смысл моей жизни, моей учебы. Поэтому я пошел к одному священнику и прямо ему сказал, что мне не очень-то интересно то, о чем он проповедует, но, может, все-таки он сможет ответить на мои вопросы. Это был мудрый человек, он дал мне книгу. Даже не помню точно, какую, но я помню то ощущение, которое появилось при ее прочтении. Пришло точное осознание, уверенность, что Бог есть, и что именно Он – смысл моей жизни. И тогда все поменялось для меня, и я стал искать возможности для духовной практики.

-Какие это были практики?

-Сначала я повстречал традицию Иисусовой молитвы и начал читать Библию. Затем почти поступил в монастырь Ордена Кармелитов. Я написал им письмо с просьбой приехать на ретрит, но они отказали мне, не приведя сколько-нибудь веской причины. Я очень расстроился. Но, как говорят в нашей традиции, это было Божьим Провидением. Тогда моя бабушка спросила меня, хочу ли я поехать с ней на лето в деревню, где жила наша семья, в Любин. Делать мне было нечего, и я согласился. Приехав, я узнал, что там есть большой бенедиктинский монастырь. Я пришел туда, меня очень радушно приняли. Мне все рассказали, показали, пригласили на службу. Когда я вошел в залу для медитации, я понял, что это мое место, мой дом. Поэтому сразу по окончании школы я стал послушником. Это было 16 лет назад, мне было тогда 19.

   -Серьезное решение…

-Да, серьезное, но также и очень естественное. Я не совершал никакого насилия над собой. Я знал, что это именно та жизнь, которую я хочу прожить. И спустя эти 16 лет, если бы я снова стоял перед выбором, я бы принял то же решение.

-У Вас в монастыре живет только 16 монахов. Что-то немного…

-Да, этот образ жизни не особо популярен в Польше. Почему? Прежде всего, жизнь монаха очень проста. На первый взгляд, в ней ничего не происходит. Мы встаем утром, работаем, молимся и практикуем. Если пожить тут дня три, то все выглядит просто фантастическим – тишина, везде такой порядок. Это так умиляет. Но если представить, что вся наша жизнь будет течь таким образом… Тут многие сталкиваются с проблемами. Во-вторых, мы даем обет жить на одном и том же месте всю жизнь. Это тоже может показаться трудновыполнимым, ведь это означает отказ от всего внешнего, жизнь очень простую. Но как раз вот эта стабильность, эта монотонность монашеской жизни, это-то и есть приглашение пойти глубже. Но не каждый готов сделать этот шаг в глубину. Поэтому, как вы понимаете, вначале много энтузиастов и симпатизирующих, но мало тех, кто действительно решил принять монашество на всю жизнь.

Лишь одинокие освобождают мир от рабства, а людей от иллюзий. Необходимо немного отделиться, отступить на шаг, чтобы обрести возможность правильно оценить события, людей и даже самого себя, одним словом, освободиться.

– Ж. де ла Круа

-Многие считают, что монахи – несчастные люди, а их жизнь – скучна.

-Да, может так казаться, но мы должны понять, что как раз так называемая монотонность и стабильность – это всего лишь, как я уже говорил, приглашение сделать один шаг вглубь. Верно и то, что монотонность и однообразие может также стать для нас ловушкой. Однако кажущийся парадокс в том, что мы не сможем почувствовать счастье и радость до тех пор, пока не будет сделан этот шаг внутрь, к внутреннему поиску. Тогда проблем и вопросов вообще не будет. Я могу понять, что такое решение дается нелегко, так как люди видят только скуку и мнимое ограничение свободы: ведь они жаждут найти что-то вовне. Но поиск внешний изначально обречен на полную неудачу.

-Важно быть монахом внутри.

-Да, да, но важно не просто так думать и жить как-то, но именно вести духовную жизнь. А иначе жизнь сама по себе, для себя – бессмысленна. Духовная жизнь означает, что все в ней сфокусировано на Боге – моя молитва, моя работа, моя учеба, мои занятия – все вообще я делаю в служении Ему. Именно так жизнь приобретает смысл.

-А в чем, на Ваш взгляд, ценность монашества для мира?

-Монах полезен для общества не своей внешней деятельностью, социальной или культурной активностью, но своим поиском Бога. Ведь все мы находимся в неких духовных связях друг с другом. И поэтому когда вы совершаете некие духовные усилия, это воодушевляет меня на подобные достижения. Поэтому если кто-то посвящает всю свою жизнь божественному, то это вдохновляющий пример для других. Важно понять это. Ведь нельзя ожидать от монахов, что они должны проявлять интерес к каким-то внешним вещам типа культуры и т.п. Но мы ожидаем от них именно поиска Бога и духовности. Именно с этой точки и начинается наша осознанность.


-Какие практики есть в Вашем монастыре?

-Ежедневно мы уделяем почти 3 часа пению псалмов. Для этого мы собираемся вместе. Также у нас есть время для личной практики, мы называем это медитацией. Она основана на очень древней традиции монологической, или повторяемой (от греч. mono logos – одно слово) молитвы.
Монахи делают это различными способами, и вся их практика очень проста – они просто запоминают фрагменты Священного Писания, и затем повторяют их непрерывно на протяжении дня.

-Это помогает работать с осознанностью.

-Именно. Мы повторяем одно предложение и пытаемся соединить его с нашим дыханием. Для начала нужно сесть и осознать дыхание. Затем, когда оно утончится, мы пытаемся соединить слова с вдохом и выдохом. Если ум сильно возбужден, мы вновь осознаем дыхание и очень плавно переходим снова к повторяемому предложению.

-Дыхание – это самое естественное.

-Да, ведь приходя в этот мир, первое, что мы делаем – вдыхаем, становясь индивидуальной личностью. Вдыхая, мы как бы получаем подарок от Бога, эту жизнь. Самое последнее, что мы делаем при окончании ее, – выдох. Выдыхая, мы возвращаем Его дар, повторяя: «Помилуй нас».
И между ними – вдохом и выдохом – протекает наша жизнь. Мы не устаем делать эти две вещи никогда. Наш наставник, о. Ян Береза, говорил, что в этом мире нам, человеческим существам, больше нечего делать, кроме как принимать эту жизнь как дар и отдавать ее обратно Богу. А все что в промежутках, просто случается. Что бы ни происходило – я просто наблюдаю. Вот и все.

-Что самое главное в Вашей жизни?

-Бог! Конечно, Бог! Простые вопросы, простые ответы (смеется). Это единственная причина, почему я здесь и делаю то, что делаю. Обычно я так говорю своим братьям: у нас есть две модели служения Богу – это служение для Бога и служение в Боге. Служение для Бога означает, что ты делаешь что-то для Бога, но ты Его так и не встретил. Это все равно как ходить вокруг замка, где живет король, суетиться, но так никогда и не зайти внутрь, чтобы встретиться с королем и спросить – а что он сам хочет сделать для тебя. Наш стиль, монашеская линия поведения – это служение именно в Боге. Поэтому первая наша задача – вступить в контакт с Богом. Нужно почувствовать этот контакт, быть внимательным к присутствию Бога, что бы ни происходило. Вы можете работать в саду, проповедовать или писать очень умную книгу – не важно. Смысл в том, чтобы сохранять это присутствие Бога, осознанность. А все остальное – это мелочи. Конечно, и они важны, но не настолько. Ведь все это внешнее.

-Что бы Вы пожелали ищущим и идущим по Пути?
-Могу поделиться только своим опытом. Я бы хотел сказать, что Бог больше, чем наши мысли, Бог больше, чем наши чувства, Бог больше, чем наши слова и что бы то ни было. Если мы сконцентрированы на духовной практике, мы можем победить свое эго. Не нужно винить себя, если это пока не получается, ведь мы пока не мастера, но дело даже не в этом. Наше Внутренне Око должно быть повернуто к Богу все время, и что бы ни произошло в нашей жизни, должно быть посвящено Ему, в созерцании Его. И вот если мы именно так и поступаем, тогда все будет очень просто. И духовная практика будет идти легко, и аскетическая жизнь будет даваться легко. Но если мы отворачиваемся от Него, закрываем Внутреннее Око – в нашей традиции мы называем его Глаз Серафима. Серафим – это ангел. А ангелы, они постоянно смотрят на Бога. И если мы отводим наш взор от Бога, тогда-то все сложности и возникают. Мы начинаем сравнивать себя с другими, начинаем думать, как бы преуспеть в духовной практике с позиции эго и т.д. Поэтому мой интерес – это Бог, служение в Нем, быть постоянно в контакте с Ним. И все исходит из этого, из созерцания Господа. Иначе – невозможно. Все остальное – бессмысленно. Поэтому мои пожелания таковы – будьте уверены, Бог прямо рядом с вами, Он в вас. И Он превосходит ваш ум, мысли, чувства, Он больше, чем что бы то ни было. И он есть Любовь.

father-maximilian-navara.jpg__533x339_q85_subsampling-2

Бенедиктинцы, Орден Святого Бенедикта (лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB ) — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта», например, камальдулам или цистерцианцам, что не вполне корректно.

Монах Раманатха, монастырь йоги в Россия, традиция индуизм (Санатана Дхарма)

rJOG2tddCUg
-Почему монашество?

-Всегда чувствовал себя белой вороной в обществе, и хотелось какого-то иного образа жизни. Хотя намерения стать монахом в юности не было. В 1999 в пору активного духовного поиска и творческого становления личности решил найти Мастера, духовного учителя. В 2000 году я попал в ашрам Свами Вишнудевананда Гири и проникся его духовной силой и знанием. Там и принял решение стать монахом.

-Так быстро?

-Мне понадобилось три года, чтобы развязаться с социумом и созреть к тому, чтобы прибыть в монастырь. Согласно традиции, какое-то время длились испытательные задания, проверялась моя решимость. Когда я их прошел, монастырский совет принял решение взять меня в послушники. Я примкнул к еще порядка пятнадцати послушникам и послушницам, и началась практически монашеская жизнь. Сан монаха мне был дан через два года послушания. К тому времени не все из послушников дошли до заветного статуса. Кто-то уехал домой, кто-то еще куда-то. Монашество требовало большого смирения, терпения и послушания.

-Что означает быть монахом?

-Быть монахом – значит учиться внутренней целостности. У меня, наверное, завышенная самооценка, и я часто думаю, что стать монахом по-настоящему мне еще только предстоит. Ведь надеть монашескую одежду – это, своего рода, аванс. После этого идет процесс становления и внутреннего вызревания длиной в жизнь.

-Многие думают, что монахи – несчастные люди…

Несчастны ли монахи?…:) Не больше, чем обычные люди. Я бы сказал так – от судьбы не убежишь. Если суждено быть успешным и счастливым, то она проявится и в монашестве. Ведь монашество – это просто социальный статус. За любой социальной маской стоит сам человек, личность, индивидуальная карма. А монашество – это просто способ проработать свои качества. И здесь (как, впрочем, и везде) ты – один на один с самим собой и своими кармами.

-Что самое главное в Вашей жизни?34pum20LSLA

-Главное в моей жизни – не забыть о главном: жить в контакте с божественным. Без божественного жизнь скучная и плоская. Когда же учишься проживать каждый опыт в созерцании, тогда жизнь наполняется удивительной глубиной…

-Что может дать монашество обществу, миру?

-Прежде всего, монастырь и монахи – это оплот духовной силы. Не так важно, какой религии, ведь монашеское желание, оно везде имеет одну природу – служение божественному на благо всех живых существ. Таким образом, прилегающие к монастырю территории, возможно, сами того не подозревая, получают благословение духовными энергиями от духовных практик, проводимых в монастыре, в храмах, от более чистого образа жизни, светлого образа мышления жителей монастыря. Монастырь является носителем знаний. Ведь мало только иметь тексты, важно понимать, как жить согласно заветам древних мудрецов. Этим и занимаются многие монахи – изучают, комментируют, практикуют и делятся с другими своим знанием и опытом через лекции, семинары, ретриты, написание книг.

-Ваши пожелания-напутствия читателям.

-В наше время стала доступна практически любая, ранее труднодоступная, информация по самосовершенствованию практически любой духовной школы, как современной, так и древней. Однако, по моим наблюдениям, современному искателю не хватает терпения и веры, чтобы идти по духовном пути уверенно. Выход здесь такой – искать общество Мастера, искать общество практикующих, искать пространство практики и смело ехать в это пространство на год, два, три, десять… Это самое ценное!

Источник: http://www.infopotok.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*