ИСТОРИЯ ЖИЗНИ МАЧИГ ЛАБДРОН (1055-1145) (ДЕКАБРЬ ’17)

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ МАЧИГ ЛАБДРОН (1055 – 1145)

МАЧИГ ВЫХОДИТ ЗАМУЖ ЗА ТОПАБХАДРУ

 У Ламы Дарпа было два покровителя: богатая женщина Лхамо­ Дронма и ее муж. Однажды они попросили его прислать к ним Мачиг для чтения сутр Праджняпарамиты, сказав, что сделают за это большое подношение.

 Лама согласился и сказал Лабдрон: “Отправляйся туда на месяц и прочти за это время цикл сутр Праджняпарамиты тридцать раз”.

 Она посоветовалась с Сонамом Ламой и тот сказал: “От­правляйся уда. Ты связана с этими людьми благой кармой, накопленной вами в прошлых жизнях”.

 Итак, поскольку оба учителя отправляли се туда, она решила идти. Накануне ночью Мачиг увидела во сне красную дакини с одним глазом во лбу.

 Дакини сказала: “Индийский йогин Топабхадра и ты должны образовать союз, в котором сольются воедино иcтинное oсознание и мастерские средства его обретения. Это принесет благо множеству живых существ и будет способствовать твоему собственному духовному росту”.

 Рано утром ей явилась маленькая синяя дакини и сказала: 

 “Ты должна соединиться с Топабхадрой. Это приведет к воз­никновению новой линии преемственности и распространению учения. Те6е суждено превзойти Десять уровней Пути Бодхи­саттвы”. И она исчезла.

 Затем появились семь женщин белого цвета и сказали:

 “Ты имеешь хорошую кармическую связь с Топабхадрой, а потому действуй без колебаний”.

 Мачиг подумала во сне: “Что это, пророчество или происки злых духов?”

 Она хотела спросить об этом у дакини, но та уже исчезла. С рассветом Мачиг увидела девушку белого цвета верхом на бе­лом муле. Подъехав ближе, она сказала: “Мачиг, Великая Тайная Дакини Мудрости, Ваджрная Победительница Демо­нов, я принесла тебе приглашение!”

 Мачиг спросила: “Кто ты и откуда пришла?”

 Девушка сошла с мула, простерлась перед Мачиг и сказа­ла: “Я пришла сюда потому, что Топабхадра велел мне по­eхать и  привести тебя, Победительница Демонов, первая из Дакинь Мудрости!”

 Тогда Мачиг спросила: “Кто он, этот Топабхадра?” Девушка отвечала: “Он из Индии, из города, называемого Косала. Его отец из семейства Сакья и зовут его Ратна Сиддхи. Имя его матери – Самати. Его же имя означает “Явившийся из головы Будды”. Он полностью постиг как внешнее учение сутр, так и внутреннее учение тантры и наделен силой Чакра­самбхавы. Он мастер йогических практик. Сейчас он в Тибете, в городе Эчунг, и он послал меня пригласить тебя туда. Прошу тебя, садись на моего мула”.

 Они отправились в путь рано утром на следующий день и к полудню прибыли в город Селронг. Там они встретили ламу по имени Шераб Бум, знатока сутр, в окружении трех­сот монахов. Он давал им учение Праджняпарамиты. Когда Мачиг захотела увидеться с ним, геше57 и другие монахи спро­сили: “Ты ли Дава Гьялцен, называемая Лабдрон, рожденная с тремя глазами?”

 Мачиг oтвenша: “Да, это я”.

 Лама сказал: “Все говорят,  что ты великая дaкини и хорошо зна­ешь учение Праджняпарамиты. Давай устроим диспут”.

 Она согласилась, и они устроили диспут с участием семи лучших геше.

 Никто не мог победить ее, и все монахи решили, что она действительно является воплощением Дакини Мудрости. Они пригласили ее отправиться к учителю Шерабу, но попросили подождать, пока они сделают надлежащие приготовления.

 Двадцать пять монахов, неся зажженные благовония и иг­рая на музыкальных инструментах, сопровождали Мачиг к Шерабу Бум, который явился ей в образе красного Манд­жушри. Когда она начала делать перед ним простирания, он остановил ее, встал и сказал: “Войди, Мачиг Лабдрон!”

 Рядом с учителем было пригoтовлено сиденье из трех подушек, покрытых ковром, и он пригласил Мачиг сесть. Глядя на нее, учитель видел перед собой белую Тару, и они стали беседо­вать об учении Будды. Затем Мачнг попросила его дать ей наставления, но лама сказал: “У меня нет никакого учения, которого бы ты не знала”.

 Мачиг ответила: “Это не имеет значения: хорошо созда­вать благую кармическую связь с учителем посредством вы­слушивания проповеди Дхармы”.

 В течение двенадцати дней лама давал ей учение о двенад­цати звеньях взаимозависимого происхождения58. Она пол­ностью поняла это учение, и все дхармы предстали перед ней как благие и неблагие следствия своих причин.

 После этого она отправилась в Эчунг и, прибыв туда, при­шла в дом покровителей своего учителя. Едва войдя, она увиде­ла темнокожего йогина с красными глазами, который выполнял практику самопосвящения в мандалу Чакрасамвара. Он загово­рил с ней, сказав по-индийски: “Не утомилась ли ты в дороге?”

 Она отвечала: “Йогин, не удивился ли ты, приехав сюда из Индии?”

 С этими словами она удалилась в алтарную комнату и начала читать сутру Праджняпарамиты. Во время своего пребывания там она иногда беседовала с Топабхадрой о Дхарме или слушала его рассказы про Индию.

 Так прошло семнадцать дней, и в восьмой день месяца по тибетскому календарю, около одиннадцати часов вечера, они соединились, слив воедино глубинное осознание и искусные сред­ства его реализации. Комната, где они находились, наполнилась ярким радужным сиянием. Хозяйка дома, Лхамо Дрон, увидела свет и, испугавшись, что от оставленного на алтаре светильника начался пожар, заглянула в комнату, чтобы узнать, что проис­ходит. Открыв дверь, она увидела посреди комнаты только два слившихся сияющих шара красного и белого цвета размером с полную луну. Ее охватил испуг, и она погрузилась в сон. Проснувшись нayтpo, она увидела Топабхадру, выходящего из комнаты Мачиг.

 Лхамо Дрон была очень обеспокоена. Она принесла Мачиг завтрак и сказала: “Прошлой ночью я видела тебя с Топабхад­рой. Не обидел ли он тебя? Я заходила в твою комнату, потому что мне показалось, что загорелся алтарь”. Мачиг шутливо сказала: “Часто то, что мы видим, есть всего лишь происки демо­нов. Но когда мужчина и женщина соединяются, то, значит, между ними есть кармическая связь”.

 Семь дней спуcтя Топабхадра отправился в паломничество, а Мачиг продолжала читать сутры. Когда она закончила, хозяева дома поднести ей множество драгоценных вещей и с почетом проводили ее обратно к Ламе Драпа.

 Лхамо Дрон никому не рассказала об увиденном в ту ночь, даже своему мужу. Она хранила это в тайне, поскольку знала, что Мачиг и Топабхадра не были обыкновенными людьми, и глубоко почитала их.

 После возвращения ее учитель Драпа сказал Лабдрон, что она должна оставаться с Топабхадрой, и у нее не было причин для сожаления. Она отправилась к Ламе Сонаму со многими подношениями и рассказала ему о своей встрече с Топабхадрой в Эчунге.

 Лама сказал: “Ты не нарушила своих обетов. Топабхадра ­человек благородного происхождения. Тебе следует выйти за него замуж и дать начало новому роду; это принесет благо множеству живых сущеcтв. У вас очень сильная кармическая связь, и об этом говорят многие добрые предзнаменования. Про­шлой ночью Я видел о тебе замечательный сон и знаю, что сейчас для вас настало время жить вместе”. Мачиг получила от него еще многие наcтавления и предсказания и решила соеди­ниться с Топабхадрой.

 Итак, в возрасте двадцати трех лет Мачиг отправилась с Топабхадрой в Центральный Тибет, а когда ей исполнилось двад­цать четыре, она родила сына. Она назвала его Друбпа, что значит “исполнение”, поскольку его рождение было исполнени­ем пророчества.

 В том месте, где они поселились, люди cтали осуждать ее, говоря, что раньше она была хорошей монахиней, но нарушила свои обеты. Поэтому супруги решили уйти oттyдa. Придя в Драгпо, они остановились в местечке, называемом Ньянпю.

 Когда ей 6ыло двадцать пять лет, они жили в Конгпо, где Мачиг родила второго сына, которого назвали Друб Се. Еще его звали Конгпо Кьяб, что значит “Прибежище в Конгпо”.

 Когда Мачиг исполнилось тридцать лет, они переехали в Налаи Драдолго, и там она родила дочь. Девочку назвали Друб Чунгма, и все думали, что она является дакиней. Ее называли также Ладума, “Спустившаяся с Вершин”, по месту, в котором она родилась.

                     ПРИМЕЧАНИЯ

 57. Геше – название высшей ученой степени в системе монастырского образования Тибета. Титул “геше” присваивается после двадцати или двадцати пяти лет обучения и означает “знающий благо”.

 58. Двенадцати членная цепь взаимозависимого происхождения: в учении Будды круговорот бытия (caнсapa) описывается как поэтапный процесс возникновения, существования и распада дхарм. Эти этапы таковы: 1) неведение; 2) действие; 3) сознание; 4) имя и форма; 5) шесть типов восприятия; б) соприкосновение; 7) чувство; 8) желание; 9) схватывание; 10) существование; 11) рождение; 12) старость и смерть.

 59. Пранаяма – йогическая практика, в результате которой контроль над сознанием достигается посредством дыхательных упражнений.

 60. Янтра-йога – йогическая практика, целью которой является овладение потоками тонкой энергии (праны) в теле посредством сочетания дыхания с движением.

 61. Туммо – внутреннее тепло, которое йогин развивает упражнениями, сочетающими в себе технику визуализации и дыхание.

 62. Уnaдеша – раздел устных наставлений, наиболее продвинутая часть vчеиия Дзогчен.

 63. Абхидхармакоша – свод философских, психологнческих и космогонических учений буддизма.

 ВО3ВРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ

 Мачиг было тридцать четыре года, когда она отправилась в долину Паньюл Лангтанг, расположенную к севepy от Лхасы, а в возрасте тридцати пяти, получив пророческое предсказание от дакинь, она оcтавила своих Детей с Топабхадрой и пошла в Лаб повидать своих учителей.

 Она попросила Сонама Ламу даровать ей посвящение пяти божеств сердечной мандалы Ваджраварахи и перед проведением церемонии пропела ему такую песнь:

 Простираюсь перед всеми ламами,

 Дарующими истинное осознавание

 Изначальной мудрости!

 Простираюсь перед божествами мандалы,

 Дарующими истинные сиддхи!

 Простираюсь перед Дхармой,  

 Освобождающей от привязанностей!

 Простираюсь перед Сангхой,

 Достойной хвалы и подношений!

 Простираюсь перед хранителями Учения,

 Устраняющими препятствия!

 До самого обретения просветления 

 Я не устану молиться вам!

 Мое подношение – мандала пяти органов чувств.

 Я раскаиваюсь во всех своих неблагих деяниях.

 Молю вас, учителя, поверните колесо учения

 И не уходите в нирвану.

 Пусть все мои благие достижения

 Будут посвящены обретению просветления

 всеми живыми существами.

 Лама Сонам возрадовался и даровал ей посвящение, снова подтвердив, что она – воплощенная дакини. При этом он дал ей тайное имя Дорже Йингщунгма, “Наделенная Богатством Неразрушимого Пространства”. После получения посвяще­ния она усердно выполняла практику дакини и вскоре полностью реализовала это учение.

 Затем она отправилась к Ламе Дра, чтобы показать ему свое понимание двенадцати звеньев взаимозависимого проис­хождения, и учитель сказал, что она – великая дакини. Он также засвидетельствовал, что она великая женщина сиддха.

 Затем она пожелала Дать обеты бодхисаттвы, но учитель сказал: “Ты не нуждаешься в обетах бодхисаттвы и в пяти заповедях. В тебе воплотилась сущность Матери всех будд и бодхисаттв. Твое понимание учений сутры и тантры достигло совершенства, и ты наделена оком мудрости. Ты – великая мать, видящая во всех живых существах своих детей. Ты ­сокровище Дхармы и не нуждаешься в том, чтобы постигать учение о бодхичитте. Я же рядом с тобой как звезда возле сияющей луны. Но поскольку я твой учитель, я дарую тебе эти обеты. Это будет благой знак”.

 Во время церемонии принятия обетов Мачиг видела свое­го учителя в образе Будды Шакьямуни. Справа от него нахо­дился Манджушри, слева Авалокитешвара, а спереди – Вадж­рапани. Простершись перед учителем, она сказала:

 Тело Будды сияет как золото.

 Поклоняюсь тебе, всеведущий учитель!

 Поклоняюсь тебе, юный Манджушри,

 Наделенный признаками совершенства!

 Поклоняюсь тебе, Ваджрапани,

 Победитель могущественных демонов!

 Поклоняюсь тебе, Авалокитешвара,

 Излучающий свет сострадания!

 О, как прекрасно видеть нераздельность ламы и Будды!

 Вот Авалокитешвара с одним ликом и двумя руками.

 Сияет его светоносное тело.

 Вот Манджушри, направивший на меня свой меч,

 Будто желая рассечь меня.

 Вот Ваджрапани,

 Подчиняющий злых духов своим черным ваджром.

 Он распространяет вокруг себя

 Искры в форме маленьких ваджров.

 После совершения церемонии учитель посоветовал ей отпра­виться туда, где находится священная Медно-красная Гора. Мачиг сказала, что она хотела бы прежде увидеться с Падам­пой, и учитель согласился.

 Когда она пришла в Тингри*, Падампа, узнав о ее прибы­тии, отправился туда, чтобы встретиться с ней. Когда они встретились, Мачиг попросила у него наставлений, и он отве­тил: “У меня больше нет специальных наставлений, кроме тех, что я уже дал тебе. Линия преемственности сутр Прадж­няпарамиты очень могущественна, и следующий ей преодолеет все препятствия в своей жизни”.

 Они сделали большое подношение мандалы и оставались в том месте месяц и тринадцать дней. Мачиг получила инструк­ции по выполнению пранаямы59, а также по янтра-йоге60 и  туммо61, о том, как направлять энергию праны в центральный канал и учения раздела Упадеши62. После этого учитель велел ей посетить 108 кладбищ, а затем отправиться на Медно­-красную Гору для блага всех живых существ.

 Мачиг покинула Тингри и пошла на высокую снежную гору Джома Джечен. Она посетила 108 священных мест и пришла в Мон, где жила некоторое время, занимаясь практи­кой медитации. Затем в возрасте тридцати семи лет она взо­шла на Медно-красную Гору и поселилась там в Красном Доме. Многие духи этих мест приходили к ней, приносили обеты бодхисаттвы и давали обещание не причинять вреда живым существам.

 Однажды к Мачиг пришли монахиня Чотцо, женщина по имени Дардран и мужчина по имени Кадраг. Они рассказали, что в гадании им было предсказано, что они должны умереть  в этом году. Они просили ее даровать им посвящение. Она дала им практику дакини из линии мaтеринской тантры, после  чегo они вместе сделали много подношений пуджи. В резуль­тате признаки скорой смерти исчезли, и слава Мачиг разнеслась по всей округе. Когда Мачиг исполнилось сорок лет, она была уже хорошо известна во всем Тибете. Многие люди и духи приходили к ней за помощью и для принятия обетов бодхичитты. Семь дакинь постоянно находились возле нее, охраняя место, в котором она находилась, и некоторым из присутствующих доводилось увидеть их.

 Однажды к Мачиг пришли лама Чуба Лоцзава с восемнад­цатью учениками и лама Джартиба в сопровождении своих двадцати пяти учеников, а также учитель Толунгпа, тоже с двадцатью пятью учениками, и вызвали ее на диспут. Но ни один не смог победить ее. Все они прониклись верой в то, что Мачиг – поистине Арья Тара, и она дала им учение.

 Потом к ней пришел великий сиддха Памтиг, и она излагала ему учение до тех пор, пока у него не исчезли последние сомнения и заблуждения. После этого он сказал: “Какое счас­тье, что эманация божества воплотилась в Тибете! Великая Мачиг, ты принесла благо множеству живых существ, обитающих как в человеческой, так и не в человеческой форме. Я прославляю тебя!” Затем Мачиг попросила его дать наставле­ния в Дхарме, и он дал ей ясное объяснение учения Махамудры и  Абхидхармакоши63.

 Мачиг учила также специальной дxapмe, называемой Чод линии Махамудры. Люди говoрили, что благодаря практике этого учения можно исцелить 424 болезни и избавиться от нападений 80 000 духов.

                     ПРИМЕЧАНИЯ

 59. Пранаяма – йогическая практика, в результате которой контроль над сознанием достигается посредством дыхательных упражнений.

 60. Янтра-йога – йогическая практика, целью которой является овладение потоками тонкой энергии (праны) в теле посредством сочетания дыхания с движением.

 61. Туммо – внутреннее тепло, которое йогин развивает упражнениями, сочетающими в себе технику визуализации и дыхание.

 62. Уnaдеша – раздел устных наставлений, наиболее продвинутая часть учения Дзогчен.

 63. Абхидхармакоша – свод философских, психологнческих и космогонических учений буддизма.

 ВСТРЕЧА С ТАРОЙ

 Весной, когда Мачиг был сорок один год, она отправилась в пещеру Пугзанг. Taм она получила от самой Тары очень ред­кое учение и посвящение в мандалу пяти Дхьяннибудд в фор­ме ябюм. Тара явилась в образе супруги Дхьянибудд и сказа­ла Мачиг: “Усердно практикуй это учение. В нем содержатся наставления о том, как преобразовать пять страстей и полу­чить передачу сил от пяти Дхьяннибудд64. Это учение дано для блага всех живых существ, а потому храни его хорошень­ко, йогиня! Сделай его основой своей практики, читай мант­ру и выполняй медитации стадии порождения и завершения. Благодаря твоим детям, твоя духовная линия преемственности будет продолжаться подобно тому, как жемчужины, нани­занные на нитку, следуют одна за другой. Через десять поко­лений твой род прервется. Ты же сама станешь дакиней, на­зываемой Ваджрная Победительница Демонов, и будешь главой всех дакинь”.

 Затем Мачиг вознесла хвалу Таре и пяти Дхьянибуддам и сказала: “Вы проявили свое милосердие ко мне и наделили меня силами. Я всего лишь слабая и неразумная женщина, но отныне, благодаря вашей доброте, я смогy помочь живым су­ществам”.

 Тара с улыбкой окинула взором остальных дaкинь мандалы и ска­зала: “О йогиня! Ты достигла завершения всего, что содержися в Трипитаке65 и в учении тантры. Ты – воплощенная Прадж­няпарамита, Супруга Ваджрадхату, источник всего постижения Дхармы. Не унывай”.

 Мачиг сказала: “Но как я могу узнать, что это так? Поче­му я – источник всякого постижения Дхармы? И где Великая Мать сейчас?”

 Тара отвечала: “Слушай, йогиня, прошлое стерлось из твоей памяти, но я расскажу тебе о нем. Великая Мать – это пустотная природа всех дхарм. Она Мать Будд трех времен, Природа Абсолютной Реальности, чистая суть лишенной самости Прадж­ни пустоты, что превыше всех загрязнений. Эта Великая Мать, являющаяся причиной накопления добродетели, та, которой делают подношения и возносят хвалу, силой молитв и призываний живых существ и посредством лучезарной природы пустотности всех дхарм проявилась в форме светящейся сфе­ры (Тиб. “тигле”, что значит “капля” или “семя”) желто-красного цвета, а на уровне чистого видения стала Великой Матерью, окруженной буддами и бодхисаттвами десяти сторон света. Ее тело золотого цвета, у нее одно лицо и четыре руки. Она сидит, скрестив ноги в лотосовой позе, а в сердце у нее светящаяся капля с оранжевой буквой “МУМ”.

 Она наделена всеми знаками совершенства и пребывает на небесах Тушиты66. Из моего сердца излился темно-зеленый свет и проник в ее сердце, отчего оно начало биться. Затем лучи света излились из ее сердца и вобрали в себя мудрость и благословения будд и бодхисаттв десяти сторон света, после чего эти лучи вновь растворились в теле Великой Матери и из ее сердца родилась дакини Ваджрадхату. Сущность ума этой дакини явилась как дакнни Дорже Дудулма, Ваджрная Покорительница Демонов, с одним лицом, двумя руками и с головой свиньи, расположенной сбоку от ее собственной головы. Она имеет власть над всеми дакинями, и три мира трепещут перед ней. Дорже Дудулма воллощалась множество раз для помощи всем живым существам. Теперь, воплотив­шись в тебе, она пришла в Тибет”.

 Мачиг сказала: “О Тара, мне ясно все, что ты сказала. Ответь, принесет ли благо живым существам распро­странение учения, которое ты дала мне?”

 Тара отвечала: “Не следует излагать высшие тайны Вадж­раяны публично. Но ты должна передавать это учение подхо­дящим людям, помогая им на пути обретения освобождения. В своем учении тебе следует соединить Четыре Мудры67 с Сут­рой Сердца Праджняпарамиты. Йогиня, твое учение будет рас­пространяться, а ты сама достигнешь окончательного просвет­ления”.

 После этих слов из сердца Тары излился свет в десяти на­правлениях. Весь этот свет затем растворился в сердце Мачиг. Потом она и все ее окружение растворилось в небесном про­странстве. В этот самый миг наступил рассвет.

 Когда Мачиг вернулась в Красный Дом, она увидела на пороге двух черных духов-хранителей, стерегущих вход во время ее отсутствия.

                     ПРИМЕЧАНИЯ

 63. Абхидхармакоша – свод философских, психологнческих и

 космогонических учений буддизма.

 64. Будды пяти семейств (Ваджра, Будда, Ратна, Падма, Карма).Манифестация состояния просветления в тантрическом буддизме видится в пяти аспектах, носящих название пяти Будда – семейств и представляющих собой трансформацию одной из пяти мешающих эмоций (гордость, ревность, страсть, гнев, неведение).

 65. Трипитака (санскр. “Три корзины наставлений”) – учение, изложенное Буддой публично и составляющее основу Хинаяиы, классифицированное в три раздела: раздел Сутр, раздел Винаи (норм поведения) и раздел Абхидхармы, где изложены психология, философия и космогония.

 66. Тушита – небесная обитель, в которой, по представлениям буддистов, Будда пребывал до своего воплощения на Земле.

 67. Четыре Мудры: 1) “дхармамудра” – понимание учения и постижение истинной природы дхарм; 2) “кармамудра” – физические действия и иногда также сексуальные практики; З) “самая мудра” – хранеиие тантрических и общебуддийских обетов, а также правильное и своевременное выполнение практик внзуализации и чтения мантр; 4) “махамудра” – о6ретение единства тела и ума и пре6ывание в состоянии недвойственности.

 ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДЕТЯМ

 Когда Мачиг было сорок два года, она увидела во сне пре­красный сад, полный цветов. Среди них был один цветок с многочисленными разноцветными лепестками. От цветка ис­ходило сияние. В середине сидел Лама Сонам, с телом белого цвета, окруженный радужными лучами. Над ним в простран­стве находился Падампа Сангье, а еще выше – Ваджрадхара. Справа восседал красный Манджушри, слева – Арья Дэва68, а позади дакини Махасукха (Великое Наслаждение). Напро­тив него располагалась Арья Тара. Все фигуры были украше­ны орнаментами Самбхогакаи и излучали сияние. Они одновременно даровали ей благословение, и Мачиг ощутила силу, влившеюся в ее тело, речь и ум так, что она получила возможность передавать учение другим людям. В этот момент четыре белые дакини протрубили в раковины в четырех на­правлениях. Звук их раковин достиг четырех континентов и горы Меру, и Мачиг проснулась.

 На следующий день, едва только солнце показалось над вершинами гор, пришел Топабхадра и привел с собой ее млад­шего сына и дочь. Встретившись, Мачиг и ее супруг сравнили свои достижения и рассказали друг другу о своей практи­ке, после чего Топабхадра отправился в Индию.

 Младший сын Мачиг, Друб Се, которому в это время исполнилось пятнадцать лет, получил от своего отца линию передачи прак­тик   Чакрасамвары, Акшобьи и черного Хаягривы. Дочь, которой было десять лет, знала практики красной Тары, много­рукого Авалоюпешвары69, Сутр и Праджняпарамиты.

 Вскоре после этого Друб Се заболел и повредился рассуд­ком, для того чтобы исцелить его и устранить скрытые причи­ны заболевания, Мачиг посоветовала ему выполнять практи­ку, называемую Драгоценный Светильник, которую следовало выполнять на кладбище в течение недели. Сделав это, он не только излечился от своей болезни, но и обрел новое понима­ние. Тогда она передала eму полный цикл этой практики, и он освоил ее в совершенстве. После этого Мачиг пригласила Па­дампа Сангье, чтобы провести с ее сыном церемонию приня­тия обетов.

 Когда они дошли до того места церемонии, где посвящаемо­му нарекается новое имя, Мачиг сказала: “Я дам eму новое имя. Его отца зовут Топа и, поскольку он сам был болен, а потом исцелился и встретился с тобой, Дампа, с великим учителем, от которого он принял посвящение и получил всю мудрость, мы назовем его Тоньйон Самдруб, что значит “Сума­сшедший сын Топабхадры, искусный в медитации”. Через Него мое учение распространится повсюду. Прошлой ночью я видела во сне, как четыре дакини протрубили в свои ракови­ны и звук разнесся по всем четырем континентам”.

 Затем Падампа Сангье дал Тоньйон Самдрубу сущностные наставления по практике Манджушри, по пяти Тарам, пяти дакиням Махамаи, по практике гуру-йоги, а также метод ос­вобождения скандх, с тем чтобы тело исчезало после смерти без остатка.

 После этого, сделав  Падампе Сангье подношение, Мачиг отправилась в Лаб. Тоньйон Самдруб до конца своих дней имел глубокую веру в Падампу и часто говорил: “Падампа Ринпоче – мой отец”. Он возносил хвалу Падампе и Мачиг три раза днем и три раза ночью, и поэтому многие действи­тельно называли Падампу его отцом.

 Старший же сын Мачиг, Друбпа, женился на девушке из местности­, называемой Ахрава, и не занимался практикой Дхармы.

 Мачиг увидела, что Тоньйон Самдруб – очень способный ученик, и дала ему все необходимые инструкции и наставле­ния по практике Праджняпарамиты и посвящение в Колесо Дхармы Четырех Самадхи. Он также получил множество по­священий в практики дакинь Материнских тантр и сотни На­ставлений по практикам подношения торма• Получив все эти учения, он усердно практиковал визуализацию и вскоре достиг стабильных результатов. Тогда он приступ ил к практикам ста­дии завершения, и через несколько месяцев появились призна­ки его успеха. После этого Мачиг передала ему свое понима­ние Maxaмудры, и он в совершенстве постиг это учение.

 Когда ему исполнилось шестнадцать лет, Мачиг сказала: “Те­перь отправляйся на снежную гору Сампо и выполняй тaм прак­тику. У тебя есть хорошая кармическая связь с этим местом”.

 Он пошел туда с тремя друзьями, и они путешествовали три месяца, пока не достигли горы. Прибыв туда рано утром, они приготовили подношение пуджи, и сама Мачиг своей ма­гической силой явилась им. Она спросила: “Вы устали в пути?”

 “Нет, – ответили они. – Мы рады твoeму появлению”. Тогда она передала им  главные учения своей линии, а также посвящения в практику пяти Дхьянибудд и мандалу пяти дакинь Ваджраварахи. Мачиг оставалась с ними в пещере пять дней. Многие даки и дакини пришли туда. Тоньйон Самдруб видел свою мать в образе Ваджраварахи, с неба сыпался цветочный дождь, сияла многоцветная радуга, и было множество других благоприятных знаков.

 Мачиг велела духу-хранителю Сампо не мешать практике ее сына, и тот обещал во всем помогать eму. Она приказала также падмадакини по имени Дримедма служить Тоньйону и снабжать его всем необходимым для проведения практики в уединении.

 Перед уходом Мачиг сказала своему сыну: Практикуй здесь в течение тринадцати лет, и тогда составляющие элементы тво­его тела, явления ума, уровни пространства, внешние вещи и существа трех миров явятся тебе как чистые мандалы бо­жеств. Старайся укрепиться в этом чистом видении. Не за­боться о припасах для своего проживания; здесь есть те, ко­торые будут служить тебе”.

 Он вошел в пещеру, сделал себе сиденье из травы куша71 и сел, сохраняя семичленную позу Вайрочаны72. Вход в пеще­ру закрыли, и он остался один. После этого Мачиг вместе с многосленной свитой дакинь исчезла в небесном простран­стве в направлении Зангри.

 Через три месяца пребывания в пещере он почувствовал голод и жажду. Он вспомнил слова своей матери о том, что кто ­то будет заботиться о его нуждах, но не видел никого, кто мог оказать ему помощь. Тогда Самдруб подумал: “Это место освящено духовной силой моей матери, и по ее благословению я смогу оставаться здесь, питаясь одним лишь созерцанием. Не­возможно, чтобы я умер от голода”. Некоторое время спустя перед ним явилась красная девушка, парящая на солнечном луче. На ней была прекрасная одежда, а в руках она держала маги­ческий сосуд, полный амриты. Она сказала: “Йогин, выпей этот напиток  и достигни глубин своей практики”.

 Он выпил амриту и почувствовал, как блаженство разливается во всем его теле. Желание к обычной пище исчезло, и он подумал: “Наверное, это Дакини Мудрости. Вот признак моих успехов в практике”.

 Дакини сказала: “Твоя мать, Мачиг, велела мне приносить тебе все необходимое для жизни. Я не твой учитель, поэтому не показывай мне своих достижений. Храни их в пространстве “таковости” своего ума. В тебе до сих пор остается желание, чтобы другие видели плоды твоей практики. Поэтому хорошенько следи за своим умом. Когда тобой овладевают сомне­ния или тебе предстоит принять решение, используй врожден­ную мудрость своей собственной внутренней природы и не обращайся за советами к другим. Так ты вступишь на путь чистого видения”.

 Когда дакини произнесла последние слова, сияние погасло и она исчезла. После этого она приходила один раз в три года и приносила ему амриту. Через пять лет его затворничества Мачиг послала йогина проверить, жив ли ее сын. Йогин подо­шел к входу в пещеру и крикнул: ” Тоньйон!”

 “Что?” – ответил тот.

 “Твоя  мать послала меня узнать, не страдаешь ли ты от голода и жажды. Не нуждаешься ли ты в помощи?”

 Тоньйон отвечал из глубины пещеры: “я рад узнать, что моя мать жива и чувствует себя хорошо. Моя пища  меди­тация, как я могу быть голоден? Моя одежда – внутреннее тепло йогической практики, поэтому я не нуждаюсь в теплой одежде. Мои друзья – внутреннее видение, поэтому я не нуждаюсь в спутниках. Все, что я вижу, наполнено светом, поэтому я не имею привязанности к месту пребывания.

 Когда йогин возвратился и рассказал все это Мачиг, она обрадовалась и сказала: “Он поистине достиг прогресса в своей практике”.

 Множество учеников приходило к Мачиг из Центрального Тибета, области Кхам, из Амдо и даже из Непала. Великие учителя, ученые, цари, министры, принцы, люди знатного и низкого происхождения, прокаженные и нищие: все приходи­ли к Мачиг и получали у нее учение. Слава о ней достигла даже Индии.

                     ПРИМЕЧАНИЯ

 68. Арья Дэва – ученик Нагарджуны, основатель философской школы Мадхьямика.

 69. По преданию, когда бодхисаттва Авалокитешвара достиг просветления и был готов покинуть этот мир, он увидел силой своего всеведения страдания всех живых существ, пребывающих в сансаре. Возникшее в нем сострадание было столь сильным, что голова его раскололась на много частей и у него появилась тысяча рук для оказания помощи этим многочисленным существам.

 70. Торма (тu6. gТor.ma) – особый вид подношения, для которого из муки с добавлением масла и других компонентов лепятся фигурки различной формы и размера. Искусство изготовления торма, а также соответствующие ритуалы освящения и подношения являются важной частью религиозного культа тибетского буддизма. Существуют сотни разновидностей торма и связанных с ней ритуалов.

 71. Трава куша: из этой травы была изготовлена подстилка, сидя на которой Будда обрел просветление.

 72. Семичленная поза – классическая поза для выполнения медитаций: 1) ноги скрещены в позе лотоса; 2) позвоночник прямой как стрела; 3) ладони рук лежат ниже пупка одна на другой (сверху располагается правая ладонь у мужчин и левая у женщин) с соприкасающимися концами больших пальцев; 4) плечи слегка отведены назад и находятся на одинаковой высоте; 5) подбородок слегка приподнят; 6) глаза приоткрыты и расслаблены, взгляд направлен вперед по линии, проходя щей через кончик носа; 7) язык и губы расслаблены, при этом язык касается верхнего неба за зубами.

 СПОР С ПАНДИТАМИ

 Пандиты в Бодхгае услышали о Мачиг. Собравшись, они ре­шили вызвать ее на диспут. Они говорили между собой: “Вся истинная Дхарма, включая Махамудру, происходит из Бодх­гаи, но о6 этом учении, называемом Чод Махамудры, мы никогда не слышали. Оно уже распространилось из Тибета в Непал. Многие непальцы теперь ходят получать учение у этой женщины с тремя глазами; они утверждают, что благо­даря этой практике можно преодолеть сорок болезней и 80 000 заблуждений. Женщина эта утверждает, что является во­площением дакини Праджняпарамиты, но, скорее всего, в нее вселился злой дeмон. Наверное, будет трудно победить ее, и мы еще не знаем, как нам сделать это. Но в противном случае она разрушит весь Тибет, а затем проникнет и в Индию. Мы должны послать кого-нибудь, чтобы посмотреть на нее”.

 Все согласились с тем, что, поскольку Мачиг, вероятнее всего, владеет силой злой магии, следует послать к ней пан­дитов, наделенных сверхъестественными способностями (сидд­хов). Итак, три йогина, достигших совершенства, помчались в Тибет, подобно коршунам, напавшим на птичью стаю. На рассвете они уже прибыли к дому Мачиг. Ее повар, Сонам Гьям увидел их, приближающихся к Медно-красной Горе.

 Он сказал Мачиг: “Вот три человека приближаются к на­шему дому. У них темные лица, глубоко посаженные глаза и черные шапки. Они явно не из наших мест; может быть, это непальцы?”

 Мачиг ответила: “Это йогины, прибывшие из Индии ма­гическим методом быстрой ходьбы. Приготовь им место дли сидения”.

 Слуга приготовил три сиденья и знаками пригласил их войти. Йогины пошли в дом и сели напротив Мачиг.

 Она заговорила с ними по-индийски и сказала: “Было ли удачным ваше путешествие? Что нового в Индии?”

 Пандиты очень удивились, услышав, что она говорит на их родном языке, и спросили ее, где она научилась говорить по индийски.

 Мачиг ответила: “Множество своих предыдущих жизней я прожила в Индии”.

 Они спросили: “Помнишь ли ты свои прежние воплоще­ния?”

 Она ответила: “Да, я помню их все”.

 Пандиты сказали: “Если ты их помнишь то почему бы тебе не рассказать нам о них?”           

 “Хорошо, но сначала я соберу своих учеников со всего Тибета и из Непала и приглашу переводчиков, чтобы все могли слышать мой рассказ”, – ответила Мачиг.

 Итак, она собрала посыльных, владеющих магическим методом быстрой ходьбы, и отравила их во все концы Тибета и Непала со­брать ее учеников. Вскоре к ней прибыли 500 57З человека и четыре переводчика, которые много лет прожили в Индии и знали несколько языков. Они переводили спор между Мачиг и индийскими Пандитами. Как те ни старались, они не могли победить Мачиг.

 Наконец один из пандитов сказал: “Все учения истинной Дхармы произошли из Индии; в Тибете никогда  не было соб­ственного учения Дхармы”.

 Мачиг отвечала: “Да, это правда. Все 6удды и их учения пришли из Индии. Поэтому отчего 6ы вам не рассказать нам о каждом из них и об учениях, которые они проповедовали, а также и об их учениках”.

 Индийские пандиты сказали: “Этого мы не знаем. Если тебе это известно, расскажи нам о них”.

 Мачиг начала рассказывать и говорила семь дней обо всех Буддах, их учениях и учениках.

 Тогда они сказали: “Ты хорошо помнишь все из своих прежних воплощений, но почему ты не говоришь нам о том, чему ты учишь сейчас?”

 Мачиг сказала: “Слушайте меня, мои ученики Люди в Индии не верят в мое учение, поэтому они прислали сюда этих троих пандитов. Они могли бы получить пользу, выслушав мое уче­ние, но вместо этого они продолжают спрашивать меня о моих прежних воплощениях. Если бы я не рассказала им этого, они бы не поверили мне, и в вас, моих учениках, также зародил ось бы сомнение. Поэтому ныне я расскажу вам всем историю происхождения этого учения”.

 И она рассказала, как с самого начала своей жизни она стала изучать учение Будды и как сделала это учение основа­нием для создания системы, называемой Чод линии Махамуд­ры, а также изложила его значение. Она говорила о своих учителях и о том, чему она научилась у них, а также о Таре и об учениях, полученных от нее и от других нечеловеческих учителей. Она сказала также о будущем своего учения и из­рекла многие пророчества.

 Историю своей жизни она рассказала следующим образом:

 “С того самого момента, как Тара приняла решение помо­гать всем живым существам, став Праджняпарамитой, и до моего нынешнего рождения я прожила 107 жизней. Мое ны­нешнее рождение произошло в Индии, где я родилась как ве­ликий пандит Монлам Друб. Там, по благословению Арья Тары, я покинула свое тело в пещере Потари. Это тело до сих пор находится там. Оно не подвержено тлению и его плоть оста­лась неповрежденной. Вы, трое, отправляйтесь туда и сожгите это тело. Дым от него будет иметь запах горящего сандалово­го дерева. Оно наполнит всю округу запахом благовоний. Во время кремации послышатся звуки музыки, с неба посыплет­ся цветочный дождь и появятся многочисленные радуги.

 На месте сожжения в черепе вы найдете рельефные изобра­жения пяти Дхьяни будд в соединении с их супругами. Каждый позвонок будет иметь форму ступы. Каждый зуб подобен ра­ковине, с закрученной направо спиралью. На челюстной кости окажется буква “А”. На правой лопатке будет изображение дакини Дхармакая, а на тазовой кости – Авлокитешвары, Манджушри и Ваджрапани. На бедре вы увидите изображение зеленой Тары. В сердце окажется Будда. На грудной кости вы найдете Ваджрадхару. Остальные кости обратятся в многочисленные пятицветные “рингсел”73  размером с небольшой орех”.

 Тогда пандиты сказали: “А что, если всего сказанного тобой не случится?”

 Мачиг ответила: “Если сказанное мною сейчас окажется неправдой, значит, и все, что я говорила до сих пор, включая мое учение, – ложь! Поэтому идите, о пандиты, и рассмотри­те указанные мною знаки. Половина моего труда на благо всех живых существ завершена. Мне сейчас пятьдесят два года. Когда же мне исполнится девяносто девять, я обрету спон­танное рождение в чистой стране посредством практики перенесения сознания”.

 Все ученики поверили ей без колебания. Мачиг попросила Падампу Сангье идти в Индию вместе с пандитами и принести в Тибет святыни, которые окажутся на месте сожжения тела Монлам Друба. Они немедленно отправились в Бодхгаю ма­гическим методом быстрой ходьбы. Придя туда, они рассказали пославшим их обо всем, что слышали. Те сказали: “Нужно пойти в Потари и посмотреть, что случится”. Итак, пятьдесят два пандита пошли в Потари, нашли там тело и предали его огню, и все случилось именно так, как предсказала Мачиг. После этого все в Индии поверили в то, что Мачиг – поис­тине воплощение Великой Матери. Они стали говорить, что в таком месте, как Тибет, не может быть достойных ее учени­ков и что по этой причине она вскоре уйдет в радужном теле, если останется там Дольше. Поэтому они решили, что должны немедленно пригласить ее в Индию.

 Череп Монлам Друба остался в Бодхгае. Сердце Падампа принес в Тибет. Туда же вернулись и все пандиты.

 Они сделали Мачиг подношение, совершили ритуальный обход и простирания, а затем сказали: “Ты явила собой иллю­зорное тело Великой Матери. Вот, мы принесли тебе эту свя­щенную статую Будды, сердце Монлам Друба”.

 Все существа трех миров, видевшие эту статyю, получили бла­гословение. Вера жителей Тибета и Индии в Мачиг возраста­ла, и ее учение Чод распространялось повсеместно.

 Пандиты продолжали просить Мачиг отправиться в Ин­дию, но она сказала в ответ: “Если я приду в Индию, от этого не будет большой пользы. Мое назначение – помогать тибет­цам, и мне не доведется посетить Индию в этой жизни. Ин­дия – страна будд, место, в котором впервые была пропове­дана Дхарма. В своих прежних жизнях я провела много времени в Индии и имею там много благих кармических свя­зей. Теперь я родилась в Тибете, и здесь я проповедую уче­ние Чод Махамудры, которое неизвестно в Индии. Я хочу показать вам, индийцам, это учение, тибетский метод практики Дхармы”.

 Мачиг отравила в Индию некоторые из важнейших своих учений в краткой, средней и расширенной форме. Она переда­ла их пандитам, а те отвезли их в Индию. Это был первый случай, когда Дхарма была принесена в Индию из Тибета.

 Линия преемственности дхармы, рожденной в ее сердце, перешла к ее сыну и дочери. После Мачиг осталось 116 дepжателей ее линий. Всего линий преемственности было три. Первая называется Гьюд Таб, линия учения сутры, которая идет от Будды к Манджушри, от него к Нагарджуне, затем к Арьядэве, к Брамину Арьядэве, к Падампе, к Чо Шика Еше, к Сонаму Ламе, к Кудбону и, наконец, к Мачиг. Вторая линия исходит от Юм Ченмо (Великой Матери), к Таре, к Сукха­сиддхи, к Брамину Арьядэве, затем к Падампа Сангье, Сонаму Ламе, а от него к Мачиг. Эта линия носит название Шераб Гью, и в ней излагается учение сутр Праджняпарамиты. Тре­тья линия, называемая 3унгжуг, идет от Великой Матери к Будде Шакьямуни, к Арья Таре, к Манджушри, к Падампа Сангье, Сонаму Ламе и к Мачиг. Все эти линии относятся к разделу устных наставлений.

 Линия учений Ваджраяны идет от Ваджрадхары к Таре, а от нее непосредственно к Мачиг. До нее этой линии передачи не существовало. Устная линия ста передач силы и ста подношений следует к Тоньону Самдру6у, ее младшему сыну, от него к Гангла Мугсангу, к Друбченпа, к Кьеме Гьямцо, к Мон­ламу Ринпоче, к Ринчен Шону и, наконец, к Сонаму Дорже.

 Линию, идущую от Будды, она передала своему старшему сыну Друбпа и он сохранил ее в своем сердце.

 Своей дочери, трем ученицам и Ку Гомчо Сенге она пере­дала учение, соединяющее в себе сутры и тайные практики Дхармы, рожденные в ее сердце. Она дала им также передачу материнских тантр, четыре посвящения дакинь, тайное учение Гуру-йоги, методы созерцания Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани тантру Махамаи, специальные практики созер­цания Авалокитешвары и много других практик. У нее было шестнадцать главных учеников, а также 1263 таких, которые достигли плодов практики и обрели способность помогать дру­гим. Благодаря ее практикам полностью исцелилось 433 про­каженных. В возрасте девяносто девяти лет Мачиг удалилась в чистую страну дакинь.

Источник: http://shambala.mirtesen.ru/blog/43438371861/ZHizn-Machig-Labdron-(1055-%E2%80%93-1153)-%E2%80%93-legendarnoy-tibetskoy-yogin

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*