ГУРУ ПАДМАСАМБХАВА (АПРЕЛЬ’ 20)

Падмасамбхава

(V в.)

3b58d6e0b6b51507ea3d747ac3edbec4Гуру Падмасамбхава (санск.), Пема Джунгне (тиб.) («Лотосовая Сущность», «Родившийся в Лотосе Будды Амитабхи»)  – тантрический йогин, один из основателей буддизма в Тибете, махасиддха, основоположник тибетской Ваджраяны. К его учению восходит традиция тибетского тантрического буддизма Ньингма и Дзогчен. Согласно тибетскому житию, Падмасамбхава был проявлением (Нирманакая) Будды Амитабхи; он родился из цветка лотоса, почему и получил свое имя. 

 

Второй Будда нашего времени

Согласно сутрам, это «Второй Будда нашего времени», излучение Будды Амитабхи, чудесным образом появившийся  в цветке лотоса в стране Уддияна в конце V начале – IV века до н.э.  Будда Шакьямуни в «Сутре великой Нирваны» так предсказал его появление: «Через восемь лет после моей Паринирваны в центре лотоса появится изумительное существо по имени Падмасамбхава и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы, принесёт великое благо всем существам».  Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем. Падмасамбхава долгие годы обучался в Индии у лучших тантрических мастеров, после чего сам достиг вершин практики, став великим йогином, обладавшим самыми невероятными способностями.  Так говорится, что он обрёл сверхъестественные способности бессмертия, власти над элементами, способности проявляться в различных формах и прочие совершенные качества просветлённого существа. За время своего почти тысячелетнего пребывания в Индии он достиг совершенства в изучении буддийских наук. Он был держателем высочайших посвящений тантрического буддизма и принес в Тибет знание об абсолютном Просветлении за рамками эго, а также многочисленные методы Ваджраяны  для обретения этого состояния [Сокровище Тибета 2004: 60-61]. Собственно биографией Падмасамбхавы ученые не располагают, а тибетское житие (тиб. намтар) этого йогина настолько изобилует всевозможными удивительными подробностями, что реконструировать по нему реальную биографию в настоящий момент представляется невозможным [Торчинов 2005: 213-214]. По существу, наука даже не знает точно, где находилась та страна — Уддияна, которая  считается его родиной (разброс мнений специалистов тут очень велик — от Ориссы в Индии до Центральной Азии).

Роль Падмасамбхавы в истории тибетского буддизма

В истории тибетского буддизма известен факт, что в середине VIII века правитель Трисонгдэцен пригласил в Тибет одного из крупнейших буддийский ученых и философов того времени Шантаракшиту, который начал первым проповедовать буддизм в Тибете, однако в тибетском языке не существовало слов для точного перевода санскритских буддийских терминов и понимание Учения посредством слов было затруднено языковым барьером и отсутствием опытных переводчиков. Поэтому Шантаракшита предложил пригласить в Тибет тантрического йогина – махасиддху Падмасамбхаву (санск. «Рожденный в лотосе») из Уддияны. Где находилась эта страна до сих пор вопрос спорный, по одной из версий  она была расположена в Центральной Азии, на территории современного Афганистана. Торчинов А.Е: “Прибыв в Тибет по приглашению безуспешно проповедовавшего там выдающегося мыслителя Шантаракшиты, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма и демонстрации тибетцам своих магических способностей. По-видимому, могущество,  даруемое тантрической йогой, произвело на тибетцев большее впечатление, чем проповедь пути бодхисаттвы, которую вел Шантаракшита. Возможно также, что тантрический буддизм Падма-самбхавы чем-то (по крайней мере, внешне)  показался тибетцам похожим на привычный для них шаманизм (религия бон). Как сообщает житие, Падмасамбхава  посрамил бонских жрецов и колдунов, превзойдя их магическое искусство, и подчинил демонов и злых духов Тибета,  обратив их в буддизм и сделав дхармапалами — божествами, защищающими Дхарму”.  Падмасамбхава сыграл столь важную роль в распространении буддизма в Тибете, что его почитают там наравне с Буддой, особенно среди последователей так называемых старых традиций: «нереформированных» или «красношапочных» школ, на которые не распространялась  религиозная реформа Цзонкхапы, затронувшая главным образом традицию Кадам [Торчинов 2005: 213].. Невозможно переоценить значение Гуру Ринпоче. Он придал форму и структуру тем буддийским поучениям, которые периодически достигали Тибета на протяжении сотен лет [ Андросов, Леонтьева 2010, с.10].

Вместе с великим учёным Шантаракшитой Падмасамбхава основал в Тибете первый монастырь Самье, распространил и упрочил многие линии передачи учений Ваджраяны. Его 25 главных учеников продолжили традицию, впоследствии названную Ньингма (тиб. rnying ma, “Древняя”),  которая процветает и в наше время. 

Считается, что одним из этих 25 главных учеников Гуру Ринпоче по имени Тачог Херука был прошлым воплощением Кармапы.  Впоследствии Кармапа III,  Кармапа XI, Кармапа XV оказывались держателями ряда учений традиции Ньингма.  

Гуру Ринпоче пробыл в Тибете около 50 лет (официально – всего четыре), интенсивно путешествуя по самым отдалённым уголкам страны и делая местность пригодной для упрочения буддизма. Кроме того, вместе со своими главными супругами-йогинями тибетской принцессой Еше Цогьял и индийской принцессой Мандаравой он скрыл огромное число терма, Сокровищ Учения, – ради того, чтобы будущие поколения практикующих обретали подходящие для их времени освобождающие методы [Сокровище Тибета 2004:61]. Еше Цогьял олицетворяет собой мудрость постижения природы реальности, а Мандарава является олицетворением жизненных сил, здоровья и долголетия. Вместе они содержат в себе полноту свойств, присущих женскому началу как таковому. Обе они часто присутствуют в изображениях Гуру Падмасамбхавы: Еше Цогьял справа, а Мандарава слева от него.  

Терма

Покинул Тибет Падмасамбхава не обычным способом: обретя волшебное иллюзорное тело, он взошел на небо по арке из радуги, сидя верхом на коне. В Тибете он доверил свое наследие одной из своих главных жен Еше Цогьял, но вскоре после его ухода  буддизм по всей стране был уничтожен во время правления Лангдармы, и лишь через 250 лет, в XI веке в Тибете началась вторая волна распространения буддизма.  И в этот период есть упоминания о Падмасамбхаве. Так в “Жизнеописании Еше Цогьял” содержится предсказание, сделанное  самим Падмасамхавой, о том, что Еше  переродится под именем Мачиг Лабдрон (XII век, Тибет), а ее тантрический партнер Атсара Сале станет Топабхадрой, мужем Мачиг,  другая супруга Падмасамбхавы – Таши Кйидрен – станет единственной дочерью Мачиг и .т.д. Все важднейшие спутники жизни Еше Цогьял встречаются и в жизни Мачиг Лабдрон, включая самого Падмасамбхаву, который становится Падампой Сангье.

Со времен пребывания Падмасамбхавы в Тибете его поучения обнаруживают в виде различных «скрытых сокровищ» – терма. Их добывают  тертоны – особые ламы-немонахи (тиб. нагпа), и эти поучения всегда обнаруживаются, когда они полезны для духа времени» [Нидал 2001:134; Блистательное величие 2007]. В терма он включил и множество предсказаний о будущем нашего мира. Некоторые предсказания касаются только Тибета, а некоторые — других областей мира. Он предсказал, что будет происходить от поколения к поколению и сколько проблем можно решить. 

На протяжении многих столетий эти учения принесли огромную пользу, потому что его предсказания очень точные.  Одно из его самых ясных предсказаний о приходе буддизма в страны Запада: “Когда полетят железные птицы и поедут лошади на колесах, дхарма придет в землю красного человека.” [Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «Свет трех драгоценностей»].

 

 Литература:

1. Андросов, Валерий Павлович, Леонтьева Е.В. Марпа и история Карма Кагью: жизнеописание Марпы-переводчика в историческом котексте школы Кагью. М., 2010 

2. Алексеев-Апрексин А.М., Ерохин Б.Р. Сокровище Тибета: буддийские методы в искусстве. Спб, 2004. 

3. Блистательное величие: воспоминания йогина дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче// составители: Эрик Пема Кунсанг, Марсия Бендер Шмидт. М., 2007

4. Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче “Свет трех драгоценностей” 

5. Торчинов, Евгений Алексеевич. Введение в буддизм: Курс лекций. СПб., 2005.

Фото: А. Акимов (Москва)

По материалам сайта:

http://vbuddisme.ru/

Источник: http://academy.facets.ru/padmasambhava.htm

3 комментария
  1. Руслан 18.04.2020 Ответить
  2. Тимур 20.04.2020 Ответить
  3. Виталий 22.04.2020 Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*