МУЗЫКА-ЭТО ФОРМА ЙОГИ (ЯНВАРЬ’16)

 Автор: Ксения Молоканова
Белобородый старец с искринкой в глазах, неизменно смеющийся и шутящий – Сат Хари Сингх является непревзойдённым исполнителем мантр и практикует Кундалини йогу уже 34 года. Он учился у Йоги Бхаджана и музыкально сопровождал многие его классы и семинары.

В своём интервью он поделился воспоминаниями о Йоге Бхаждане, рассказал о том, как надо петь мантры, что означает сделать выбор, и почему важно не пытаться быть «святым», а просто улыбаться людям.

Как вы пришли к исполнению мантр?

Я взял в руки гитару, когда мне было 18. Это был 1968 год. Музыка того времени – Боб Дилан, Битлз – меняла весь мир. Менялось всё. В воздухе уже чувствовались вибрации Великого Века. Ведь до 60–68 годов не существовало ни рок-музыки, ни фолк-музыки. Я учился много лет, чтобы создать ту же вибрацию, чтобы ее почувствовали и другие люди. И это был первый этап.
Второй этап начался тогда, когда я нашёл мой духовный Дом. Практикуя Кундалини йогу, будучи сикхом, я хотел петь только мантры.
Я не пел мои собственные песни, фолк-музыку. Но позже я обнаружил, что это всё очень связано и как будто создано друг для друга. Я начал соединять мантры и эти радостные западные мелодии. Я их играю так, что они открывают сердца своей простотой.
Позже из Сикхской Дхармы я узнал, что музыка – это наивысшее, что существует. Музыка – это Гуру, а Гуру – это Шабд. Шабд – это специальная музыкальная форма. В Сикхской Дхарме мы говорим Шабд Гуру*. Шабд – это соединение песни и мантры. Таким образом, песня передаёт смысл, а мантра проникает в душу. И комбинация песни и мантры может привести нас к высокому состоянию сознания.
Музыка – это форма йоги. И это моя форма, я люблю её.

Что вы чувствуете, когда поёте?

Пение – это техника. Есть несколько важных моментов. Во-первых, я пою только ту музыку, которую люблю. Этот принцип проявляется и в том, что я занимаюсь только тем, что мне нравится. Во-вторых, пение – это взаимодействие с другими. Поэтому я должен петь так, чтобы люди тоже почувствовали эту вибрацию звука. Это возможно только тогда, когда создаёшь звук из пупочного центра**.
По словам Йоги Бхаджана, петь или говорить без силы пупочного центра бесполезно и бессмысленно. Только когда вы помещаете пупочный центр в вашу песню, в вашу мантру, в вашу музыку, она становится такой сильной, что подключает сердце и сознание людей. Иначе они не слышат.
В-третьих, я должен двигать губами. На губах есть энергетические точки, поэтому движение губами оказывает эффект на меня самого, и песня становится понятной для других.
За каждой песней всегда стоит моя душа, поэтому я должен прочувствовать, что я пою. Так, есть мантраDukh Bhanjan Tera Nam. Я её знаю вот уже 20 лет. Она также является Шабдом. Но раньше я никогда её не пел, т.к. не понимал, что она значит. Потом я узнал, что «Nam» означает «Имя», «Tera» означает «Твоё», «Dukh Bhanjan» означает «Избавление от Тоски». Таким образом, вместе это всё означает, что Ваше имя, ваша сущность призвана для того, чтобы уничтожить тоску. То есть воспевание Имени избавляет меня от тоски. Как только вы поймёте этот смысл, вы скажите: «О, мне нравится это!». Ведь это действительно именно то, что есть в Божественном. Бог – разрушитель печали, тоски, скорби. Когда я грущу, я могу обратиться к Господу, к своему высшему сознанию, и грусть исчезнет. И как только я понял этот смысл, я стал петь эту мантру.

То есть вы можете петь только после того, как поняли смысл мантры?

Я могу петь её также не чувствуя смысла, но мне это не нравится. Я предпочитаю работать до тех пор, пока не пойму её полностью. Потому что тогда в пение включён разум, и он открывает сердце. И тогда мантра имеет более глубокий целительный эффект.

Расскажите, пожалуйста, о вашем учителе – Йоги Бхаджане.

Воспоминания о нем многогранны. Он всегда говорил «Будьте людьми». Это наивысшее, что вы можете достичь как человек – быть человеком. Он говорил «Будьте обычным». Это нормально – просто быть человеком!
У человека есть юмор. Не ходите всегда с таким серьёзным лицом, пытаясь быть «благочестивым». Это фальшь!
Он сам всегда был очень человечным и имел прекрасное чувство юмора. Это то, что мне вспоминается о нём в первую очередь среди множества других вещей.

То есть не пытаться быть оригинальным?

Именно так. Просто улыбайтесь людям. Когда вы улыбаетесь, вы в контакте с другими людьми, вы объединены с ними. А если вы серьёзны, то контакта нет. Люди подумают «Лучше не встречаться с этим парнем!».
Вообще, мы должны понять, что таких людей, которые сделали то, что сделал он – единицы. Он принёс с Востока тысячи и тысячи лет знаний йоги, медитаций на Запад, тысячи лет мудрости. Именно он открыл всё это. Это бесконечный ресурс. Его роль была в раскрытии сознания всего Западного мира, мира за пределами Индии. Кто ещё был бы на такое способен? Мы можем принести 1, 2, 6, 7 упражнений йоги – он принёс в нашу повседневную жизнь 7000 крий. Он был тем человеком, который сделал это настолько мастерски, и в это сложно поверить. 
Такие учителя реинкарнируются в особое время. Мы до сих пор живём в период изменения эпох, и именно в эти исторические моменты Учителя помогают человечеству перейти к следующему уровню вибраций и развития планеты. Такие мастера как Йогананда, Ошо и многие другие вдохновляли людей практиковать йогу и придерживаться духовной дисциплины, чтобы менять своё сознание. Иначе люди просто потеряются. 

Пытаясь самостоятельно ухватиться за эту высочайшую вибрацию, вы можете почувствовать огромное количество боли и непонимания. Просто смотря вовне, в мир, вы можете увидеть войны, проблемы и медленное умирание планеты. Но если мы переведем взгляд внутрь, то можно увидеть огромный сдвиг эпох и невероятные открывающиеся возможности, мир растущей любви и жизни. В это время изменений для людей гораздо больше задач и вызовов, и учителя приходят, чтобы принести надежду, технику, мудрость, чтобы обычные люди, как мы, могли встретиться с этим. И таким был мой учитель Йоги Бхаджан.
Я был зачарован человеком с такой способностью. Прошло около 10 лет, прежде чем он принял меня как ученика.
Представьте, Йоги Бхаджан приехал в новую страну, и перед ним сидит 400 людей. Что он должен делать? Инициировать 400 человек? Нет. Он выявляет тех, кто останется, кто придёт к нему завтра, и послезавтра, а кто пришёл только один раз и уйдёт. Он выявляет тех, кто любит изучать то, что он говорит. Кто любит практиковать. А также тех, кто загорится обучением следующего поколения и сможет это делать. Не только практиковать, но и обучать других учителей.
Я всегда видел, как его окружали старшие учителя и ученики, а я был таким маленьким и мог только сидеть в 20–50ти метровом ряду. И прошло более 10 лет, прежде чем я смог встретиться с ним лично.
Лучший ученик – это тот, кто в первую очередь управляет собой, и после может тренировать других, чтобы они стали учителями – завтра. Этот процесс может длиться более 10 лет.
Сейчас я могу сказать, что Йоги Бхаджан непрерывно говорит внутри меня. Обучение – это процесс непрерывного погружения в личность Учителя. Как-то он сказал мне – «Расти быстрее!»

Как ваш Учитель помогает вам проходить через сложности на духовном пути?

Даже если ваш Учитель уже умер, вы всегда можете его спросить, спросить Бога, Внутреннего Учителя. Ведь между учителем и учеником огромная зависимость. И ответ здесь <указывает на сердце>. Потому что Учитель всегда внутри вас. И это чудо.
Когда вы в обычном состоянии сознания – когда вы едите, гуляете, спите – вы даже не задумываетесь об этом. Это требует вашей духовной практики. Он всегда говорил: «Почему вы хотите, чтобы я опустился до вашего уровня сознания, почему вы не хотите подняться до моего?» И йога – это техника, которая поднимает ваше сознание. И когда ваше сознание поднимается, в какой-то момент вы становитесь способны распознать Учителя. Иначе вы распознаете что-то ещё, но не Учителя.
Учитель больше не с нами, но мы можем использовать его мудрость. Я часто перевожу его книги, техники, я слушаю его лекции, я стараюсь приблизиться к его бесконечной мудрости. И постепенно, со временем, она становится моей собственной. Потому что я убедился в её осмысленности, знаю, что это правда. А потом я вижу – Йогананда говорил то же. И Нил Доналд Уолш в «Беседах с Богом» говорил то же. И это становится и моей правдой. Я чувствую как благословение то, что мой рот может нести его слова.

Какое изменение в вас вы могли бы назвать ключевым?

Я был социалистом и должен был стать йогином – именно это было первым вызовом в моей жизни. Это действительно было отрезанием старой жизни и началом новой. Я как будто умирал. Мне было тяжело, когда я осознал, что Бог существует и существовал всегда в моей жизни. Чтобы перестать это игнорировать, у меня ушло 28 лет. Я обещал себе со слезами, что никогда больше об этом не забуду. И так началась моя новая жизнь.
Вторым вызовом для меня были поиски пути: стать ли мне Буддистом, или Христианином, или прийти в Русскую церковь? Я был в Православной церкви и мне это нравилось, я думал о том, чтобы посвятить этому жизнь. Но в душе я сомневался.
Я всегда любил Мать-Землю. И я спрашивал учителей – «Что вы думаете о Матери Земле?» Я спросил это у йогина Свами Нараянананды на даршане. Он был сбит с толку и ответил: «Что вы имеете ввиду? Мать Индра?». Я сказал «Спасибо большое» и ушёл. Потому что у меня было моё внутреннее чувство – мне нужен был такой духовный путь, где особенно ценят и почитают Мать Землю. А когда я пришёл к Йоги Бхаджану, он сказал: «Гуру – это воздух, дыхание, Отец – это вода, а Мать – это Великая Земля». И когда мы воспевали Онг Намо Гуру Дев Намо – мы поклонялись Матери, мы поклонялись Отцу, мы поклонялись Природе, мы поклонялись Святому духу. И именно тогда ко мне пришло чувство – да! Я хотел делать именно это, следовать этому пути.
И важным шагом в моём духовном пути стало то, что я начал практиковать Кундалини йогу, я стал жить как сикх. Так же, как жил Йоги Бхаджан. Когда вы принимаете такие решения, всё меняется. У вас появляются новые друзья, новая еда, новые места. Это особый выбор.

Что для вас означало такое решение? Вы использовали фразу «cut one’s head» – что она означает?

Это означает прекратить колебаться, дискутировать в своём уме. «Должен ли я делать это? Или не должен? Может, не стоит? Но другие люди делают… Почему не получается у меня? А правильно ли это?» и так далее. Есть точка, в которой все сомнения должны пропасть. Это значит отказаться от сомнений, раздумий в вашем уме. Вы просто понимаете, что вы решили, и поэтому вы просто делаете. Без «Что они обо мне скажут?» и т. д. Я просто иду и делаю. И такой подход меняет всё.

Что конкретно это изменило в вашей жизни?
Мои пищевые привычки, мой стиль жизни. Каждый день я встаю утром в 3 часа или 3:30. Я ношу белые одежды и делаю упражнения, которые я никогда раньше не делал. Я изучаю Священное Писание.

Как вы привыкли ко всем этим ритуалам?
Здесь так же, как и с музыкой. Я делаю что-то только тогда, когда я это понимаю. До тех пор, пока я не понимаю смысла какого-то действия, я не делаю никаких ритуалов.

А что это тогда для вас?
Только то, что имеет смысл. То, что я чувствую как правильное на моём духовном пути. Что я понимаю – разумом и духовно. Вы всегда должны делать то, что вам говорит ваше сердце. Поэтому я не делаю ритуалов.
И, конечно, первично – я доверяю своему Учителю.
Шаг за шагом я пытался понять всё, что мы делали. Почему мы носим белое? Всё просто: это усиливает ауру, делает вас сильнее, и я люблю белый цвет. Это же решение всех моих проблем! Другие люди думают: о, что мне сегодня надеть? Но у меня нет таких проблем! Моя жена говорит: «Ты любишь быть в центре всего! Когда ты в белом – все смотрят на тебя». И так гораздо проще быть в настоящем, быть ответственным за происходящее, помогая другим. Люди в чёрном хотят быть незамеченными, но вас в белом всегда видят. Поэтому на мне всегда лежит ответственность, я не могу сказать «не я». Я просто иду, я просто делаю.
Даже водители такси спрашивают: «Кто вы? Почему вы носите такие одежды, вы мусульманин?» Я им всё объясняю, и после этого мы начинаем общаться, они мне рассказывают о себе, и мы становимся друзьями! Это хорошо.

В чём основа сикхской традиции?

Мы едины. Чем выше духовная сущность отдельного человека, тем выше духовная эволюция мира. Тем выше духовная жизнь. Тем выше осознание единства.
Одним из центральных понятий Сикхской Дхармы является Гурпрасад***. Мудрость Бога благословляет нас осознанием, что Бог и все люди, каждый цветок, каждый атом во Вселенной – всё есть одно целое.

Что для вас есть Бог? Как вы его чувствуете?

<показывает на природу и окружающее пространство>

Как всё?
Да. Радостное полное сердце. Жизнь – это Бог. Каждая жизнь – это дыхание Бога, Божье творение; опыт, переживание, как слон, или муравей, или ваши красивые волосы – всё.

Это потрясающе чувство!

Да! <смеется> Когда оно вас наполняет, это самое лучшее чувство, которое может быть. Это блаженство, благословение. Для человека это сложно понять. Это благословение напрямую из Божественной природы. Здесь кончается йога. Именно это – цель йоги. Это просветление. Это Свет. Быть единым с Богом. Но свет повсюду! Он всегда здесь. Поэтому мы говорим, что Кундалини йога – это йога осознанности. Эта истина очевидна с самого начала до последнего выдоха, но мы её не знаем.

В чём отличие Кундалини йоги от других практик?

Отличия нет. Кундалини йога включает в себя все типы йоги. Хатха йога, Бхакти йога, Мантра йога, Наад йога, Карма йога – всё это части Кундалини йоги. Кундалини йога – это божественная выжимка из всего.
Йоги Бхаджан принёс множество практик для разных ситуаций и разных людей, и главное, он сделал практику короткой. Когда я занимался Хатха йогой, мы начинали в 6 утра и заканчивали в 10 – то есть на это уходило 4 часа. Сессия Кундалини йоги длится 45 минут. Если у вас обычная работа, вы ведь не можете ежедневно тратить 4 часа, правда?
Для нашей реальной жизни Йоги Бхаджан сделал упражнения короткими вплоть до 9 минут! 3 захода по 3 минуты на каждое упражнение.
Целью Йоги Бхаджана было создать очень интенсивные короткие упражнения, которые дадут наилучший эффект для комфортной жизни. Для жизни в ваших привычных условиях.
Конечно, если вы хотите, вы можете заниматься и по 12 часов – такие упражнения в Кундалини йоге тоже есть. Но если у вас на это нет времени – для вас есть упражнения на 9 минут, этого хватит.

Как вы думаете, в чём основная задача человека?

Проживать эту изумительную жизнь. Проживать не обычную жизнь. А проживать Божественную жизнь. Божественную красоту. Божественную мудрость природы. Проживать вашу собственную красоту. Чувствовать, насколько прекрасен Бог. Проживать, проживать, проживать. Бог хочет видеть через ваши глаза, ощущать аромат через вас нос, чувствовать вкус через ваш язык, прикасаться вашей рукой… Бог хочет понимать через ваш разум.

Наверное, это то, что мы не в состоянии понять?

Бог – это всегда большее, чем мы можем понять. Бог и значительно больше, и меньше. Он выше и ниже. Он здесь и там. Бог – это всё и это ничего.

Что вы можете пожелать нашим читателям?

Бесконечного проживания.

Спасибо вам большое.

Сат Нам.

 

Примечания

* Шабд – священный текст в сикской традиии. «Шабд» можно перевести как избавление от ограниченного эго. Произнесение шабда считается более глубокой и трансформирующей медитацией, чем медитация с мантрой.

Гуру – это не учитель, это процесс, путь от тьмы к Свету. В сикхской традиции есть 11 Гуру – это 11 живущих в разное время человек, которые являются проводниками к Свету.
Шабд Гуру – путь непрерывного повторения священных текстов, через который достигается глубокая трансформация.

** В традиции Кундалини Йоги считается, что третья чакра, связанная с пупочным центром, отвечает за выражение человека в реальную жизнь.

*** Гурпрасад – дословный перевод: подарок Гуру, подарок Бога. В Священном тексте говорится: «О, сколько страдающих от боли, голода и унижения, но и все это тоже Его дары». Иными словами, всё, что происходит в мире и в жизни, с сикхской точки зрения, есть подарок Бога.

Источник: http://www.infopotok.ru/articles-in-journal/703-muzyka-eto-forma-jogi.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*