ЧТО ТАКОЕ КАРМА НА САМОМ ДЕЛЕ? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛЬНЕЕ СУДЬБЫ! (ДЕКАБРЬ’ 18)

ЧТО ТАКОЕ КАРМА НА САМОМ ДЕЛЕ? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛЬНЕЕ СУДЬБЫ!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если душа должна воплощаться до тех пор, пока не выполнит все свои кармические обязательства, а с другой стороны — благодаря постоянно возникающим мыслям и желаниям не перестает зарождаться новая Карма, — не вытекает ли из этого полная невозможность освободиться из-под власти Кармы? Не теряется ли для человека всякая надежда обрести свободу?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, из каких свойств человека сплетается ткань его Кармы.
Главной пружиной, главной побудительной силой, заставляющей человека действовать, следовательно и создавать свою Карму, является желание.
Что такое желание? Это та могучая сила, разлитая во всей вселенной, которая проявляется во всех процессах природы в виде притяжения частиц, без которого не могло бы быть существования в материи. Без желания не было бы и движения, следовательно, и развития, а был бы застой. Чтобы расти, необходимо быть деятельным, ибо только деятельность вызывает проявление всего, что скрыто в сути вещей.

Восточная Мудрость признаёт всё значение желания, в котором для большинства людей и коренится побудительная причина для деятельности, и для этого большинства — убить желание равнялось бы полному отречению от всякой деятельности; и все же, говоря о «цепи, привязывающей нас к колесу рождений», Древняя Мудрость указывает на необходимость «уничтожить желание». Как же помирить это кажущееся противоречие?

Оно примиряется само собой, если предметом исследования взять не отдельную жизнь воплощенной личности, а весь путь развития бессмертной человеческой индивидуальности, прошедшей через всю полноту земного опыта. Делая свои выводы, Древняя Мудрость имеет в виду всю эволюцию человека до конца. Она ясно различает возраст человеческой души.
На заре своего земного существования человек жадно захватывает для себя все, что желает его стихийная жажда жизни. С этого начинаются жизненные уроки человека, начинается его эволюционный духовный путь под названием «Путь Выступления». На этом начальном пути человек отождествляет себя со своей внешней формой, со своим телом, и это необходимо, потому что грубые, резкие прикосновения извне необходимы для того, чтобы разбудить дремлющее сознание человека-младенца, разжечь искру сознания в яркое пламя. Чтобы отчетливо почувствовать свое Я, чтобы отделить его как центр самосознания от остальной вселенной, для этого и нужны те тесные границы, замыкающие в себе частицу общей Жизни, которую мы ощущаем как свою личность. Это ограничение жизни, это втеснение ее в узкие грани нашей личности и есть эгоизм. На эволюционном пути эгоизм необходим: он родит желание, желание вызывает деятельность, а посредством деятельности человек растет. Вначале человек желает только для себя, позднее эгоизм его расширяется и заключает в свои пределы сперва свою семью, затем свое племя, народ, государство. И в этих расширенных пределах человек все еще стремится брать для себя, для своей семьи, для своего народа как можно больше от природы и от остальных людей, и это длится до тех пор, пока его душа не насытится и больше брать уже не захочет. Эволюционный духовный путь этим и заканчивается. Он начинает поворачивать назад, и человек вступает на «Путь Возврата», на котором кончается его желание брать и возникает столь же повелительная потребность отдать все, вернуть обратно все, что он брал у мира, у природы и у людей. Без такого возврата не может быть восстановлено нарушенное равновесие, не может осуществиться справедливость, на которой держатся все миры.

На «Пути Выступления» человек создает свою Карму. Он жадно добивается тех или других вещей, он делает усилия, напрягает свою волю, двигается вперед, толкаемый желанием, но как только он овладевает предметом своего желания, желание сменяется равнодушием и разочарованием, добытое перестает удовлетворять, и он так же жадно начинает добиваться новых вещей.

Восточная Мудрость сравнивает предметы человеческих желаний с теми игрушками, которые мать держит в руках, желая, чтобы ее дитя научилось ходить, подвигаясь навстречу блестящей игрушке. Это сравнение проливает яркий свет на то, что дело совсем не в предмете, а в усилии, которое делает человек и которое заставляет его расти. В этом упражнении растущих сил, в этом развитии способностей человека, которое вызывается напряженной борьбой из-за обладания желанным предметом, и в последующем разочаровании, в чередующихся восторгах и пресыщениях, подъемах и утомлениях, проходить весь путь нашего земного развития.

На протяжении всего этого долгого пути человек продолжает желать, потому что для непросветленного человека в желании коренится побудительная причина для деятельности; побуждение это перестает действовать только тогда, когда человек убедится, что всё временное приносит одно разочарование и что удовлетворить человека может только вечное.
Это убеждение приводит человека к сознанию своей божественности, которое, в свою очередь, ведет к сознанию единства.

Когда человек познает, что его отдельная, обособленная от всего мира жизнь была самообманом, когда в его расширившемся сознании исчезнут границы, отделявшие его частичную жизнь от Жизни Целого, тогда сами собой прекратятся и личные желания, что мы и видим у людей, достигших совершенства, у праведников, желания которых становятся сверхличными и заключают в свои пределы благо всего мира.

Таков эволюционный путь всего человечества. Его можно с полным основанием сравнить с лестницей, подножие которой погружено в темноту стихийного существования, выражающегося в эгоизме и алчном желании всё взять для себя, за счёт других, а вершина возносится в царство просветленного разума и победившей духовности, которая выражается в потребности помогать другим в духовном эволюционировании и самопознании.
Орудие духовного эволюционирования человека — его воля. Но что такое воля? Пока сила, заставляющая человека действовать, вызывается внешними предметами, мы зовем ее желанием, но когда та же сила начинает исходить из самого человека, слагаясь из содержания его внутреннего опыта, руководимого разумом, тогда мы даем ей название воли. Таким образом, желание и воля лишь два полюса одной и той же силы.

Пока человек во власти низшего полюса, его заставляют действовать внешние предметы, он в зависимости от них, он не свободен.
Когда же он начинает действовать сознательно, выбирая не то, что наиболее привлекательно, а то, что наиболее ценно для его цели, тогда он выходит из круга зависимости, он становится господином своих поступков и сам начинает творить свою судьбу.

Пока воля у человека еще не развита, до тех пор он в рабстве у предопределения, он обречен двигаться роковым образом по «равнодействующей» своей собственной Кармы. Но рабство человека кончается с развитием сознательной воли, ибо воля его может вводить во всякое время новые величины в «уравнение» его жизни. Пока воля направляется непросветлённым разумом, до тех пор и целями ее бывают явления временные, но когда разум, проникая все глубже в суть явлений, познает, что временные явления даются нам только как средства для достижения вечного, тогда просветленная разумом воля поведет человека к осуществлению истины и — освободит его. Таким образом, все столь различные решения трудной проблемы о свободе воли и о предопределении — верны, каждое на своем месте. Неизбежная судьба держит в рабстве всех, кто не проявляет сознательной воли; относительная свобода существует для того, кто развил свою волю до известной степени, и, наконец, полная свобода — для того, кто познал истину и развил свою волю до совершенства.

Вот кратко путь к внутренней свободе, которая делаем человека независимым от «Цепей Кармы».

«Познание истины» с точки зрения восточной Мудрости есть сознание божественности человеческой природы и единства всей проявленной Жизни, выражающей собой Жизнь Бога. Воля Бога выражена в законе Кармы. Цель человеческой духовной эволюции — полное осуществление божественных свойств человека, которое его приведет к отождествлению его воли с волей Бога. В познании истины и в развитии воли, скрывается та сила, которая может освободить человека из-под власти Кармы.

Знание незыблемости законов, управляющих вселенной, вызывает потребность согласовывать нашу собственную деятельность с этими законами. Вместе с тем, возникает сознание, что деятельность необходима, но деятельность, ведущая не к разобщению, а к единству. Такая деятельность несовместима с эгоизмом. Эгоизм был необходим, пока мы жили в темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствием к развитию нашей божественной сути. Следовательно, деятельность наша должна быть бескорыстна, без эгоизма и без влечения к ее плодам, бескорыстие это требуется от человека, желающего освободить себя, сжечь свою Карму, не как требование морали, а как необходимость, неизбежная и доказанная.

Но как соединить самоотречение и отсутствие желаний с деятельностью, необходимой для роста?
К достижению этой цели ведут два пути, «две стези», как выражаются индусские мистики: стезя «Мудрости» для меньшинства (для варны брахманов, волхвов), и стезя «Религиозного Чувства» для всех остальных варн. Что такое варны и как перейти из варны в варну читайте здесь: https://vk.com/wall-49560567_1221

Одним из наиболее эффективных методов для духовной эволюции является занятия йогой. Причем важно заниматься йогой не просто по форме, то есть качественно выполнять ассаны и позы, важно заниматься йогой по сути, изучать энергетические законы жизни, взаимодействия живых существ во Вселенной, изучать древние писания на эти темы. Также очень важно помогать другим людям в духовном эволюционировании и самопознании.
Великую помощь на пути духовной эволюции оказывает верное понимание закона Кармы. Знающий закон не говорит о «доброй или злой судьбе»; он знает, что Карма являет собой Волю Бога в действии, и что поэтому ни избегать, ни бояться ее не следует. Если Карма и заставляет нас испытывать боль и страдания, человек, понимающий ее благой смысл, не станет тяготиться этим страданием, а примет его спокойно и терпеливо: он знает, что над ним совершается закон справедливости, который требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное им самому ничтожному существу, и знает, что с другой стороны, ни одно из его добрых усилий не пропадет даром.

И еще некоторые важные моменты, касающиеся кармы.
Судьба — это совокупность благочестивых и неблагочестивых (греховных) поступков, совершенных нами в прошлом. И, поняв это, мы начнем понимать, что всё, включая наше здоровье, намного в большей степени зависит от наших мыслей и поступков, чем от вида таблеток и профессионального уровня врача.

Классификация кармы

Так как сейчас слово «карма» известно, и разные люди, произнося его, вкладывают в него разный смысл, появилось много «специалистов» по карме, которые утверждают, что могут «почистить» вашу карму. Не зная при этом, что же подразумевается под словом «карма».
Карма — значит «действие» (санскрит). Она включает в себя следующие понятия:
санчита — карма, накопленная в предыдущих жизнях;
прарабдха — часть аккумулированной кармы, определенная для нынешнего воплощения;
крийяман — карма, создаваемая нами в настоящей жизни;
агами — карма будущих воплощений, если теперешнее не последнее.

Есть также викарма, она включает в себя:
антиродительскую карму;
антисемейную карму;
антисоциальную карму;
античеловеческую карму.

Акарма:
Тот, кто достиг определенного уровня любви к Богу, уже не имеет обязанностей, однако его карма остается. Достичь акармы можно, занимаясь своей деятельностью с полной непривязанностью, без стремления к результатам, с любовью.

Результаты этих видов кармы различные:
акарма ведет к спасению;
викарма — к наказанию свыше, череде ужасных воплощений и бесконечным страданиям;
карма может вести к акарме и викарме.
Элемент акармы ведет к спасению, а элемент викармы — к рабству.

Карма, таким образом, содержит четыре элемента. Объясним их подробнее.
Санчита-карма — полный совокупный остаток кармы. Только человек производит карму, животные же пребывают в состоянии Бхога-Йони, в котором они могут только страдать или радоваться и не могут ни создать, ни ликвидировать карму, как это делают люди. Санчита-карма — это карма, созданная личностью в ее предыдущих человеческих воплощениях. А прарабдха является частью санчиты, определенной на данное воплощение. У нее есть как позитивная, так и негативная сторона. Человеческие радости и достижения проистекают из положительной ее стороны, а несчастья и потери — из отрицательной. Другую часть санчиты можно описать как ранее созданные побуждения, могущие войти в теперешнюю жизнь в любой момент. И когда люди неожиданно делают нечто такое, чего они меньше всего ожидали, то это может быть результатом именно такого побуждения.

Следовательно, человеческая жизнь — это история прарабдхи и побуждений, для которых нет здравого объяснения с точки зрения наследственности и влияния окружающей среды. Поведение личности, таким образом, формируется четырьмя факторами: окружением и наследственностью, прарабдхой и мотивациями, имеющими источник в предыдущей жизни.
Крийяман-карма — это область, в которой человек может сам улучшить или испортить свою судьбу. Только в этой достаточно ограниченной области он может наслаждаться свободой действий. Хотя мотивации предыдущей жизни и прарабдха часто создают конфликты.
Лучший совет, который все великие йоги дают людям, — это сознательно проживать (перестрадать) прарабдху. И творить добрые дела в области крийяман. То есть смиренно и терпеливо принимать то, что нельзя предотвратить, и в области свободы воли совершать действия, которые приближают нас к акарме, трансцендентному уровню.

Итак, Карма деятельности может быть троякой. Благочестивая деятельность направлена на то, чтобы сделать пользу не себе, а окружающим, человек трудится на благо других.
Когда человек действует в угоду себе, хочет что-то для себя и не считается с интересами других, то эта деятельность является неблагочестивой, противоречит законам жизни в этом мире, и называется викарма. Законы требуют жить и действовать не для себя. Когда человек пренебрегает этими законами, он копит в себе греховную силу.

Есть еще акарма – духовная деятельность. Человек устремляет всю свою деятельность на общение с Богом. Она стоит выше благочестивого и неблагочестивого видов деятельности.
На уровне тонкого тела ума происходит взаимодействие с окружающим миром. Когда человек мыслит, то он от этого получает или здоровье, или болезнь. Все, что человек пишет или говорит, будет иметь положительные или отрицательные последствия. Если человек будет заявлять то, что приведет вас к неблагоприятной деятельности, то последствия от слов говорившего будут пагубными для самого же говорившего. Когда человек совершает поступки, он сажает семена последствий в свое сердце. В сердце – это значит в тонкое тело ума. Деятельностью человека руководит разум. Разум состоит из знания, являющегося его силой. Разум направляет и побуждает нас к деятельности. Катализатор, та сила, которая увеличивает могущество разума – это цель. Если человек имеет хорошую цель в жизни, то у него разум становится позитивным, чистым. Если у человека плохая цель в жизни, то его разум оскверняется и становится грязным.

Осквернение разума называют эгоизмом. Когда человек эгоист, он действует в угоду себе. Поступая таким образом, он создает вокруг себя соответствующую силу. Другой человек, сталкиваясь с ним, входит в то же состояние. Так происходит осквернение. Если мы делаем что-то хорошее, люди вокруг нас настраиваются хорошо. Таким образом происходит очищение окружающих людей. Когда мы делаем что-то плохое, мы портим сознание, настроение человека, с которым общаемся, и оскверняем его.

Как происходит осквернение? Допустим, лежит пьяный в луже. Проходит мимо трезвый, здоровый, нормальный человек и начинает с отвращением думать об этом пьяном. Мысли с долей презрения – показатель оскверненного состояния. Когда человек о ком-то думает негативно, он исходит из эгоистических позиций и в этом тоже не прав. Например, как муж с женой ругаются? Кто-то начинает сердиться и со злостью говорить, другой – в ответ обижается и начинает также высказываться нелицеприятно. Они оба не правы. Импульсом к этому был один, а второй, в силу своей судьбы, попал в ситуацию, в которой ему пришлось стать неправым.

Существует сила, которая нас вовлекает в викарму, греховную деятельность. Это эгоизм, разум в невежестве. Если человек действует с позиции оскверненного разума и говорит другому: «Да как ты смеешь себя так вести? Как ты смеешь так жить вообще?» – и при этом у него в сердце ненависть, злость – значит он совершает греховную деятельность, даже несмотря на то, что он основывается на правде. Если человек действует с добротой к другому человеку, он его тоже может строго обвинить, но без злобы в сердце, а с желанием помочь, то в этом случае он не совершает неблагочестивой деятельности. Его деятельность благочестива, т. к. направлена не на удовлетворение себя, а для назидания другого человека. Каждую секунду своей жизни мы должны давать себе отчет: что мы делаем, для кого и каковы будут последствия.

Существует две цели в деятельности. Первая цель в деятельности – это счастье души, вторая – счастье тела.
Когда человек свою деятельность посвящает счастью тела, несомненно, он теряет понимание благочестия, благочестивой деятельности. Все хотят быть счастливыми. Например, у человека есть выбор: или он заработает много денег, или он приобретет хорошего друга. Если человек выбирает деньги, то он теряет духовное счастье. Духовное счастье означает любовь, доброту, труд не для себя. Когда человек действует в таком направлении, он, несомненно, получает благо. Если же человек ошибочно ориентирован, надеется получить благо через приобретение каких-то материальных вещей, то у него возникают проблемы.

Тонкое тело ума имеет связь с окружающим миром через чувства. Чувства – это щупальца ума. Они тоже имеют материальное строение и склонны привязываться к объекту, который они воспринимают. Чувства являются ворами нашего счастья или они же дарят нам счастье. В зависимости от настроя разума. Например, нам надо купить хлеб. Идя по магазину, мы видим много разных вещей. Вдруг мы заметили что-то, что нам очень понравилось. В этом ничего плохого нет. Но когда мы посмотрели на эту вещь, захотели ее, наши чувства привязались к ней. Возникла вполне реальная связь. Опять ничего плохого нет. Но когда человек пошел дальше, им овладело желание купить эту вещь. Проблема заключается в том, что эта вещь может быть не по карману. Когда чувства начинают привязываться к предметам, у человека возникает потребность больше работать, обделять кого-то в средствах. Средств всегда бывает определенное количество. Возникает напряженность в жизни, хотя пока человек не видел эту вещь, все было хорошо. Легко купить какую-то мелочь, а вот уже построить дачу, купить машину – это дело серьезное. Так действует склонность искать счастье в материальном. Хорошо иметь счастье в общении, в своей работе, в любви к окружающим людям – для этого ничего не нужно, кроме самого счастья. Для того, чтобы заполучить материальное счастье, нужно трудиться. В Ведах говорится, что человеку следует стремиться к духовному блаженству, т. е. к счастью, идущему от друзей, от близких людей, от Бога. К материальным же вещам, окружающим нас, мы должны относиться с большой осторожностью. Это не значит, что все эти вещи надо выбросить, но надо остерегаться того, что чувства накрепко привяжутся к ним.

Допустим, мы покупаем какую-то дорогую вещь. В этом мире не существует ни единой вечной вещи, которая никогда не сломается, не испортится, не состарится. Если человек сильно привязался к какой-то вещи, эта связь вполне реальна. А когда она разрывается, возникает страдание. Наиболее сильна привязанность к родственникам. Больно, когда умирает близкий человек. Разрыв очень тяжел и болезненен. И ощущения эти вполне реальны. Чувства были привязаны к близкому человеку, а его не стало. Сразу становится очень плохо. Тот же закон действует, но в меньшей степени, когда мы покупаем и теряем какую-то вещь.

Боли, болезни возникают именно из-за того, что наши чувства находятся в неудовлетворенном состоянии. Человек начинает нервничать. Мы напривязывались ко многим объектам, а приобрести их не можем. Возникает психическая тряска, так как связь эта реальна и избавиться от нее очень трудно. Речь идет не только о покупках. Существует привязка к зарплате, которую человек ожидает точно в таком-то количестве. Мы не против зарплаты, мы против привязки к ней, против губительного стиля мыслей, против болезнетворного поведения. Зарплата это хорошо. Плохо думать, что вам кто-то должен именно столько и тогда-то дать, если нам недодают или дают позже. Когда мы о чем-то сокрушаемся, мы начинаем болеть. Мы не должны привязываться к отпуску, который должны были предоставить в какое-то время. Получим – хорошо, нет – такова судьба.
Судьба – это все, что нас окружает. Например, мы отправились в кино, и по дороге встретили человека, с которым давно не виделись. Это не случайно. В этой жизни случайно ничего не происходит. Если кто-то мне испортил настроение, значит, это так должно было быть. Когда мы совершаем поступок, мы сажаем семя в тонкое тело ума. Каждый наш шаг, каждое слово, взгляд фиксируется у нас внутри. Ничего не проходит бесследно. Мы сажаем семя, и оно будет расти. Когда оно вырастет и даст плод, мы вкусим то, что мы заслужили. Часто мы не можем связать одно с другим, особенно если в прошлых жизнях мы совершали поступок, а в этой жизни расхлебываем. Связать все воедино мы не можем, и полагаем, что связи между поступком и следствием нет.

Например, человек своровал что-то и думает: ну не поймали же меня, значит все обошлось. Но происходит следующее. Если у человека украли принадлежащую ему вещь, с которой его тонкое тело ума связано вполне реальными материальными связями, то рано или поздно он заметит отсутствие вещи. Если у человека что-то взять, даже если он не думает об этом, у него начнется беспокойство, и потом подсознание его выведет на то, что у него нет этого предмета. А предмет кому принадлежал, тому и принадлежит. Тонкое тело владельца осталось на этом предмете. По закону судьбы этот предмет и будет всегда принадлежать этому человеку. Но другой человек взял и отнял у владельца этот предмет. При этом тонкое тело того, у кого украли предмет, подсознательно находит того, кто взял.

Связь с принадлежащим нам предметом мы ощущаем точно так же, как и со своим пальцем. Это происходит на подсознательном уровне. Как только человек обнаруживает пропажу, он сразу подсознательно видит свой предмет в руках другого (или где-то спрятанным). Кто-то может сознательно видеть это, но таких людей очень мало. Человек испытывает страдание, оно немедленно отпечатывается в сердце, тонком теле ума того человека, который украл. Сколько хозяин будет вспоминать об этом предмете, столько раз в тонком теле ума вора будет отпечатываться это страдание. Мы все связаны друг с другом тонкими телами ума, мы единый организм. Это биосфера ума. Тот, кто делает плохо другому, у себя в сердце сажает семя такого же происшествия. То же самое будет с ним, ничего другого. У него также что-то украдут, и он испытает тот же тип страданий. Эмоционально он будет страдать точно так же.

Всегда, когда мы пытаемся что-то урвать для себя, мы хотим доставить себе наслаждение. Мы не понимаем, что существуют законы, по которым каждому достанется ровно столько блага, сколько ему положено по предыдущей судьбе. Сколько у человека будет богатства в жизни? Столько, сколько он в прошлых жизнях сделал блага для других людей. Богатый человек – это тот, кто в прошлых жизнях делал много блага. Нищий мало делал блага. Если состоятельный человек распоряжается своими средствами плохо, начинает обирать других людей, значит, в следующей жизни он будет бедным. Это не значит, что все руководители предприятий, бизнесмены и т. д. плохие люди. Обеспеченный человек – это человек, имеющий силу.

Если он дает человеку то, что ему положено по судьбе, значит, он будет в следующей жизни иметь столько же богатства. Как определить: достаточно ли шеф отдает? Ведь если подчиненный жаден сам по себе, то, сколько ни дай – ему будет мало. Если руководитель отдает достаточно, то у него в сердце ничего не убудет. Сердце отдающего пострадает тогда, когда подчиненный недополучит. Подчиненный должен по судьбе получить именно столько, т. к. он вложил определенное количество труда. Если ему не додали, тут же в тонком теле ума того, кто не дал, отпечатывается эта информация. Семя посажено, оно дает всходы. Потом вырастает дерево, и появляются плоды. В Ведах приводится такое сравнение: росток – это тенденция действовать определенным образом. Как человек поступил в жизни однажды, так ему хочется делать и дальше. Человек может выдернуть этот росток, сказать: нет, так я больше поступать не буду. В этом случае всходы не будут появляться долгие годы. Но вероятность возникновения нового ростка из старого корешка всегда будет оставаться.

Семя будет уничтожено с корнем в двух случаях. Когда человек полностью расплатится за свой поступок, то есть получит то же самое страдание сполна. Или же он осознает, что так делать не нужно. Это осознание приведет к раскаянию. Раскаяние происходит на уровне разума, на уровне знания. Раскаявшись, человек уже никогда не поступает таким же образом, так как он твердо уверен, что так жить нельзя. Покаяние – лишь просьба о прощении. Но при этом покаяние не всегда означает, что человек раскаялся. Человек может прийти куда-то, покаяться кому-то, а потом жить точно так же. Человек освобождается от ростка греха, последствий плохого поступка только укрепляя свой разум с помощью нацеленного знания, стремления к счастью, идущему не от материальной природы, а от нашей души.

Счастье нам дает только любимый труд для других людей, любимые люди, ради которых мы живем. Мы даем им счастье своей жизнью, своим общением. Счастье нам дает Бог, ради которого мы живем. Но счастье мы не получим от того, что мы пытаемся с жадностью себе оторвать. Росток означает увеличение желания действовать в своекорыстном направлении. Росток ума прорастет в разум. Разум, имея более тонкую природу, может оставаться вне обуревающих чувств. Допустим, я встретился с каким-то человеком и он мне нагрубил. Не желая того, я оскорбился и сказал ему в ответ плохие слова. Я посеял семя. Если я начал с неприязнью думать об этом человеке, это может перерасти в стиль жизни: негативное отношение к этому человеку. Но при этом разум постоянно говорит: пожалуйста, не думай так об этом человеке, в твоей жизни будут большие проблемы. Тем не менее, ум, имея негативную привязанность, т. е. росток, продолжает в том же ключе думать об этом человеке. Отрицательная связь остается, и мы, не понимая, как избавиться от нее, продолжаем пребывать в мрачных мыслях. Мы должны разорвать эту связь с помощью пожелания счастья человеку, с помощью раскаяния в своих поступках. Покаяния недостаточно. Надо осознать, что я не прав, что думаю плохо о человеке. Я не прав в тех случаях, когда у меня в уме возникает беспокойство. Это признак того, что я ошибаюсь.

Беспокойство означает отрицательную привязанность чувств к какому-то объекту. Допустим, мой ребенок гуляет на улице. У меня возникло беспокойство, что его может задавить машина. Я не прав, так как если я так настроился, у ребенка возникнет то же состояние и по закону судьбы он побежит на дорогу. Необходимо тренировать свой разум, чтобы в момент возникновения беспокойства вспомнить: как правильно надо настроиться.

Во всех ситуациях правильный поступок приводит к умиротворению. Человек успокаивается, когда его чувства связываются не с отрицательной энергией разума, не с эгоистичной природой разума, а с его положительной природой, которая направлена на благо всех людей. Если мы, беспокоясь о ребенке, скажем себе: «Если я сейчас буду волноваться, то с ним обязательно произойдет что-то плохое. Все происходит по судьбе и ничего плохого не должно быть. Просто так ничего не бывает, все закономерно. Нам ничего не изменить, поэтому и беспокоиться нечего». Когда человек так настраивается, при этом желая блага своему ребенку, он тут же успокаивается и получает защиту высших сил. Если человек не настраивается таким образом, то он создает себе новую карму, сеет семя, совершает какой-то отрицательный поступок.

Росток имеет тенденцию расти. Мы начинаем все хуже и хуже думать об этом человеке. Наступает момент, когда росток ума дорастает до разума. В это момент человек начинает думать: «А правильно ли я вообще поступаю или нет?» У него есть два варианта. Первый, дающийся с большим трудом. Он начинает понимать: «Нет, я совершенно не прав и мне надо прекращать поступать подобным образом, хотя это очень непросто». Особенно это касается женщин, которые ненавидят своих мужей-алкоголиков. Второй вариант – когда человек думает: «А почему это я должен прекращать так думать? Я прав, этот человек плохой, и о нем соответственно и надо думать, и всю жизнь я буду придерживаться такого мнения о нем». В этот момент росток превращается в дерево. Это означает, что разум принял негативную концепцию. Человек всегда так будет рассуждать: не только по отношению к данному человеку, но и по отношению к окружающим, которые ведут себя подобным образом. Поначалу был просто один росток, а потом пойдут веточки. Человеку становится жить все тяжелее и тяжелее. А потом созреют плоды, и их может быть очень много. От одного семени урожай может быть огромным. Плоды – это реальные факты нашей биографии, это то, что с нами будет происходить в жизни. Где-то зарплату не дадут, где-то в аварию попадем и т. д. В зависимости от того, что мы сделали, мы будем получать соответствующие проблемы.
Хромосомный набор – это уже следствие того, что находится в тонком теле ума. Потому что именно тонкое тело ума формирует грубое тело. По своей карме человек, в результате определенных поступков, рождается на той или иной планете этого материального мира.
Наша вселенная имеет форму шара. Шар огромен. Мы не можем себе представить этих размеров. Так описывают Веды. Если бы она была открыта, то было бы светло, а во вселенной темно. Она изнутри освещается звездами, например, Солнцем. Когда человек совершает благочестивые поступки, покидая грубое тело, его душа вместе с тонким телом, т. е. вместе с телом разума, телом ума и праной, отправляется на высшие планеты.

Существует четыре уровня высших планет, четыре уровня средних планет и четыре уровня низших. На высших планетах живое существо живет в счастье, радости, здоровье, успехе, процветании, и все мечты сбываются. Средние планеты – это место деятельности, где мы приобретаем положительную или отрицательную карму. Положительная карма ведет нас на высшие планеты, отрицательная – на низшие. На низших планетах живое существо страдает, потому что сила грязи ума заставляет человека опускаться вниз. Душа, имея накопившуюся грязь в тонком теле ума, не может подняться на высшие планеты после смерти тела. Она дойдет до определенного уровня, в зависимости от силы грязи прошлых поступков. Когда душа рождается на низших планетах, ей ничего не остается, кроме того, как страдать. Условия жизни там очень плохие. Мы все знаем, что бывают очень плохие времена. Судьба так сгущается, что все начинают жить по талонам. Нет ни продуктов, ни работы, ни хороших отношений. На средних планетах временами хорошо, а временами плохо, но на низших планетах всегда плохо. Чем ниже – тем хуже.

Затем, когда душа перестрадала, в силу того, что она освободилась от груза плохой кармы, она поднимается до уровня средних планет. Здесь она опять имеет возможность совершать поступки, в результате чего поднимается на высшие планеты или опять опускается на низшие.

Душа, которая начинает привязываться к Богу, к божественной силе, отправляется в духовный мир, находящийся за пределами материальной вселенной.
Человек должен понять, как совершать деятельность, не приносящую страданий. Казалось бы, все просто: не совершай насилия над другими и не будешь страдать. Но упрощенный ответ не содержит правильного решения проблемы. Например, милиционер говорит: «Зачем я буду совершать насилие? Потом у меня будет отрицательная карма». Преступник убивает женщину на его глазах, и он в ответ ничего не предпринимает. Закон кармы более глубок, нежели поверхностные суждения о ненасилии.

Существует такое понятие, как предписанные обязанности человека. Это значит, что он уже родился с ними внутри. Это его долг с самого рождения – действовать определенным образом. Невидимая сила тянет стать человека милиционером, художником или врачом. Он преодолевает все препятствия на своем пути, такова его карма, необходимость действовать в определенном направлении. Веды говорят, что лучше человеку плохо выполнять свои обязанности, чем хорошо чужие. Даже если человек прекрасно выполняет не свои обязанности, он не получает реализации собственной кармы.

Существуют силы, заставляющие нас совершать плохие поступки. Эти силы не являются несправедливыми, т. к. каждый из нас имеет эгоизм. В нашей природе есть эгоизм, и он периодически активизируется в результате плохой предыдущей кармы. У нас есть выбор: действовать вопреки эгоизму, т. е. разуму в невежестве, или действовать в угоду ему.
Существует такой вид кармы, когда человек по своей собственной воле говорит: «Я хочу быть врачом». Он всю жизнь учится, познает, изучает. Он постигает знание и в следующей жизни обязан опять быть врачом, чтобы отдавать это знание людям. Если он не хочет отдавать, то его жизнь будет очень несчастливой. Он не получит удовлетворения, потому что накопленный им положительный заряд будет не израсходован. Если человек полностью посвящает себя Богу, то он приносит пользу всем, даже если он не израсходовал свой заряд профессиональной деятельности, накопленной в прошлой жизни. Но это бывает очень редко. В основном все люди на Земле, даже те, которые привязываются к Богу, все равно должны действовать в рамках своей природы. Они должны выполнять свои обязанности перед окружающими людьми.

Женщина по своей природе должна заботиться о детях. Если она не делает этого, то дети становятся несчастными. Раз женщина родилась в женском теле, то, значит, в прошлой жизни было желание заботиться о детях. Мужское тело предназначено для того, чтобы создать условия для жизни жене, детям, т. е. принять на себя ответственность за семью. Если муж не принимает на себя ответственность, то его долг остается неисполненным и счастья у него не будет. Человек обретает счастье только тогда, когда действует согласно своей природе. Природа человека формируется в результате его желаний в прошлой жизни. Если имело место желание отказаться от деятельности, ничего не делать, жить за счет других, это приведет в следующей жизни к незнанию куда себя деть. Все обусловлено нашими прошлыми поступками.

Человек не должен стремиться к тому, чтобы ничего не делать, это приведет его к страданию. Душа по своей природе активна. Она не может существовать пассивно. Тело стремится к жизни или к смерти. В наше время до 33 лет в основном тело стремится к жизни. После 33 лет склонность к деятельности у человека увядает. Если человек перестает стремиться к деятельности, то он дряхлеет, начинает болеть и ему жить гораздо тяжелее. Если же человек привязывается к безудержной деятельности ради достижения того, к чему привязались его чувства, и в этом случае тело тоже становится дряхлым, т. к. человек занимается бесполезной деятельностью, которая не приносит счастья. Счастье приносит только та деятельность, которая направлена на пользу других.

Существует четыре степени активности человека, они являются показателями чистоты сознания. Чистое сознание очень активно, грязное сознание очень пассивно. Под активностью подразумевается активность тела и активность ума. Есть еще активность разума. Если человек не трудится физически, но его ум очень деятелен и он стремится принести всем счастье, жизнь человека не назовешь медленной. Когда человек ленив, расслаблен, делает все без интереса, то он зарабатывает отрицательную карму. Он приобретает болезни, неуважительное отношение к себе, разрушение хороших связей с окружающими.
Медленная жизнь означает, что и ум, и тело, и разум человека пассивны. Медленная жизнь приводит к деградации. Тонкое тело ума отягощается стремлением к пассивности и приводит человека к тому, что жизнь его становится бесцельной и несчастной. Он начинает «маяться» и не знает, что ему делать.

Средняя степень активности: когда человек дисциплинированно что-то делает, но без особой любви. Бесцельно, но дисциплинированно. Сказали сделать – надо делать. Человек старается, но особого интереса это у него не вызывает. Такая деятельность приводит человека к проблемам, так как жизнь его становится бессмысленной. Он живет и чувствует, что радости в жизни нет.

Быстрая деятельность – это нацеленная деятельность. Человек активен, он чувствует, что жизнь полна смысла, полна содержания, надо действовать. Человек начинает ценить время. Человек, который не ценит время, всегда страдает. Ценящий время человек боится потерять даже минуту и приобретает счастье. Счастье приходит тогда, когда человек не соприкасается с кармой, идущей от потери времени. Эта карма самая тяжелая. Замечательны слова Н. Островского по этому поводу: «Надо прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Боль потери времени – самая мучительная из всех существующих в этом мире.

Например, одна из целей женщины – это родить ребенка. Она оттягивала, хотя и могла это сделать, а потом, раз и закончилось время рожать. Какая боль ждет этого человека?
Или, допустим, человек, готовясь к экзаменам, «тянул резину». Он ходил, гулял где-то, спустя рукава учился – не уважал время. Иногда что-то дисциплинированно читал, но без особого интереса. Наступил момент сдавать экзамен. Он не спал три ночи, пытался наверстать упущенное, у него в памяти ничего не задержалось. В результате он не сдал экзамен и не поступил в институт. Человек обрекает себя на страдание на целый год. Его друзья начинают учиться в этом вузе, ему остается лишь завидовать. Он испытывает жуткое состояние депрессии. Таково наказание времени. Время – это самая большая сила, которая только существует в этом мире. Наказание временем самое сильное. Страдание от этого наказания то же самое сильное. Быстрая жизнь означает, что человек идет в ногу со временем. Если человек не выполнил свой долг в жизни, то в момент смерти он испытывает жуткие страдания. Время жить закончилось. Поезд ушел.

Очень быстрая жизнь означает, что человек достигает чистоты в действиях. То есть, в принципе, он не живет быстрее, чем обычный человек. Но действует четче, знает, как правильно поступать, разум нацелен. Разум – это сила, которая, как и тонкое тело ума, соприкасается со знанием. Ум соприкасается с умами окружающих людей. Человек, который культивирует в себе знание, может отличить хорошего человека от плохого, хороший поступок от плохого, может почувствовать – надо ему идти куда-то или нет, надо ему работать на этом предприятии или не надо, надо ему жить с этим человеком или нет, надо ему сейчас заводить ребенка или чуть попозже и т. д. Разум его соприкасается со временем, с людьми, с окружающими вещами. Такой человек пребывает в состоянии счастья, потому что он не ошибается, или ошибается чрезвычайно редко. У такого человека очень благочестивая карма. Он будет испытывать состояние счастья.

Счастье зависит от знания, поэтому разумный человек должен стремиться к знанию. Знание – это не просто прочитать книжку. Настоящее знание практично. Когда человек изучает что-то и получает радость, счастье в сердце от полученного знания, то значит это знание истинное. Если человек, что-то изучая, получает в сердце только проблемы, значит, знание ложное. Когда знание помогает решать проблемы – это истинное знание, когда знание изобилует неудобоваримой информацией – это ложное знание. Истинное знание дает человеку возможность быть счастливым.

Существуют разные виды знания. Эти знания могут быть истинными и могут быть ложными. В зависимости от результата. Надо смотреть на людей, которые следуют этим путем. Если люди, следующие писаниям, становятся святыми, значит, эти писания истинны. Если же не становятся – значит, они ложны.

Неблагоприятная деятельность противоречит истинным знаниям. Существует заповедь: возлюби ближнего как самого себя. Если мы не следуем этому, то деятельность неблагоприятна. Деятельность совершается телом, умом или речью. Допустим, взял, стукнул молотком по гвоздю – это деятельность тела. Результат физический: гвоздь зашел в стену. Если он зашел в нужное место, то он принесет пользу, а если нет – вред. Деятельность сперва совершается умом: мы обдумываем, как нам поступить телом. Деятельность телом дает внешний результат. Деятельность, совершаемая умом, тоже дает внешний результат, но на тонком плане. Мы подумали плохо о ком-то. Ничего внешне особенно не изменилось, но жить нам стало тяжелее. От деятельности ума тоже изменяется что-то, но мы этого не видим. Считается, что деятельность, совершенная телом, дает самые грубые последствия, деятельность, совершенная речью, – менее грубые последствия (в зависимости от силы речи могут быть очень грубые последствия), деятельность, совершенная умом, дает еще менее грубые последствия.

Например, человек сказал: “Я тебе причиню вред”. В результате его будут бояться, возникнет какая-то проблема. Если человек подумал об этом, проблема тоже возникнет, но не такая уж большая. Другой человек почувствует опасность, хотя даже не поймет откуда она идет. Если человек сказал, то уже понятно откуда опасность. Возникает связь, и она будет поддерживаться. Если человек просто подумал, связь плохая возникнет, но поддерживаться не будет. Если человек не будет продолжать думать в том же русле, плохая связь разорвется. Если человек сказал, то связь фиксируется. А если человек сделал, то он обязательно будет испытывать последствия.

Есть люди, которые тренируют свое слово, живут за счет слова. Есть люди, от слова которых зависит судьба миллионов людей. Например, правители. Они повстречались друг с другом, сказали друг другу в сердцах гневные слова и потом тысячи людей начали терять жизни. Слово всегда должно произноситься с ответственностью. То, что мы сказали, уже назад не вернешь, последствия неминуемы. Если говорит ребенок, последствий никаких не будет. Все посмеются и все. Если человек приобретает квалификацию того, кого слушают, его слово является ножом, который режет на кусочки сердца людей, которые слушают. Или, наоборот, сажает туда розы. Поэтому должностные лица, общественные деятели, в т. ч. лекторы, должны внимательно следить за своей речью во избежание возникновения больших проблем в судьбе.

Очень важно понять силу трех видов деятельности и всегда побольше думать, т. к. последствия будут неминуемы.

Существуют силы, которые заставляют нас действовать в том или ином направлении. Обуславливающие нас силы стоят на втором месте после времени. Эти силы называются на санскрите гунами. Гуны сравнивают с веревками, с помощью которых чувства тащат нас за наши в ту или иную сторону в зависимости от того, какой договор мы с ними заключили.
Гуна благости идет с высших планет и тянет человека на высшие планеты, к счастью. Гуна благости означает, что человек заключает договор с природой, с окружающим миром, с окружающими людьми: я хочу в этой жизни получить счастье от того, чтобы жить для других и трудиться ради того, чтобы дать благо, радость другим людям. Когда он подписывает такой договор и отвергает все остальное в жизни, то высшие силы неминуемо начинают его связывать этим договором.

Как они его связывают? Они его вовлекают в хорошее окружение, он встречает людей, таких же, как он, которые также живут для других. Это происходит постепенно. Он испытывает счастье от общения с этими людьми. Эти люди помогают ему жить и работать. Он неминуемо попадает на высшие планеты, даже если у него по карме есть какие-то проблемы в жизни. Допустим, человек подписал такой договор, но у него по судьбе плохие родственные отношения, или плохая работа или еще что-то. Постепенно это перестает ему мешать. Он почти не обращает на это внимания, если человек действительно хочет жить не для себя, а для других людей и для Бога. Если он живет для Бога, то поднимается выше гуны благости, если для людей – попадает на высшие планеты. Человек неминуемо становится счастливым. Веды говорят, что человек должен стремиться только к служению и больше ни к чему в этой жизни. Пока он не добьется совершенства в этом, связи с этой силой, ничего хорошего ему в жизни не светит. Человек должен жить для других, а не для себя.

Гуна страсти вовлекает человека во все большую напряженную деятельность. Он работает столько, что даже спать некогда, если он подписывает договор, который звучит так: «Я не хочу никому причинять вреда, но я хочу законным способом обрести благо для себя. Законным трудом, законными отношениями с окружающими людьми я хочу наслаждаться». Стремясь извлечь из всего корысть, он попадает в круг людей, которые хотят того же. Между ними возникают не отношения дружбы и любви, а деловые отношения.

Деловые отношения сводятся к формуле: «Ты мне, я тебе». Но поскольку желания особого стараться для другого нет, а есть желание нажиться, то начинают действовать силы, заставляющие мыслить таким образом: «Как же так сделать, чтобы никому плохо не было, но чтобы побольше мне благ получить?» Человек начинает все больше и больше трудиться. Он никому плохо не делает, но большой радости ему не видать. Потому что в той среде, где он живет, все живут для себя. Очень трудно проникнуть в ту сферу, где много плодов и мало труда. Цены растут, зарплата уменьшается. Все же хотят для себя, по честному. Иногда над ними встают те, которые не хотят по честному, но только в том случае, если они не всегда по честному хотели. Если они подумали (может в прошлой жизни): «Ладно, я буду честно трудиться, но иногда для себя урву чуть-чуть побольше». Человек сеет семя, привыкает так жить, и в следующей жизни над ним стоят силы, которые не дают ему честно трудиться. Он пытается трудиться, но обязательно появится начальник, который, например, придерживает зарплату. Очень трудно избавиться от этого, т. к. человек попал в такие условия согласно подписанному договору. Люди, которые честно подписали договор: жить с помощью труда – попадают в такое же окружение, где все трудятся честно и процветают. Но у них не остается времени подумать: для кого и зачем они живут. Людей, живущих в страсти, жизнь вовлекает в безудержную деятельность: «Я должен построить дом, дачу, сделать красивой квартиру и т. д.» В мире есть много того, что нам не положено, но хочется. Мы прекрасно все знаем, что нам положено по жизни, а что нет. Мы чувствуем своим сердцем, но рвемся к этому. И это сравнивается с тем, как добывается вода из колодца при помощи роторного насоса и осла, который ходит весь день за морковкой по кругу.

Когда мы учимся в школе, думаем: «Вот окончу школу – буду счастливым». Потом, когда мы оканчиваем школу, думаем: «Выучусь в институте, стану человеком и буду счастливым». Потом окончили институт и думаем: «Нет, я буду счастливым тогда, когда преуспею в своей работе». Преуспели в работе, думаем: «Нет, на самом деле я буду счастливым, когда мои дети вырастут, получат образование, преуспеют в своей работе». Затем, когда дети выросли, человек уже устает от всего этого, и думает: «Я буду счастливым, когда просто уйду на пенсию, и от меня все отстанут». Потом, когда он уходит на пенсию, он все еще не может выйти из структуры, подписав договор жить в срасти, и продолжает мыслить в том же ключе: «Что же мне делать, сидеть дома что ли? Вот когда урожай на даче выращу, тогда и буду счастливым». Начинает обустраивать дачу или заботиться о внуках: «Когда внуки вырастут, тогда буду счастливым»… Неожиданно человек умер. Он хотел быть счастливым и счастье поставил где-то в отдаленном будущем перед собой, бежал всю жизнь за ним и не заметил как умер. Так всегда происходит, когда человек живет в страсти, то есть для того, чтобы получить для себя что-то с помощью труда.

Есть еще третий образ мышления – в невежестве. Человек думает: «На самом-то деле, я же не лопух, как все окружающие. Я буду просто денежку делать с помощью различных махинаций, хитростей, обмана, насилия, жестокости, хамства, разврата, играя на чужих слабостях. Никакой хитрости нет. Открою заведение, где другие могут заниматься развратом, наркоманить. Это их проблемы, я же сам не наркоман. Я деньги зарабатываю. Без всякого труда, с помощью хитрости. Что ж в этом плохого? Я подписываю договор и очень здорово живу». Человек не руководствуется духовными законами. Он говорит: «Мне наплевать на эти законы, я хочу жить так, как хочу, и буду рвать различными способами средства себе на жизнь, не заботясь ни о ком». Он подписывает договор в невежестве.

Тут же с низших планет вселенной его окутывает гуна невежества. Находясь в этом состоянии, человек приобретает друзей в невежестве, которые могут иногда нечаянно зарезать или обворовать. Он приобретает навыки деятельности в невежестве среди этих людей, а также многое другое. Он живет в среде, где процветает страх, убийства, насилие. Он имеет дело как с теми, кто совершает эту деятельность, так и с теми, кто ей препятствует. Находясь в такой среде, человек оказывается между молотом и наковальней: с одной стороны милиционер наказывает того, кто совершает преступление, с другой стороны один преступник бьет другого преступника за то, что тот не совершает преступления. Сила, которая вовлекает нас в деятельность, не спрашивает у нас, хотим ли мы этого. Человек может сказать: «Все, ребята, я завязал”. Но он уже натворил столько, что ему по судьбе не положено уйти живым. И ребята приходят к нему и говорят: «Ты, конечно, можешь завязать, нет проблем», – и просто суют ему нож.

Деятельность в невежестве приводит к страданию и деградации. Деятельность в страсти порождает увеличение деятельности. Деятельность в благости ведет к счастью и процветанию. Все происходит в результате влияния сил благости, страсти и невежества. С этим ничего не поделаешь. Главное – принять правильную концепцию.

Если я принимаю концепцию в благости: хочу жить не для себя, и принимаю честно и искренне, то поступая по другому, я осознаю: я делаю не правильно. Принятие концепции – лишь первый шаг к выходу из-под влияния тех гун, которые были до этого. Они продолжают влиять некоторое время. Я работаю на той же работе, я общаюсь с теми же людьми, но каждую секунду я себе говорю: “Это я делаю неправильно”. Проходит определенное время, и появляются другие люди и работа, которые начинают влечь в гуну благости. Это происходит постепенно. Мы сменили концепцию. Дальше не надо волноваться, не надо ничего бросать. Человек ничего не может бросить.

Допустим, человек говорит: “Я хочу бросить пить”. В одночасье он не перестанет спиваться, пребывать в невежестве. Его еще тащит к друзьям, тянет к бутылке. Но если человек говорит себе каждую секунду: “Я не хочу, мне надоело”, – сила невежества влияет на него все меньше и меньше. Он продолжает говорить: “Нет, я не хочу так жить, хочу жить для семьи, для людей, хочу делать всех счастливыми, хочу трудиться, не хочу бездельничать”, – все постепенно налаживается само по себе.

Ничего не происходит сразу и не надо прилагать чрезмерных физических усилий. Надо прилагать усилия с помощью разума. Человек меняет свою жизнь с помощью разума. Постепенно среда его жизни изменится. Надо продолжать думать в правильном направлении и начать жить по-другому. Без деятельности обойтись все равно не возможно, но человек не должен совершать чрезмерных усилий, которые разрушают его природу.

Надо прежде всего сменить концепцию, надо понять как правильно действовать. Как можно помочь человеку? Только с помощью убеждения. С помощью руки человека не оторвешь от бутылки. Помочь можно только словом. Слово – самая большая сила, оно действует на разум. Человек должен понять: как ему себя вести, как действовать по отношению к другому, чтобы тот начал его слушать. Тогда можно с помощью слова что-то объяснить. Если человек не понял этот принцип, он может кричать, ругаться, трясти головой, но слушать его не будет никто, он не может ни на йоту изменить жизнь другого человека. Вести себя нужно так, чтобы всегда вызывать уважение у другого человека. Если уважение потеряно, то возможность помочь другому человеку упущена, и, значит, жизнь становится бесполезной. Если мы не можем жить для других, нам остается жить лишь для себя. Если мы начинаем жить для себя, значит, мы попадаем под влияние гуны страсти или гуны невежества, что приводит только к страданиям.

Принцип жизни в благости гласит: вести себя должным образом нужно для того, чтобы люди относились уважительно и слушали то, что вы хотите им сказать. Человек с помощью слова может помочь другому человеку, изменяя его концепцию, принцип понимания вещей.
Слово не приводит к быстрому результату, и последствия не сразу сказываются, но воздействие на гораздо более высоком уровне, помогающее гораздо сильнее. Действуя с помощью тела можно быстро изменить ситуацию, но она потом опять вернется в прежнее русло. Разумный человек выбирает деятельность слова, которая находится в благости.
Долг родителя – воспитывать своего ребенка. Когда вы относитесь с уважением к его личности, то ребенок тоже начинает относиться к вам с уважением. Он начинает слушать и достигается нужный результат.

Допустим, вы говорите мужу: «Поедем на дачу». Ему вряд ли захочется исполнить ваше желание, поскольку вы неправильно его сформулировали, не позаботились предварительно о том, чтобы его вдохновить. Надо было сказать: «Слушай, ты арбузы любишь? Наши соседи вырастили огромный урожай арбузов». И когда он уже утвердился в мысли о том, что вы можете вырастить арбузов не меньше, то в этот момент ему надо сказать: «Ну что, планируем поехать на дачу?» Первая фаза деятельности – это вдохновение. Вторая фаза – это принятие решения. Очень важно это понять, потому что если вы так действовать не будете, то результат будет отрицательным. Если человек не заботится о предварительных действиях, это говорит о его неуважении к другой личности. Прежде, чем что-то предложить человеку, надо подготовить его к восприятию этого.

Коммунисты быстро поняли, что это работает. Они повесили плакат: «А ты записался в добровольцы?» У человека, встречающего на каждом шагу такой плакат, появляется вдохновение. Но сам он, конечно, не пойдет. Потом к нему приходит кто-то и говорит: «Пойдем на фронт сражаться за Родину!» И человек идет. Побуждение плюс убеждение дает желаемый результат.

Для совершения деятельности необходимо пять факторов. Прежде всего – это поле деятельности. Например, вы говорите: «Я хочу устроиться на работу». А куда? Места нет. Значит, деятельности никакой не будет. Глупо принимать решения, если нет места. Надо искать место, поле деятельности.

Следующий этап – это лицо, совершающее действие. Например, нужно копать картошку. Все пришли, сели на поле и начали болтать. А кто будет копать-то картошку? Если не определено лицо, которое должно совершать действие, то действия не будет, хотя есть поле деятельности.
Также необходимы органы, которые совершают действия. Чувства зрения, слуха, обоняния, осязания познают, они могут действовать на тонком плане, но не на грубом. Для действий на грубом плане существует органы действия. Органы, с помощью которых осуществляется карма. Их еще называют органами кармы. Это язык, который принимает участие в процессе принятия пищи и речи; руки, которыми совершаем действие; ноги и половые органы. Последствием необдуманных действий последних является неожиданное рождение детей. Человек, перед тем, как что-то делать, должен понять, что всегда будут последствия. Деятельность всех органов приводит к последствиям, и мы должны к этому очень серьезно относиться.

Допустим, жена стирает своему мужу. Каждый день. Но с каким настроением? Деятельность рук, ног, языка сама по себе не имеет слишком большого значения в плане последствий. Имеет значение сопровождающая поступок деятельность ума. Когда жена вкладывает в стирку заботу и любовь, происходит следующее: белье, касаясь тела супруга, для которого стирается, мгновенно приводит его в состояние уважения по отношению к тому, кто это совершил.

Если человек мастерит какой-то предмет с любовью, хочет обрадовать других людей, то когда этот предмет видит покупатель, он мгновенно его берет. И хотя вещь может быть примитивной, она людям очень нравится, приносит им счастье. Но если вещь сделана для того, чтобы подороже ее продать, то подобного эффекта не получается. Существует ведическая пословица – нет бедности для трудолюбивого. Это не значит, что надо работать как осел для того, чтобы не было бедности. Это значит, что надо трудиться с любовью для других людей. Когда человек вкладывает в труд любовь, он вкладывает ту силу, которая всегда найдет того, кто эту вещь приобретет. Когда жена начнет стирать для своего мужа с любовью, она может улучшить к себе отношение. Когда женщина готовит для мужа с любовью, муж начинает сильнее ее любить. Но если она думает: «Вот сейчас я с любовью приготовлю, а ты попробуй меня не полюбить!» – это уже деятельность в страсти. Это значит, что любить он не станет, а будет находиться в аналогичном настроении. Он подойдет после обеда к жене и скажет: «Почему ты мне не улыбнулась? Наверное, плохо думаешь обо мне?» – и начнется ругань.

Деятельность в благости предполагает желание просто сделать приятное человеку без ожидания какого-то результата. Человек не должен стремиться к собственному счастью, он должен радеть о счастье других. Его собственное счастье будет само бежать за ним. Само будет его догонять. Оно догонит его тогда, когда кончится плохая карма, когда придет время. Не надо заботиться о том, догонит оно или нет. Просто продолжать жить не для себя и все.
Божественная сила помогает нам совершать деятельность. Если человек считает себя лицом, исполняющим действие, то он находится в невежестве. Допустим, человек спас другого человека. По судьбе этому человеку положено было быть спасенным, и «спаситель» стал орудием в судьбе этого человека, изнутри возникло побуждение: надо спасти, броситься с моста и вытащить этого человека. «Спаситель» останется в благости и приобретет положительные плоды от этого действия только в том случае, если он подумает: «На самом деле я тут ни при чем, просто ты достоин того, чтобы тебя спасли, Божественная сила заставила меня это сделать». Когда человек так подумает, он получит благо от совершенного поступка. Если человек станет на пьедестал почета и потребует себе наград, то в этом случае этими наградами все плоды его благочестивой деятельности и ограничатся. Он уже пожал плоды своего благочестия.

Когда человека хвалят за что-то, и он принимает эту похвалу на свой счет, то этим он исчерпывает все плоды своего благочестия. Поэтому никогда нельзя считать себя свершающим действия. Человек действует определенным образом благодаря тому, что Божественная сила дает ему такую возможность. Например, человек нарисовал красивую картину. Он не должен считать себя творцом и обладателем таланта. Иначе сразу вырастет его ложное эго, и он станет гордым. Гордый человек не может быть счастливым. Гордец ставит себя выше других. Как только человек начал превозноситься, его судьба становится очень тяжелой. Считающий себя выше других человек ожидает, что другие люди будут и обязаны для него что-то делать. Он настраивается таким образом, чувства привязываются к этому накрепко. Возникает материальная связь с людьми на таком уровне. А потом происходит следующее: даже при мысли о том, что кто-то не собирается для него что-либо делать, у человека появляется боль. Он думает: «Как этот негодяй посмел так относиться ко мне, такому возвышенному!» Гордость приводит к страданиям. Поэтому человеку не следует почитать себя вершителем какого-либо действия. Удача обернулась к нему лицом, чтобы он мог совершить это действие, но она не является его собственностью. Вершителем действия является Божественная сила.

Совершение любой деятельности предполагает наличие пяти факторов. Первый фактор: поле деятельности. Второй фактор: лицо, совершающее действие. Третий фактор: органы, без которых действовать невозможно (ноги отрезали – куда пойдешь? руки отрезали – что смастеришь? язык отрезали – что скажешь?) Четвертый фактор: воздействие модусов материальной природы, а именно сил благости, страсти и невежества. И пятый фактор – это Божественная сила, которая совершает деятельность.

Вопросы и ответы
Вопрос: Может ли человек пойти против своей судьбы?
Ответ: Судьба состоит из прошлых и настоящих поступков. У нас всегда есть свобода выбора. Человек может тянуть лямку, может бросить – в зависимости от его желания. Как правильно поступить – вопрос чрезвычайно сложный. Разобраться в этом может лишь мудрец. Иногда хорошо тянуть лямку, иногда надо бросить. Никто не знает, что лучше и когда. Но надо понять: существует сила прошлых поступков, заставляющая нас жить определенным образом.
Человек, который хочет бросить тянуть лямку, должен понять, что от этого его жизнь не изменится ни на йоту. Просто все бросив ничего не изменишь, если плохая карма еще не кончилась. Если же плохая карма подошла к концу и все признаки этого налицо, лямку можно бросить. Изменить способ жизни не значит всех бросить и убежать куда-то. Если закончилась карма плохой работы, человек, уходя на другую работу, плохо никому не делает. Если действия человека приносят всем страдания, это значит, что даже бросив эту лямку, он все равно попадет в аналогичную ситуацию. Неминуемо. Человек может подумать, что не повезло, и опять бросить лямку. Но он снова попадет в такую же ситуацию. До тех пор, пока он не поймет: жизнь не меняется с помощью таких легких приемов.

Поэтому бросить или нет – это вопрос, ответ на который звучит примерно так: если человек видит, что изменив в своей жизни что-то, он не причинит никому вреда, и от этого все получат пользу, он может смело это сделать. Если же он делает что-либо, пытаясь облегчить себе жизнь, и при этом вводит других людей в страдание, он не облегчит себе жизнь. Более того, он может даже усугубить свои проблемы.

Вопрос: Считается ли греховной деятельностью воровство, совершаемое человеком в соответствии с его предписанной обязанностью?
Ответ: Быть вором, жить для себя не является предписанной обязанностью. Но бывают такие ситуации, когда человеку предписано собирать налоги. Человек делает это из чувства долга и с желанием блага другим людям. Без налогов государство жить не может. Налоги нужны, без них даже столб не поставишь, по которому должно идти электричество. Если человек собирает какие-то налоги из любви к людям, он не совершает воровства. Но просто воровать у других не может быть предписанной обязанностью, т. к. воровство – это деятельность в невежестве. Предписанная обязанность – это всегда деятельность в благости. Человек никогда не рождается для того, чтобы работать в страсти или в невежестве. Если человек учитель, он должен трудиться не для себя. Если человек милиционер, он должен выполнять свой долг не для себя. Воин тоже должен сражаться не для себя. Существуют наемные убийцы. Им платят, и они убивает. Они это делают для себя. Это не воины. Это люди, пребывающие в невежестве, и результат таких действий будет ужасным.

Вопрос: Считается ли деятельность на благо своей семьи благочестивой?
Ответ: Только в том случае, если мы не отождествляем свою семью с собой. Например, что такое настоящая любовь к другому человеку? Настоящая любовь – это когда ты предоставляешь блага этому человеку, даже если тебе от этого блага не будет. Это проверяется в трудных ситуациях.

Например, человек встречается с девушкой. На улице к ней пристали ребята, которые могут его сильно избить. Если человек готов защищать близкого человека, то в этом проявляется его истинная любовь. Если же он действует из корысти, начинает кричать, визжать, ничего существенного не предпринимает, когда девушке причиняют страдания, то в этом случае не может идти речи о настоящей любви, имеет место лишь желание иметь красивую подружку.
То же касается и воспитания детей. Мать, которая хочет блага своему сыну, не только нежится с его тельцем. Она не балует и не ненавидит его, понимая, что если его баловать, то он вырастет эгоистом, а если на него орать, то он перестанет слушать и вырастет непонятно кем. Мать, действительно любящая своего ребенка, делает так, чтобы он с уважением относился к ней, дает ему правильные советы в жизни, предоставляя ему возможность самостоятельно действовать, накапливать опыт в жизни. Когда мать делает все за него, говорит: «Ты отдыхай, сынок, наслаждайся, а я вместо тебя буду все делать, я тебя люблю, – то он становится расслабленным. Такое отношение со стороны матери не является свидетельством настоящей любви, это просто привязанность к телу: «Мое чадо пусть отдыхает, будет счастливым, а я буду работать и все делать. Он пусть живет повкуснее, послаще». Это дитя потом говорит: «Эй, мать, где повкуснее и послаще?» – потому, что эгоизм увеличивается.

Поэтому жить для своей семьи означает делать так, чтобы люди, живущие рядом с тобой, стали по-настоящему счастливыми. Конечный результат показывает, настоящая любовь или нет. Женщина становится по-настоящему счастливой, когда ее дети вырастают счастливыми. Знают, как правильно жить, как поступать в жизни. Привязанность к телу приводит к тому, что вырастают дети-эгоисты, портятся отношения, разрушается семья.

Вопрос: Насколько образ жизни человека обусловлен генетически?
Ответ: Генетическая природа человека существует, но формируется она в зависимости от того, в каком состоянии находится тонкое тело ума, когда душа воплощается в грубое тело. Желание души в конечном счете определяют все. Душа диктует разуму, разум – уму. Генетические структуры непосредственно контактируют с тонким телом ума.
Если тонкое тело ума хочет жить как медведь, то душа воплощается в лоне самки медведя. И в результате, несомненно, живое существо получает облик медведя. Генетическая структура определяется желаниями души. Если человек всю жизнь хотел спать: «Ну, когда же я, наконец, высплюсь?» – выспаться было его самым большим желанием в жизни, что в человеческом теле реализовать невозможно, то он рождается в теле медведя. В зависимости от доминирующих желаний, душа может воплотиться в теле человека или в теле животного. В теле более высокого разума живое существо наслаждается самоосознанием, а в теле низкого разума оно наслаждается удовлетворением чувств.

Разве в человеческом теле как следует покушаешь? Чуть-чуть поел и наелся. Живот полный, а кушать хочется. Если человек стремится вполне насладиться процессом поглощения пищи, то он рождается жвачным животным. Все зависит от желаний. Генетический фонд обусловлен тонким телом.

Вопрос: Что такое судьба и можно ли ее изменить?
Ответ: Судьба – это как протоптанная в результате прошлых поступков дорога. Они нас неминуемо влекут жить в определенном русле, и мы не можем изменить его. Потому что миллионы жизней мы это русло прокладывали. График жизни, график событий очень жесткий. Есть спуски, есть подъемы. Судьба сравнивается с ухабистой дорогой. Человек может ползти по этой дороге без понимания. Малейшее препятствие при отсутствии знания вызывает у человека тяжелейшее страдание. Когда у человека появилась цель в жизни, он идет по дороге и ни на что не обращает внимания. Дорога одна и та же, события те же самые, но отношение к ним другое, в зависимости от того, насколько человек разумен. Человек может бежать по дороге, а также лететь над ней на разной высоте. Считается святым человек, который летит над дорогой. Одних святых трогают какие-то горестные события (смерть близких и т. д.), а других святых вообще ничего не трогает.

Допустим, украли машину. Такова воля Бога, расплата за аналогичные поступки в прошлом. Если чувства связаны с внутренним миром человека, а не с внешними объектами, он просто всем желает счастья, ему все равно, дали ему зарплату или нет. Он знает: будет положено – дадут. Он не против зарплаты, просто не переживает по этому поводу.

Когда человек живет такими принципами, внутренней природой, он поднимается над проблемами. Если человек живет не для себя, то его уже не волнует: болен он или нет. Когда человек в невежестве, он ползает в луже и думает: “Подумаешь, печень заболела”. А когда человек летит над своей судьбой, он абсолютно не привязан к тому, что происходит с ним. Он себя отождествляет с душой. Он понимает, что тело – лишь временная оболочка. Он не пренебрегает им, но не слишком обеспокоен его состоянием. Он не испытывает страданий, потому что он не привязан к внешним объектам. Он привязан к тому, чтобы приносить радость другим людям. Судьба та же, события те же. Вопрос только в том, на какой высоте над ней парить.

Вопрос: Вы сказали, что у каждого есть свои предписанные обязанности. Относится ли это и к животным?
Ответ: Да, относится. Человек должен знать, как правильно строить отношения с животными. Согласно Ведам считается, что человек не должен чрезмерно ублажать животное, т. к. от этого животные не прогрессируют. Чем более комфортные условия им создавать, тем будет хуже их судьба. У животного тоже есть свой долг. У кошки – ловить мышей. Если мы не даем ей возможности этого делать, то она будет деградировать. Долг собаки – защищать дом. У каждой формы жизни – свои предписанные обязанности. Если мы не позволяем собаке защищать дом, она просто лежит на кровати, наслаждается и деградирует. Поэтому надо понять: есть предписанные обязанности для животных, и пусть они их выполняют.
Подведем итог: Закон Кармы носит глобальный и всеобъемлющий характер. Попробуйте ответить на такой вопрос: Почему кто-то рождается принцем Монако, а кто-то потомственным оленеводом (без шуток)?

Если каждому был бы предоставлен свободный выбор, много ли нашлось бы желающих родиться в тундре? Можно предположить, что существует некий закон, более сильный чем человеческие желания и возможности, который и определяет кому где рождаться и как жить. Все это — проявление закона Кармы.
Источник: https://lubodar.info/karma/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*