ФЕСТИВАЛЬ БИРШУ МЕЛА В ВАСИШТЕ (МАЙ ‘2017)

Святых выноси. Фестиваль Биршу Мела в Васиште

Автор: Антонина Захарова
Долина Куллу лежит у подножия снежного гималайского хребта Пир-Панджал в индийском штате Химачал-Прадеш. Крутые склоны закрашены соснами и деодарами со вспышками горчичных, яблоневых и вишневых садов. Деревни связаны узкими, заплетающимися тропами, по которым ходишь как по книге об индийской истории. Горячие источники в Васиште (Вашиште) бьют там, куда упала стрела Лакшманы, младшего брата Рамы из древнеиндийского эпоса «Рамаяна». По пути к горе Део-Тибба есть пещера, где, по легенде, во время изгнания жили Пандавы — братья-герои из другого эпоса, «Махабхараты». Достаточно просто смотреть вокруг, чтобы древние сюжеты оживали по несколько раз в день. Индуизм смешался с местными верованиями и буддизмом: получились яркие, необычные традиции, которые привлекают даже непосвященного.

Богов здесь — как цветов на сливовом дереве, поэтому, а не только за неземную красоту, Куллу называют долиной богов. Свое божество есть в каждой деревне, иногда — одно на несколько деревень. И у каждого — своя специальность. Один вызывает дождь, второй избавляет от болезней, третий дарует сыновей и изгоняет злых духов. Время от времени они «навещают» друг друга. По зеленым садам то и дело разносятся звуки далеких труб и барабанов: это божественный паланкин несут для пуджи в храм или даже в обычный дом.

На большие фестивали собираются сразу несколько богов, и празднично одетых людей не перечесть. В 2016 году мы попали на такой фестиваль — Биршу Мела (Birshu Mela) в деревне Васишт. Он проходит каждый год с 13 до 15 апреля. Деваты — местные боги — собираются из других деревень, чтобы встретиться с гуру Васиштхой, тоже деватом, чей храм стоит в Васиште.

По легенде, Васиштха — древнеиндийский мудрец, автор 7 мандалы «Ригведы» и один из семи саптариши (главных мудрецов Индии). Он был хозяином волшебной коровы Нандини, исполняющей желания. Его часто называют сыном Брахмы, рожденным из его дыхания.

Однажды царь Калмашапада встретил в лесу отшельника Шакти, сына Васиштхи, и приказал ему уступить дорогу. Мудрец отказался, тогда царь ударил его плетью, за что был проклят и превращен в людоеда. Когда они встретились в другой раз, царь съел Шакти, а потом остальных 99 сыновей Васиштхи. Опечаленный Васиштха решил покончить с жизнью. Он бросался с горы Меру, всходил на костер, топился в море — но каждый раз оставался невредимым. Тогда он связал себе руки и ноги и упал в реку, но она вынесла его на берег — это была река Беас, та самая, которая стекает с перевала Ротанг и прорезает долину Куллу. Последнюю попытку он предпринял на реке Сатледж, в которую впадает Беас, но она разделилась на сто потоков и снова не дала мудрецу утонуть. Позже Васиштха избавил царя-людоеда от проклятья, а у вдовы его сына Шакти родился чудесный ребенок, который еще в утробе читал Веды голосом своего отца.

Когда мы приехали, на площади в центре Васишта уже стояли три богато украшенных деревянных паланкина с богами.
паланкин с богами на празднике в долине Куллу, индийские Гималаи

У каждого бога в долине Куллу — несколько материальных воплощений. Главное всегда находится в храме, это каменная или металлическая статуя или стела. Заходить в это помещение храма запрещено для людей из низких каст и часто — для женщин, в том числе высококастовых.

За пределами храма бога представляет паланкин с масками — мохра — из серебра, бронзы или сплава из 8 металлов. Одновременно закреплены разные маски одного бога. Встречаются современные и очень старые: у богини Хадимбы есть маска XV века. Некоторые отвечают за особенные способности: после появления подобной маски Шива Махадев получил способность изгонять злых духов. Кроме масок основного бога, на паланкине красуются маски одного-двух сопутствующих богов.
паланкин с богами на празднике в долине Куллу, индийские Гималаи

У паланкина важны абсолютно все детали: вид, количество и способ завязывания тканей, цветы, гирлянды, символические зонты, ювелирные украшения. Только маски — еще не образ бога. Бог, вернее, его передвижной образ — вся эта щедро украшенная конструкция. Это отличается от традиции, принятой в других местах Индии, где колесница — лишь транспорт для богов.

Когда кулльские деваты не путешествует, то паланкин разбирают, а все находящиеся на нем предметы раскладывают по корзинкам в храмовом хранилище. В таком виде маскам не молятся и не воспринимают их как богов. На снимке — «обнаженный» паланкин. Источник: книга ‘Images in Asian Religions: Text and Contexts’, автор главы — Daniela Berti.
паланкин для девата, долина Куллу, фотография из книги

Сам паланкин — тоже не просто подставка. Прежде, чем его сделать, жители советуются с богом через его персонального гура (медиума). Он указывает, где должно расти дерево, чьим топором сделать первую зарубку, какому столяру предписывается изготовить паланкин и так далее. Точно в определенный день гур отправляется на место и с завязанными глазами выбирает дерево. Это не просто дерево, а то, в котором обитает конкретный древесный дух. Именно он даст паланкинку возможность «ожить» и указывать волю бога тем людям, которые будут его нести. Также считается, что сила древесного духа перейдет к девату. Срубленное дерево относят к храму, там столяры делают паланкин. Едят они один раз в день там же, уходить домой им нельзя до конца работы. Готовый паланкин на полгода зарывают в землю, а после этого «очищают» коровьим навозом и устраивают другие церемонии.

По традиции, у каждого девата есть свои музыканты. Трубы звучат так призывно, что остаться в стороне невозможно.
трубачи на празднике в долине Куллу, Индия

Женщины одеты в кулльскую патту. Это большая шаль, толстая и теплая как одеяло. Её надевают поверх одежды и закалывают двумя брошками, соединенными цепочкой. Патту носят и в обычные дни, не только в праздничные, но чаще женщины среднего возраста и пожилые. Девушки хотят выглядеть посовременнее.
патту — традиционная одежда Химачал-Прадеша, Индия

Под звуки труб подходят уважаемые кулльцы
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Их увешивают венками из календулы, которая везде в Индии считается символом почитания.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Почти каждый делает небольшие денежные подношения божествам и получает благословения.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Почетные гости занимают места в плетеных креслах, остальные стоят. Людей много, но столпотворения нет.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

В 50 метрах от паланкинов — обычные для праздников азартные игры. Самодельная переносная рулетка.
игра в рулетку в Индии

Эта игра называется джанди манда (Jhandi Munda). Игроки ставят на 6 символов на игровом поле. Потом бросают 6 игральных костей. Выигрыш зависит от того, сколько раз выпал нужный символ.
азартная игра Jhandi Munda в Индии

Перед чьим-то домом обедают коровы – размеренная деревенская жизнь
коровы в Индии

В Васиште сохранились кулльские дома-крепости. Первый этаж без окон и с маленькой дверью — это хлев. Второй этаж опоясывает деревянная веранда с красивыми резными деталями.
архитектура долины Куллу

Этот традиционный дом приведен в более современный вид: веранду застеклили и все окрасили.
Васишт, Химачал-Прадеш

На площади сначала ничего особенного не происходило, и мы в ожидании пили кофе с чизкейками. В двух метрах стоял прилавок с обычными в Индии уличными закусками.
стрит фуд в Индии

Вдруг снова заиграли трубы
фестиваль Биршу Мела в Васиште

По длинной улице, застроенной сувенирными лавками, прошествовал чертвертый бог. Каждый божественный паланкин несут на плечах двое мужчин.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Местный житель рассказывал нам, что нести паланкин — очень необычный опыт. Он внезапно может скакнуть вбок или толкнуть человека. «’Зачем толкаешься?’ — закричал я соседу по паланкину. ‘Я не толкался! Это ОН!’»

По тому, как движется паланкин, кулльцы судят о желаниях и настроении бога. Топчется на месте, раскачивается из стороны в сторону, резко прыгает или прижимается к другому богу — интерпретация есть для любых маневров, которые, кажется, совсем не зависят от людей.

У Николая Рериха в эссе «Боги Кулуты» описан удивительный случай:

«Паланкины богинь были возложены на плечи мужчин, но те, которые несли их, не прикасались к шестам руками. Напротив, казалось, что паланкины толкали их, и они шатались, как пьяные, повинуясь неведомой силе. С паланкинами на плечах они стали двигаться кругами.

Вдруг паланкин, казалось, устремился к выбранному человеку, направив конец шеста прямо ему в грудь. Он содрогнулся, стал бледным, и все его тело задрожало… Изменившимся голосом он выкрикивал пророчества. Но богиня пожелала еще говорить через другого. Снова паланкин повернулся кругом. И снова один был избран и одарен правом говорить. Это был бледный юноша с длинными черными кудрями. Снова затуманенный взгляд, стучащие зубы, трясущееся тело и внушительное провозглашение пророчеств. Новый год был отмечен. Процессия снова выстроилась и вернулась крутой горной тропой в храм, где барабаны будут греметь долго за полночь и где танцоры снова будут кружиться в священных воинственных танцах».

На площади собрались вместе четыре божества: гуру Васиштха, Парашар Риши, Канчи Нага (если я правильно поняла) и Картика. Люди обступили их кольцом.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Справа на ручке паланкина лежит чамара (чамвар) — опахало из хвоста яка. Его используют в пуджах, а в стародавние времена им обмахивали царей.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Музыканты продолжали играть
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Сейчас начнется что-то важное
медные роги на фестиваль Биршу Мела в Васиште

Женщины старались встать отдельно от мужчин, в итоге образовалась «женская трибуна»
индийские женщины на празднике

Перед паланкинами появились два человека в белом домотканом одеянии — гуры. Через них деваты общаются с людьми. Сеансы связи устраивают регулярно: не только на фестивалях вроде Биршу Мелы, а по самым разным поводам, в том числе бытовым. Гур входит в транс и вещает голосом девата, отвечая на вопросы жителей. Они могут быть любыми: хорошее имя для ребенка, просьба благословить молодоженов, где проложить трубу или как наладить отношения с человеком из соседней деревни. Фестиваль — повод решить вопросы, которые важны для всех жителей деревни.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Гуры сняли верхнюю часть одежды и завязали ее вокруг пояса на тибетский манер. Потом поочередно пустились в медленный танец. Они наносили себе символические удары цепями и кинжалами.
гур в долине Куллу

Этот кинжал — родом из Южной Индии и называется катар. До XIX века он был и оружием, и символом статуса: богато декорированные катары носили принцы и люди из высоких каст. Особой доблестью была охота с двумя катарами на тигра. А сейчас их используют только для ритуалов.
гур в долине Куллу

На видео — ритуальный танец, во время которого гуры наносили себе воображаемые раны

После этого они опустились на коврики перед паланкинами и стали жечь благовония
фестиваль Биршу Мела в Васиште

фестиваль Биршу Мела в Васиште

К гурам подходили люди, протягивали 10-20 рупий и получали по несколько цветочных лепестков в знак благосклонности богов
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Когда все главные обряды были завершены, настал черед праздничных танцев. На площади собрались нарядно одетые мужчины с саблями.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Громче вступили барабаны, тарелки и трубы. Танцоры начали медленно двигаться вокруг богатых паланкинов.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Местный народный танец называется «нати».
танец нати в штате Химачал-Прадеш

Музыканты сидели в центре рядом с божествами, а танцоры образовали круг вокруг них. Постепенно к ним подключались зрители.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

фестиваль Биршу Мела в Васиште

Танцоры запели на древнем кулльском языке, который отличается от хинди и сохранился до сих пор. Музыка, казалось, вводила в транс. Впору было забыть, какой на дворе век.

Мужчины двигались плавно и очень красиво.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Временами танец становился энергичнее.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Несколько раз устраивали стремительные танцы с саблями
фестиваль Биршу Мела в Васиште

После парного «фехтовального» танца партнеры обнялись

Постепенно за танцорами вытянулся длинный хвост из самых разных людей, которым тоже хотелось танцевать. Их движения были отрывистыми и неловкими, но все в целом создавало праздничное чувство.
фестиваль Биршу Мела в Васиште

Было похоже на групповую медитацию, когда уже не понимаешь, что происходит на самом деле, а что возникло в твоем сознании.

NB! Много интересного о деватах и связанных с ними обрядах в долине Куллу можно найти в сборнике ‘Images in Asian Religions: Text and Contexts’, edited by Phyllis Granoff and
Koichi Shinohara.

Автор всех фотографий и видео — Павел Борисов.

Источник: http://gingertea.ru/birshu-mela-vashisht/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*