ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (ОКТЯБРЬ ’16)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

взгляд из другого мира

Глава 16

Единый вкус

«Он не восхищен, когда его усилия приносят плоды и не беспокоится, если не приносят. Он не удивится, если свет луны станет горячим или от солнечного света будет веять прохладой».

Йога Васиштха, гл. 5.8 «История о Бхасе и Виласе»

 

Для джняни все едино, равностно, ибо он не разделяет в глубине души

на субъект и объект,

прошлое и будущее,

я и они,

мысли и безмыслие,

добро и зло,

приятное и неприятное,

правда и ложь,

освобождение и связанность,

радость и горе,

внутреннее и внешнее,

сансара и нирвана,

Пробуждение и неведение,

рождение и смерть.

Для него все это – одно. Джняни отрешен от человеческого видения мира видении мира основанного на двойственности. Он также отрешен и от божественного, хотя это нелегко. Он даже отрешен от самого отрешения.

Он пребывает в той недвойственной реальности (самарасье), где нет никакого разделения, где все одинаково на вкус.

Это чистое сознание без «я», «ты», верха, низа, внутреннего, внешнего, прошлого, будущего, субъекта, объекта и любых двойственных категорий. В нем нет рождения, нет жизни, нет смерти, нет плохого, нет хорошего, ибо все эти понятия являются человеческими, оценочными суждениями, иллюзией.

Джняни погружен в пространство осознанности, в котором все слито, едино, все равностно, все неважно или все одинаково важно.

В этом пространстве все божественно, чисто и совершенно. Поэтому джняни живет во всеприятии и не отвергает ничего, но и не привязывается ни к чему. Он принимает самые светлые, чистые божественные и радостные стороны, как мирные игры Абсолюта. Он также одинаково принимает грубые отвратительные мрачные нечистые стороны этого мира, как гневные игры чистого сознания, видя их полностью чистыми и совершенными.

Сам же он всегда чист и отрешен, поскольку он вне того и другого. Его чистота так велика, что его ничто не может смутить, поразить, омрачить или запятнать. Он чист даже находясь в грязи, ибо дух джняни подобен лотосу, растущему из грязи. В самых обычных, грубых и даже низменных вещах этого мира джняни видит игру божественного, святое, чистое, возвышенное. Для джняни нет греха в том виде, как его представляют люди, он также трансцендентен по отношению к заслугам, хотя в относительной жизни он живет так чтобы подавать другим благоприятный пример.

Для него нет гнева, алчности, гордыни, зависти и похоти. Так же для него нет и обыденной добродетели в виде благочестия, человеческой дружбы привязанности и т.д.

Джняни может играть в эти игры, однако, в глубине своего сердца он свободен от них. Для него все едино. Все имеет единый вкус. Гнев, алчность, привязанность, гордыня, вожделение, также сакральны и божественны, как любовь, сострадание, жертвенность, благочестие, дружба, долг, честь и т.д.

Все, что не проявляется есть игра энергии Абсолюта с которым джняни – одно. Нельзя сказать, что для джняни это просто слова или хуже того попытка оправдания омрачений-клеш. Джняни истинный Мастер жизни и он видит реальность прямо, как она есть. Его взор не затуманен фальшивыми понятиями и оценками обыденного мира. Он понимает, что если и есть в этом мире истинное, чистое, правильное и хорошее, то это только трансцендентное осознавание вне понятий об истинном, чистом, правильном и т.д.

А если и есть плохое, нечистое – это бессознательность, отсутствие осознанности, приводящая к разделению, к двойственности и отождествлению с понятиями. Все остальное – иллюзия, возникающая в двойственных, спящих умах в результате неверного понимания реальности. Осознавание является самоорганизующей внутренней силой вселенной. Это энергия порядка, красоты и ясности. Бессознательность есть сила энтропии, хаоса, запутанности. Эти две силы есть игра сознания и энергии, пустоты и блаженства, пуруши и пракрити, Шивы и Шакти, непроявленного и манифестации.

Джняни живет балансируя между этими силами вселенной, соединяя их в воззрении единого вкуса, в чистейшем пространстве самарасьи. Пребывая в измерении единого вкуса, он искусно поддерживает равновесие, баланс (самйогу) в своем воззрении, медитации, теле, уме и насколько возможно в окружающем мире.

 

песня «Что такое ”единый вкус”» (самарасья)

Когда внутреннее

смешалось с внешним,

и не осталось ничего

«внутри» или «снаружи» –

это именуют самарасья, «единый вкус»;

 

Когда самадхи достигнуто

в спокойной позе

и длится после медитации –

это и есть самарасья,

а не что-то иное;

 

Когда прошлое,

как и будущее время,

слились в единое настоящее мгновение,

а затем исчезло даже оно,

растворившись в непостижимости –

это и есть самарасья,

а не что-то иное;

 

Когда сон без сновидений

и бодрствование

стали будто бы одним и тем же

непрерывным сознанием –

это признак того,

что обретена самарасья;

 

Когда чистое и нечистое,

доброе и злое,

грешное и святое,

правильное и неправильное,

правда и ложь стали одним,

соединившись в неописуемой

сверкающей сфере Единого Ума –

это и есть самарасья;

 

Когда жизнь и смерть,

сансара и Нирвана,

субъект и объект

соединились в Чистом Уме,

подобном бесконечному пространству –

это и есть самарасья;

 

Когда мужское и женское,

верхнее и нижнее,

левое и правое,

зенит и надир

стали видеться как одно –

бесконечное Бытие-Сознание,

исполненное Блаженства –

это самарасья,

«единый вкус»;

 

Когда радость и печаль,

желание и его отсутствие,

победа и поражение

стали для тебя танцем,

игрой энергии,

исходящей из одного и того же

Всевышнего Источника –

это самарасья,

а не что-то иное;

 

Когда потоки ветра

из иды и пингалы

вошли в сушумну,

поднявшись к центру головы

и зародив превосходный нектар,

капающий с нёба и орошающий нади –

это самарасья;

 

Когда асаны, крийи, мудры,

бандхи и пранаямы

вызывают движение праны

в сушумна-нади,

а затем нектар

и величайшее блаженство,

распространяются по телу,

и то же самое достигается

от простого созерцания мысли,

желания, любой эмоции или ходьбы –

это самарасья,

а не что-то иное.

 

Когда каждого человека

видишь как божество

или как Всевышнего,

все его действия – как игру (лилу),

а слова – как благословляющие мантры,

звучащие в чудесном дворце

гневной мандалы сансары –

это и есть самарасья,

а не что-то иное.

 

Когда тебе ведомо знание Кулы

и когда ты понял принцип а-Кулы,

когда зная и то и другое –

ты живешь за их пределами –

это и есть самарасья.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*