ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (ФЕВРАЛЬ ’18)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

Глава 31

Воззрение и поведение джняни

«Даже живя и действуя в этом мире, тот, кто имеет необусловленное видение, делает то, что должно быть сделано, как если бы он спал, не думая о мире и его удовольствиях.

Через несколько лет такой жизни, он полностью освобождается и превосходит все состояния. Он освобожден в этой жизни!»

Йога Васиштха, гл. 3.7«История о Лаване»

 

Воззрение

«Исследуй природу истины. Отбрось ложь. Ты уже сейчас и всегда свободен, почему же ты себя называешь несвободным и печалишься?

Высшее Я бесконечно.

Почему, как и что его может связать?

В Высшем Я нет деления, потому что Абсолютный Брахман является всем».

Йога Васиштха, гл. 3.6 «История о трех принцах, которых не было».

Ум джняни пребывает в абсолютной истине, в недвойственном видении пустоты, свободной от разнообразия, саморефлексии, понятий и мысленных стереотипов. 

 

В этом первозданном измерении царит неопределенность творческого вакуума, где еще не сформировалось ни одно качество, не появилась ни одна вселенная, где стрелкам часов некуда идти, ибо времени нет, где ничто не движется, ибо двигаться некому, так, как нет субъекта, а идти  некуда, так как нет пространства. 

 

Это центр бытия, предельная свобода за пределами эго, ума, качеств, рождения, жизни и смерти, страданий, привязанностей, трех гун, пяти стихий вселенной, времени, пространства, кармы, любых границ и рамок.

 

Здесь нет ни джняни, ни того, кто его оценил. Нет субъекта, нет объекта. Нет имени, нет формы. Есть всенаполняющее лучезарное подобное пространству Бытие-сознание-блажество. 

 

Нет мыслей, традиций, законов, правил на них основанных. Нет ни кармы, ни того кто ее испытывает. Нет ни связанности сансарой, ни освобождения в нирване.

Оно всегда естественно (сахаджа), совершенно, непостижимо, вечно, бесконечно, всепроникающе, вездесуще.

 

Оно есть высшее состояние (Парамапада), всеобщее единство, оно не может ничем быть запятнано или окрашено (нираджана), самосуще. Есть Высший Дух (Параматман) пребывающий везде.

 

Поведение

«Пока рассудок и способность к пониманию еще не пробуждены, надо ограничить стремления к удовольствиям двумя четвертями своего разума: одну четверть посвятить изучению священных книг, а другую – служению учителю. 

Когда рассудок частично пробужден: две четверти надо посвятить служению учителю и по четверти – книгам и удовольствиям.  Когда способность к пониманию полностью пробуждена, две четверти посвящаются учителю, две четверти – изучению текстов, а спокойствие должно стать постоянным попутчиком».

Йога Васиштха, гл 5.3 «История о Бали»

 

Тело джняни живет в относительном мире и подчиняется всем его законам.

 

Как все люди, джняни ест, спит, разговаривает, его тело испытывает холод и жару, голод и жажду, боль и наслаждение. Как все люди он соблюдает нормы общества, разделяя, казалось бы все человеческие иллюзии и ограничения. 

 

Элементы, составляющие тело джняни: пять пран, тонкое тело живут по своим законам и подчиняются связям физического и тонкого мира, ритмам вселенной, астрологическим циклам, закону кармы в той степени в какой это обусловлено волей Творца и предыдущими самскарами.  

 

Даже пребывая в бесконечном воззрении, джняни осознает, что грубые оболочки, которые люди считают собой это не его личная собственность, а частица Первобога – Творца вселенной, Создателя всех законов. 

 

Зная это, джняни, пока он сам не стал богом-Творцом, в относительном измерении считает себя арендатором, а не собственником этих тел. Поэтому со смирением он принимает все ограничения этого мира и игры, которые из них исходят, ибо его сила проявления еще даже не может сравниваться с силой древнего создателя вселенной Брахма-Творца, в которой сейчас живет тело джняни.

 

Он течет подобно реке, плывет подобно облакам в небе, парит в пространстве подобно ветру, следуя закону космической гармонии (Рите), спонтанно играя в полной свободе. Все его действия совершенны, естественны и изящны, даже если другие этого не понимают.

 

Такое единство и равновесие (самйога), гармония воззрения и поведения важно для начинающего джняна-йога. 

 

Воззрение не следует путать  и смешивать с поведением, они как два крыла у птицы, как солнце и луна. Нужно придерживаться и того и другого, соблюдая гармонию. Воззрение приходит как Знание, милость Абсолюта изнутри, с помощью поведения джняни движется вверх по Пути.

 

Святые говорят так: «Даже если твой разум как у Бога, веди себя как обычный человек. Даже если твое сознание необъятно как небо, пусть твое поведение будет тщательным, как просеянная мука. Даже если ты обрел воззрение недвойственности, не оставляй преданности, связи с Гуру, и сострадания к живым существам и веди себя так чтобы они могли подражая тебе совершенствовать свои качества».

 

Если будет уклон в сторону воззрения, джняни может совершить ошибку впадения в нигилизм – отрицание. Если джняни переоценит относительное поведение, и больше чем надо будет придавать значение внешней формальности и благочестию в поведении, обетам, ритуалам, внешнего поклонения, символам, постам в ущерб самоосвобождающему внутреннему осознаванию, он совершит ошибку впадения во внешние формы поклонения, этернализм.

 

Джняни движется по миру искусно поддерживая равновесие (самйогу) воззрения и поведения.

 

Два периода жизни джняни: растворение и манифестация

Два периода жизни джняни соответствуют двум сторонам Абсолюта, непроявленной пустоте и Верховному чистому сознанию – Пуруше, Ишваре и проявленной энергии, эманациям Абсолюта (Шакти). 

 

Растворение

В первый период, когда джняни только обретает джняну, стремится к растворению в Абсолюте, ему надлежит вести аскетичную и отрешенную жизнь, отождествляя себя в медитации с бескачественной пустотой. 

 

В период отрешения джняни выглядит подобно нищему аскету, в период манифестации – он подобен царю богов, восседающему в дворце на золотом троне.

 

Манифестация 

Когда джняна обретена и тождество с Абсолютом реализовано, эго повержено с пьедестала, а иллюзия рождения и смерти, страданий и неведения его покинули, наступает черед проявления, манифестации. Джняни, непокидая абсолютного видения, теперь должен проявить свои энергии, выйти из пустоты непроявленного и начать игру в манифестации. 

 

В это время джняни следует учиться всеприятию и интеграции, игре, чтобы обрести опыт взаимодействия с божественными силами вселенной и научиться управлять ими. 

 

В это время джняни должен открываться различным энергиям вселенной, переживать их и играть с ними, чтобы усмирив их, поставить себе на службу, побудив творить силой разума собственные миры. Он может даже провоцировать клеши и обычные желания, чтобы затем трансформировать их в нектары пяти пустотных мудростей.

 

Со стороны обычным людям это может казаться безумием, колдовством или поведением заурядного человека, скованного неведением, но для джняни это истинная мудрость вне всяких мирских правил, идущих от ума. 

Поэтому ее называют безумная мудрость.

 

Песня «О двух Истинах или песня о том к чему стремиться в воззрении и поведении»

О, ученик,

 

В недвойственном воззрении,

 

Не стремись ни к мирскому,

 

Ни к духовному,

 

А лишь к тому единому видению,

 

Что включает в себя и мирское,

 

И духовное.

 

Однако помни, что отклонять

 

Развлечения и дорожить практикой

 

В поведении весьма полезно,

 

(особенно если ты духовно не опытен).

 

Не стремись ни к активной работе,

 

Ни к отшельничеству и бездействию,

 

А, ищи лишь то, что включает в

 

Себя и то и другое,

 

Находясь вне действия и недеяния.

 

Не стремись ни к чувственным желаниям,

 

Ни к отказу от них, а ищи единственное –

 

То присутствие, подобное небу,

 

Что является сутью,

 

Как желаний, так и отрешенности.

 

В поведении, однако, отрешенность,

 

Очищение клеш и контроль желаний,

 

Несомненно, важны для йога,

 

Не стремись ни к мыслям ни к

 

Отсутствию мыслей и пребыванию

 

В безмысленной пустоте,

 

Ищи лишь то, обнаженное осознавание

 

Подобное бесконечному космическому

 

Пространству, что включает

 

Как мысли, так и безмыслие.

 

Однако в поведении первые двадцать лет

 

Усердно тренироваться в остановке

 

Мыслей и наблюдении сияющей

 

Пустоты – весьма полезно.

 

В воззрении не стремись к жизни

 

Домохозяина, монаха, или отшельника,

 

Ищи лишь единое присутствие

 

«Я есмь», где нет оценок и выбора,

 

И которое пронизывает все три

 

Уклада жизни.

 

 

Однако в поведении время от времени

 

Проводить в уединенном ритрите,

 

Быть монахом или отшельником,

 

Будущему сиддху – весьма полезно.

 

В воззрении не стремись к общению с

 

Женщинами, но и не оскорбляй их

 

В душе, как источник проблем,

 

Првязанности или страданий,

 

А ищи лишь то единое состояние

 

Вечности, которое объемлет и

 

Мужское и женское, само будучи никем,

 

Однако в поведении соблюдать

 

Брахмачарью, целибат,

 

Стательно контролировать

 

Общение – начинающему святому

 

Очень важно.

 

Не ищи ни наслаждений от вкусной и

 

Изыканной еды, ни от поста и

 

Глодания, а единственно

 

Предавай себя поиску невыразимого

 

Присутствия, подобного

 

Всепроникающему духу,

 

Что одинаково проявляется

 

Как в голодании так и в еде.

 

Однако в поведении

 

Питаться умеренно йогу,

 

Несомненно очень полезно.

 

Не ищи истину ни в словах, ни в книгах,

 

Ни в концепциях, философии

 

И теориях, ни в их отвержении,

 

И пребывании в бессловесности

 

И бездумном состоянии, а пойми

 

Лишь то невыразимое присутствие,

 

Сознание-свидетеля «Я-есмь»,

 

Подобное чудесному сокровищу,

 

Которое всегда чисто от концепций

 

И свободно от теорий, но, тем

 

Не менее, содержит их в себе

 

И пронизывает их, являясь их душой.

 

Однако, в поведении посвятить себя

 

Усердной медитации без концепций

 

И периодически жить в молчании,

 

Безусловно, полезно тому,

 

Кто ищет подлинную святость.

 

В воззрении не стремись ни к

 

Освобождению, ни к Нирване, ни к

 

Сансаре и кармической жизни,

 

А будь привержен единственно

 

Тому великому состоянию

 

Обнаженного всепронизывающего духа,

 

Подобного могучей горе, что видит

 

Равным как Нирвану,

 

Так и сансару.

 

Однако в поведении начинающему йогу

 

Усердствовать в достижении

 

Нирваны, разумеется,

 

Весьма похвально.

 

В воззрении не стремись ни к соблюдению

 

Правил самих по себе, ни к их

 

Нарушению и отвержению,

 

Что ведет к хаосу и забирает заслуги,

 

А ищи лишь то единое присутствие

 

В Источнике Бытия без выбора,

 

Которое содержит в себе как все правила

 

Так и их нарушения и свободу от них,

 

И которое является единственно

 

Верным правилом, ошибаться в

 

Котором никогда нельзя.

 

В поведении, однако, если ты живешь в

 

Монастыре – быть усердным, чутким

 

И внимательным

 

В соблюдении правил – весьма похвально,

 

И является основой всех достижений.

 

В воззрении не стремись ни к чувственной

 

Жизни, уменьшающей жизненную силу,

 

И забирающую все опыты,

 

Ни к аскетизму, отрешенности, целибату

 

И целомудрию, а утвердись

 

В едином видении

 

Величественного пространства Брахма-

 

Бхавы, до краев переполненного

 

Блаженством, которое

 

Пронизывает как чувственную жизнь,

 

Удовольствия и желания, так и

 

Аскетизм и целомудрие.

 

Однако в поведении быть сдержанным,

 

Корректным отрешенным,

 

Целомудренным,

 

Не схватываться мирскими желаниями,

 

Досконально владеть управлением

 

Праной, не терять ни капли

 

Драгоценной энергии – весьма важно

 

И является основой духовной жизни.

 

В воззрении не ищи ни обычных мирских

 

Переживаний, что есть суета и тлен

 

Ни духовных – астральных

 

Видений, голосов, ни магических сил,

 

Видений богов и духов, или

 

Знаков в сновидениях,

 

А лишь утвердись в едином состоянии,

 

Пустотной сверкающей ясности,

 

Подобной величественному

 

Царю – Владыке Вселенной, которое

 

Равным образом содержит как

 

Обыденное материальное сознание

 

Так и астральные опыты,

 

Видения богов и духов.

 

В поведении же понимать смысл

 

Переживаний, иметь знаки реализации,

 

Опыты чистого видения,

 

Тонкого тела, получать благословения

 

Сиддхов и богов, толковать

 

Пророческие сновидения –

 

Бывает иногда полезно.

 

В воззрении не стремись ни усмирять

 

Духов и демонов, ни управлять

 

Событиями и стихиями,

 

Ни контролировать астральные потоки

 

Личной и коллективной кармы,

 

Или наоборот, не пытайся идти

 

На поводу у них, безвольно

 

Отдавшись потоку событий

 

И пассивно плывя по течению,

 

А ищи лишь то единое, всеобъемлющее

 

Совершенное пространство чистого

 

Обнаженного присутствия

 

«Я-есмь», что подобно священному

 

Скипетру царя, которое хоть и

 

Бездеятельно и расслабленно,

 

Однако управляет всем и усмиряет все

 

События и энергии внешнего мира,

 

Будучи его сердцем –

 

Дарующей все волшебной жемчужиной.

 

В поведении же четко знай, что

 

Благоприятно контролировать,

 

Чем управлять, а что отпустить,

 

Оставить как есть и принять.

 

В воззрении не будь привязан к взглядам,

 

Считающим что-либо чистым,

 

Благоприятным, ни к тем более

 

К нечистому и омрачающему,

 

А оставайся лишь в том святом,

 

Бесконечном всепроникающем

 

Состоянии тонкого видения «Я-есмь»,

 

Где чистое и нечистое имеет один вкус,

 

И видится полностью священным.

 

В поведении же весьма полезно

 

Отвергать нечистое и жить чистой

 

Возвышенной гармоничной жизнью,

 

Подобно божеству в мандале.

 

В воззрении не сковывай себя чужим

 

Мнением, социальными стереотипами,

 

Догмами, условностями,

 

Традициями и обычаями, что подобно

 

Клетке могут сжать бесконечное

 

Пространство свободного ума йога,

 

Но и не отвергай их, борясь с ними,

 

Бросая им вызов

 

Становясь нигилистом, и ниспровергателем

 

Стереотипов и условностей.

 

Лучше утвердись в том едином видении

 

Чистого совершенно свободного

 

«Я-есмь» – присутствия

 

Естественного пространства,

 

Переполненного свободой,

 

Которое ничем не связано и живет

 

Спонтанно, действуя, лишь согласно

 

Своей воле.

 

В поведении же, опираясь на воззрение,

 

Гармонично играй в любых ситуациях,

 

Гибко объединяясь со всеми

 

Обстоятельствами, когда надо – поддерживая

 

Стереотипы, традиции и условности,

 

А когда надо – мудро и бесстрашно

 

Их самоосвобождая.

 

О ученик,

 

Прояснив принцип двух истин,

 

Пребывая в безграничном как небо,

 

Непостижимом спонтанном

 

Недвойственном воззрении сиддхов,

 

Будь внимателен в поведении,

 

Как если бы ты шел по лезвию клинка!

 

О ученик,

 

Коль ты понял учение о двух истинах

 

Пусть твое воззрение будет

 

Безграничным и спонтанно-

 

Свободным как небо,

 

А поведение – так же тщательно и

 

Утонченно, как хорошо

 

Просеянная и измельченная мука!

 

Тогда, несомненно, все знаки реализации,

 

И все благословения богов и

 

Сиддхов появятся уже в этой жизни.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*