ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (ОКТЯБРЬ ’17)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

Глава 28

Джняни глазами других людей

«Чтобы не делал человек с чистым спокойным разумом, это будет верным, соответствующим ситуации и никогда не будет неверным.

Среди нас, о, Рама, многие выполняют не хорошие действия, являясь при этом мудрыми и обладающими чистым видением. Некоторые освобожденные живут семейной жизнью, но без привязанностей.

Есть короли, как ты, которые выполняют королевские обязанности без привязанности и волнения.

Есть те, которые следуют писаниям и выполняют ритуалы.

Есть приверженные Богу, медитации, своим обязанностям. Есть те, кто отвернулся от всего внутреннего, но живут как невежественные люди, совершая самые различные действия. Есть те, которые живут в густых лесах, погруженные в медитацию.

Некоторые живут в святых местах, другие скитаются в разных странах, чтобы полностью преодолеть привязанности и отвращения.

Некоторые постоянно путешествуют с места на место. Некоторые оставили свои естественные обязанности, а другие привержены им.

Некоторые ведут себя как мудрые, а некоторые – как безумцы.

Некоторые являются людьми, а некоторые – богами или демонами».

Йога Васиштха, гл. 6.21«История Кундаданты»

 

Адекватно описать мир, в состоянии джняни для людей обыденного двойственного мира невозможно. Это не возможно так же как капля не может вместить в себя океан, как слепой не может описать краски природы, и как рыбы не могут рассуждать об орлах, летающих в небе.

Людям обыденного мира видно только тело джняни, но не его джняну. Глаза других людей, не являющихся джняни, не могут видеть его сущность, ибо их ум не способен проникнуть в знание которым обладает джняни. Они могут видеть тело, слышать голос, оценивать слова, но все это не имеет никакого значения с точки зрения джняни, поскольку он всем этим не является и пребывает в трансцендентном сознании за пределами тела, слов и речи.

Для джняни его как личности и других нет, а все есть только Брахман. Нет слов, нет мыслей, а значит и оценки на них построенные иллюзорны, подобны разговорам во сне. Джняни есть первозданное причинное состояние бытия (сат), которое осознает само себя (чит), зарождая бесконечные отражения и играя в них, получает безграничное блаженство (ананда).

В нем нет деления на субъект и объект, дживатман и Брахман, Атман и эго, пустоту и проявленность, покой и движение, действие и недеяние, причину и результат. Но, а для других, тех, кто не является джняни, есть только ограниченное, обыденное видение. В обыденном видении джняна невозможна, просветление недопустимо, а само существование джняни и его знания неправдоподобно, подобно выдумке, фантазии, миражу, небылицам. Ибо, признать их существование, значит отменить все обыденное видение сансары, так ценимое людьми, пребывающими в сансаре.

Логика, этика, физика и психология обыденного мира не допускают в нем наличие джняны и джняни – его носителя. Ибо наличие джняны, отменяет их все за ненадобностью, ведь все они не обладают самосуществованием, они есть продукт ума, погруженного в иллюзию, хотя с другой точки зрения, они являются игровыми манифестацией Абсолюта.

Джняни верит в джняну, но и обычные люди тоже верят в иллюзию сансары. Их вера в их иллюзорный мир очень сильна, ибо каков бы ни был объект веры, истинная вера всегда тотальна. Зная это, джняни живет так чтобы не разрушать чужую веру.

Даже если это вера в иллюзию, вера в неведение, джняни уважает ее, ибо, как он считает вера это личный выбор каждого и ее нужно уважать.

Поэтому джняни насколько возможно скрывает свою джняну, чтобы не подвергать сомнению веру тысяч людей, живущих вокруг. Иногда он живет, просто стараясь быть незаметным, иногда он выдает себя за кого-то другого, иногда он распускает смехотворные небылицы, чтобы никто не воспринимал его всерьез и не обращал на него внимания, иногда он играет роль ученого-философа, монаха, учителя, иногда – чудака увлеченного чудесами, мага, шамана, набожного искателя, не нашедшего свой путь, верующего погруженного в духовную традицию, иногда он даже может брать на себя роль псевдо-джняни, искусно маскируя свет своей джняны под маской юродства, внешней набожности, философии или учености. Нет конца играм джняни, которые зависят от времени и обстоятельств, в которых он живет в относительном мире.

Иногда люди обыденного мира, наслушавшись рассказов о джняни, бывают разочарованы, встречая джняни. Ведь они ожидали увидеть нечто необычное, а увидели обычного вежливого философа. Но это потому, что джняни сам этого захотел и принял такую роль. Ибо он знает, что за встречу с джняной и истинным джняни, люди обыденного мира платят непомерной ценой – всеми своими иллюзиями. А кто из людей обычного мира готов по-настоящему отдать свои иллюзии, ради какой-то встречи?

Поэтому джняни ревностно хранит тайну своей джняны, доверяя ее лишь тем, кто прошел испытания временем и верой.

 

песня «Как понять Джняни»

Те, кто рассудочно анализирует слова и высказывания Мастера,

давая им оценку,

Подобны собакам, лающим на свое отражение в зеркале

– они не знают разницы между Мастером и его тенью,

Ведь он запределен

и вне любых ограничивающих слов

и умственных суждений,

А его речи подобны сплетням, игре, эху,  

лепету ребенка или безумца.

Это уловка, чтобы заарканить

спящие умы непробужденных учеников.

Истинный мастер непостижим через слова!

 

Те, кто судят о Мастере по его поведению, оценивая его,

Подобны детям,

переживающих за героев кукольного спектакля,

Они не видят Мастера, ибо тот никогда ничего не делает,

утвердившись в пространстве недеяния,

А все его действия,

есть спонтанная игра тела, речи и мыслей,

свободный танец энергии,

проявляющийся без причины,

смысла, цели и мотивации,

подобно узорам от мороза на стекле

или бликам солнца в воде.

Истинный Мастер непостижим через поведение!

 

Те, кто пытаются понять Мастера,

изучая его биографию,

Подобны глупцам, которые пытаются пообедать,

рассматривая кулинарную книгу

или слепцам, щупающим слона,

Они не получают даже малейшего вкуса понимания

тонкой сути Мастера,

Ведь его дух невидим,

а его жизнь протекает сразу во многих мирах

Внешние же события могут скрывать его внутреннюю жизнь,

или быть ей противоположны,

или лишь косвенно намекать на нее,

Потому что истинный Мастер

живет одновременно в десяти тысячах миров

за пределами этого мира,

находится сразу в прошлом,

будущем и настоящем.

Истинный Мастер непостижим через события во времени!

 

Никому нельзя его понять, изучить, оценить,

можно лишь самому стать им

Бесконечной тайной,

загадкой,

иероглифом, означающим «вечность».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*