КАРМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ (ЯНВАРЬ’ 22)

Кармические законы

Свами Вишнудевананда Гири

(продолжение)

Последствия деяний

«Карма – это совокупность всех наших действий: хороших, плохих и смешанных. Именно эти действия определяют наше будущее. За хорошие поступки нас ждет рождение в хорошей семье, благоприятные условия для развития и хорошие возможности для обретения благосостояния. За благочестивую жизнь можно даже попасть в рай. Но когда запас благочестивой кармы закончится, душа вернется из рая на землю.

По этому поводу Господь Кришна говорит в «Бхагават Гите»: «Те, кто насладились райскими мирами, исчерпав запас благочестия, возвращаются в этот мир смертных. Те, кто совершают благочестивые поступки, предписанные тремя Ведами, и при этом полны желаний, без конца вращаются в круговороте рождения и смерти».

Очень трудно определить, какие действия влекут за собой те или иные последствия».

Сами по себе заслуги могут обеспечить рождение в высших измерениях, например, в Индра­локе, на небесах богов Кама­локи. Однако их недостаточно, чтобы освободиться. Настоящие Салокья­мукти или Саруба­мукти означают, что есть несколько факторов: заслуги и реализация мудрости, недвойственного осознавания. Если же есть только одни заслуги, то те, кто рождается богами на Небесах Сварга­локи рядом с Индрой, наслаждаясь несколько сотен лет или даже десятков тысяч лет, через некоторое время с них падают, потому что заслуги заканчиваются. За шесть небесных дней своим божественным зрением они видят место своего нового рождения, их гирлянды увядают и трон под ними также исчезает, а другие боги перестают их узнавать или желают им, чтобы в следующей жизни они снова из мира людей пришли в Мир Богов.

Но когда реализована джняна, такого не происходит. Джняни  способен пребывать в присутствии даже на Небесах Страсти, не увлекаться наслаждениями, а углублять свое созерцание, чтобы подниматься выше.

«К примеру, как определить, за какой грех или сочетание грехов человек вынужден страдать эпилепсией? Мудрецы утверждают, что в наказание за кражу золотого ожерелья вор в следующей жизни будет страдать от золотухи. Нечто подобное утверждают и в отношении других болезней. Но результатом, каких деяний является само наше тело? Как правило, наше рождение в том или ином теле зависит от одного значительного поступка в прошлой жизни, но при этом другие поступки также оказывают влияние. Ученые люди утверждают – требуется несколько жизней, чтобы исчерпать плоды одного значительного хорошего поступка. Иногда же в одной жизни человек пожинает плоды как хороших, так и плохих деяний. Как бы то ни было, законы кармы очень запутаны и таят много загадок. Они известны одному Богу, поскольку он их и создал.

Человек не может оставаться полностью бездеятельным, он обязательно будет совершать какие-нибудь действия: физически или же мысленно. Даже если он отречется от мира, станет саньяси и укроется в гималайской пещере, ему не удастся обходиться без еды, питья, опорожнения кишечника и мочевого пузыря, сна и прочего. Именно поэтому Господь говорит в «Гите»: «Никто не может даже мгновения оставаться в бездействии, ибо каждый понуждаем к действию тремя качествами (гунами природы)». Если все вынуждены действовать, а действия неизбежно порождают кармические последствия, то как же избежать новых рождений? Для этого существует духовное знание, которое уничтожает карму. В «Гите» сказано: «Огонь знания сжигает дотла последствия всех деяний».

Существует три вида кармы: санчита, или непроявленные последствия деяний, совершенных нами в прошлых жизнях; прарабдха, или последствия деяний, благодаря которым мы получили нынешнее тело и эффект от которых мы ощущаем в настоящий момент; и агами, или действия, которые мы совершаем в нынешней жизни и которые принесут свои плоды в нашей следующей жизни».

Памятовать о четырех осознанностях означает помнить о трех видах кармы. Вы что­ то делаете, собрались проявить какую­то эмоцию, вы должны подумать: «Прарабдха, прарабдха; агами, агами. Что я сейчас создам? Я создам сейчас деяние агами­кармы, это деяние определит прарабдху моей следующей жизни».

Каждый поступок и каждое слово – это различные виды кармы.

«Уничтожить санчита-карму и последствия агами-кармы можно посредством Брахма-джняны, знания о своем Высшем «Я» или Боге. Однако плоды прарабдха-кармы нам придется вкусить в полной мере, иначе от нее не избавиться.

Человек рождается слепым, глухим немым или увечным, а у кого-то от рождения отменное здоровье. Все это действие прарабдха-кармы, с которым ничего нельзя поделать. Хороший человек вынужден страдать, а негодяй наслаждается всеми жизненными благами; молодая жена теряет своего мужа, а старуха выходит замуж; кто-то умирает в восемнадцать лет, а другой человек – в столетнем возрасте. Такие примеры можно приводить до бесконечности. Все наши нынешние страдания и наслаждения, наше происхождение, длительность нашей жизни – все это зависит от прарабдха-кармы, которая действует неумолимо и с предельной точностью».

Методы нейтрализации кармы

Возможно, мы не очень­ то задумываемся о карме. А это одно из фундаментальных понятий, о котором надо очень много размышлять, оно относится к четырем медитациям (или четырем осознанностям), изменяющим жизнь. Понимание принципа кармы заставляет глубоко задуматься о своей обусловленности. Чем бы мы ни занимались, прежде всего, мы занимаемся кармой, все остальное – мелочи. Мы можем мыть посуду, можем пахать и сеять, можем строить или ругаться, или любить, но все это уже вторичное, все это карма. Чем бы мы ни занимались, мы занимаемся кармической деятельностью. Люди могут воевать, жениться, разводиться, становиться миллионерами или, наоборот, нищать, могут болеть, могут выздоравливать, но все это процессы разной кармы, которые подпадают под четыре вида кармы: либо это санчит­карма, либо это прарабдха, либо криямана, либо агами. Либо это дридра, либо адридра­дридра, либо это адридра карма.

Способы коррекции трех видов прарабдха­кармы заключаются в упайе. «Упайя» означает «метод». Существует бесчисленное количество методов, которые могут смягчить плохую карму и усилить хорошую. И вся садхана Лайя­ йоги заключается в том, чтобы дать искусное средство для того, чтобы очистить эти виды кармы.

«Сознательный волевой человек, когда ему дают в руки средства, способные нейтрализовать какие-либо нежелательные кармические обстоятельства, будет использовать этот метод так долго и, прилагая к этому столько сил, сколько будет необходимо. С другой стороны, человек ленивый и малосознательный, скорее всего, проявит недостаточно дисциплины, или будет то и дело обнаруживать какие-нибудь препятствия, мешающие ему выполнять предписания. В особенности часто такие препятствия будут возникать в случаях, когда мы имеем дело с дридра-кармой, так как сила, свойственная этому виду кармы, настойчиво препятствует всякому изменению в той области жизни, которая ей затронута. Таким образом, сама карма будет вмешиваться в мотивацию человека, пытающегося осуществить на практике данное ему средство. Напротив, в тех случаях, когда мы имеем дело с мягким типом кармы, есть все основания ожидать немедленного изменения ситуации к лучшему, как только человек начнет применять упайю. Если же карма, с которой он имеет дело, мягкая-жесткая, результаты могут наступить после того, как будет приложено достаточное количество целенаправленных усилий. Часто это бывает после прохождения отрезка времени в сорок дней. Однако, если карма жесткого типа, то независимо от проявленного упорства вряд ли удастся ее трансформировать в течение данного воплощения. Хотя все же где-то в глубине души будет оставаться надежда хотя бы на небольшую модификацию ее результатов. И, безусловно, если упайя терпеливо и последовательно осуществляется на протяжении текущей жизни, она заронит в почву».

Итак, когда мы прилагаем усилия в виде упайи, искусного средства для нейтрализации прарабдха и санчит­кармы, то результат зависит от того, к какому типу эта карма принадлежала. То ли это была неизменяемая карма, то ли она была наполовину тяжелая, наполовину легкая, то ли она была легкая. Определить это сразу невозможно. Это возможно определить только после того, как вы долгое время применяете эти искусные средства и видите, к какому типу принадлежат ваши ограничения.

Три типа кармы можно соотнести с тремя видами йогического темперамента. Пашу­карма – это карма, которую трудно изменить. В целом, помочь пашу нельзя. Пашу только может превратить себя в другое существо, в вира или дивья, и тогда он может достичь Освобождения.

Также Будда говорил, что трудно помочь достичь Освобождения тому, кто не имеет кармической связи.

Карма мягко­-жесткая – это состояние вира­йогина, имеющего определенные качества. Именно с этого уровня возможно Освобождение. Это означает, что нам надо задуматься, какие качества нам необходимы для того, чтобы иметь некоторый фундамент для достижения Освобождения. Вира­йогин – это тот, кто может приложить огромные усилия, это тот, который не остановится ни перед чем. И, становясь на путь духовной практики, мы должны быть готовы прилагать огромные усилия.

Часто человек начинает практиковать, но, встретившись с небольшими трудностями или препятствиями, идет на попятную. И это показывает его неготовность к практике. Чтобы прилагать огромные усилия, мы должны иметь три вещи: веру (шраддху), волю (иччху) и знание (джняна). Вера помогает преодолевать любые трудности, смотреть на них, как на часть пути. Воля позволяет не пасовать и концентрироваться на духовной практике. А знание дает возможность правильно относиться к тому, что переживается.

Наконец, дридра­карма, та, которая легко изменяется – это состояние дивья. Если божественное существо дивья, перевоплотившись, встречается с Дхармой, с духовным учителем, с методом практики, ему нужно совершенно немного усилий для того, чтобы достичь очень больших результатов. Это говорит о том, что его гуны тамас и раджас в прошлых воплощениях были исчерпаны. У него есть саттва и некоторая привязанность к саттве, и очень малое количество раджаса и тамаса. Получив правильную упайю, такой дивья­йогин, подобно птице, стрелой взмывает ввысь, освобождаясь от накипи тамаса и раджаса, превосходя даже саттву и утверждаясь за тремя гунами. Таким примером может служить Шри Рамана Махариши. Достаточно было небольшой упайи, которая возникла интуитивно, и началось парение, которое длилось всю жизнь и больше никогда не закончилось, когда не было никакого возврата назад. Это очень большая редкость.

Что же является для нас упайей? В Лайя­ йоге, несомненно, высшим искусным средством является пребывание в созерцательном присутствии. Это пребывание еще называют «махаупайей» или «великим методом». И если вы овладели махаупайей и единой самайей, это является лучшим нейтрализатором санчит­прарабдха­кармы, лучшим проводником намерения и воли. Но до тех пор, пока это состояние не реализовано, существует множество вторичных или дополнительных упай, которые следует принимать.

Духовная практика – это своего рода непрерывная игра с кармой, с санчит­кармой и прарабдхой, когда мы применяем криямана и агами­карму. Это игра, в которой йогин может выиграть, может проиграть, а может свести все на ничью. И эта игра непрерывно происходит, хотим мы этого или нет или знаем об этом или нет.

Как говорил один святой: «Ты можешь забыть о законе кармы и о времени, но они о тебе не забывают ни на секунду». Это значит, что нельзя сказать, что сейчас мы не играем, что у нас таймаут (офсайд, перерыв, обед). Нет, закон таков, что игра длится непрерывно, и наша задача – это то, что называют «замкнуть круг дня и ночи», то есть так развить силу своего сознания, чтобы мы могли вести такую игру даже ночью, в сновидении, и могли свою карму переигрывать. Именно поэтому в Учении говорится о важности внимательности, бдительности, правильном применении усилия. И это не такой пассивный процесс, где можно взять и все заморозить, поскольку развертывание кармических причин заморозить нельзя – они развиваются непрерывно. Это подобно игре в теннис, где прарабдха­карма подобна мячику, который вам посылают – щелк. А вы должны его принять и отбить. А если вы не принимаете, этот мячик пролетает, и вам засчитывается поражение.

Прарабдха­карма реализуется через виджнянамайя­кошу. Из виджнянамайя­коши она поступает в маномайя­кошу, в астральное тело. Из астрального тела она поступает в пранамайя­кошу, в эфирное тело, а эфирное дает импульс физическому телу на совершение каких­-либо действий. И этот процесс длится непрерывно. Но в каком случае мы отбиваем удар этого мяча? В том случае, если мы применяем искусную упайю и самоосвобождаем движения, мысль – все, что угодно, любую вибрацию, если мы достаточно бдительны, чтобы уловить этот мяч, посылаемый нам из каузального и ментального тела, и отбить его или направить в нужную сторону.

 

Цитаты приведены по книгам:

  1. Харт Дефау и Роберт свобода Джйотиш. Введение в индийскую астрологию. М.: Саттва, Институт трансперсональной психологии, 2005.
  2. Свами Шивананда Что происходит с душой после смерти. М.: Амрита-Русь, 2004.
  3. Свами Шивананда Практика карма-йоги. К.: София, 2006.
  4. Патрул Ринпоче Слова моего всеблагого Учителя СПб.: Уддияна, 2004.
Один комментарий
  1. вавада слоты 13.01.2022 Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*