ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (МАРТ’17)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

 

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

взгляд из другого мира

Глава 22

Отрешение и всеприятие джняни

«Такой мудрец не отвлекается на разнообразные ощущения, которым он может быть подвергнут, вне зависимости от того, считают это остальные приятным или неприятном. Он не привязан к удовольствиям, и удовольствия не владеют им, в нем нет стремления к удовольствиям. 

Он полностью удовлетворен самим собой, не привязан ни к чему и не к кому, не имеет в своем сердце ненависти и не приязни. Он не пугается криков врагов и рыка льва в лесу, не восторгается, когда  заходит в прекрасный сад, не расстраивается, если ему случается путешествовать в пустыне. Внутренне он совершенно свободен, но, тем не менее, он постоянно вовлечен в действия в подходящие моменту. Его отношения к разбойнику или благодетелю одинаковы».

Йога Васиштха,  гл.5.9 «История о Витахавье»

 

Джняни отрешен от мира и живет, словно во сне без сновидений.

 

Однако, джняни всегда и везде объединяет свою джняну с жизнью во всей полноте, яркости красок и интенсивности. Быть джняни означает быть предельно отрешенным и одновременно быть во всеприятии, в полном единстве и интеграции со всем миром. Отрешенность джняни выражает аспект пустоты сознания, непроявленного, Абсолюта вне качеств.

 

Всеприятие джняни выражает принцип единства присутствия и шакти, манифестации, проявление качеств, блаженства и божественной игры.

 

Джняни видит, слышит, касается и обоняет, переживая мир в полноте его энергий.

 

Но ум джняни пуст, поэтому не возникает привязанности. Внутри джняни нет наслаждающегося эго, переживающего, он всегда остается в состоянии бесконечного пространства, ощущения «Ахам Брахмасми».

 

Когда происходит переживание наслаждения или боли, ощущения в теле или уме джняни, если джняни пребывает в состоянии бдительности (авадхана), то в первый миг такого восприятия он объединяет свое созерцание с внешним переживанием.

 

Тогда это не личность, а чистое пространство недвойственного осознавания соприкасается со слышимым, видимым, осязаемым  и обоняемым. А в пространстве не остается ни привязанности, ни следов от переживаний.

 

Джняни всегда пребывает в неописуемом равновесии (самйога) между отрешением и всеприятием. Истинное всеприятие невозможно без отрешения. Высшее отрешение есть всеприятие. Когда отрешение и всеприятие встречаются в уме и теле джняни это именуют  «великая встреча» (маха-мелана). Пустотное сознание джняни встречается с энергией блаженства, исходящей из внешнего мира. Такое единство в разных традициях именуют «сукха-шунья»  (блаженство-пустота), соединение Шивы и Шакти, встреча сиддха и йогини.

 

Пока джняни имеет физическое тело, он испытывает все обычные импульсы, чувства и желания, возникающие в теле от пульсации праны в каналах, хотя его желания очищены и их немного.

 

Но в отличие от обычных людей чувства и желания, возникающие в уме и теле джняни не вводят его в иллюзию, не порабощают джняни, находятся под его полным сознательным контролем. Сознательный контроль над импульсами, желаниями джняни имеет благодаря владению искусством различения и созерцания. Он может мгновенно распознавать пустую суть любого желания переживания (кама-таттва).

 

Когда она распознается, то вместо очарования желания, ощущения в момент его испытания происходит его самоосвобождение и растворение в пространстве сознания джняни. В этот момент сознание джняни еще глубже поглощается переживанием Абсолюта.

 

Существует четыре способа отношений джняни с окружающими объектами. Это взаимодействие может быть:

~ опустошающим,

~ нейтральным,

~ оживляющим и питающим,

~ просветляющим.

 

Объекты чувств в зависимости от уровня осознанности могут выступать как:

~ мирская жена (супруга),

~ сестра,

~ мать,

~ тантрийская супруга (дакини, дути, вестница, свакия).

 

Объект как «мирская супруга» означает обычное сансарное восприятие, когда нет осознанности при восприятии, которое сопровождается ревностью, привязанность, зависимостью и жаждой обладания и страданиями, как и в случае взаимоотношений с мирской супругой.

 

Объект как «сестра» означает ровные, чистые, приятные отношения, когда есть некоторая отстраненность и осознанность, зарожден наблюдатель (драшта), нет ни сильной привязанности, не ревности, ни желания обладания, как при взаимоотношениях с сестрой.

 

Объект как «мать» означает полноценную интеграцию в естественном состоянии, когда все объекты чувств самоосвобождаются в Сахаджье, и уму позволяется спонтанно переживать все явления этого мира, наслаждаясь ими подобно тому, как ребенок наслаждается общением с матерью без ограничений, поскольку есть распознавание пустотной и чистой сущности объекта, благодаря устойчивому пребыванию в Сахаджье. В этом случае объекты чувств напитывают йогина жизненной силой и ясностью по принципу «мать кормит сына».

 

Объект как «вестница» означает интеграцию с внешним с предельной полнотой осознанности, полную восторга и блаженства, подобного блаженству экстаза при соединении с «внутренней дакини», энергией Кундалини, дути (тантрийской дакини, вестницей), когда чувственные впечатления не только самоосвобождаются, но и даруют вспышки ясности, вводя ветры в центральный канал.

 

Песня «Наставления о едином вкусе»

Начитывать мантры,

Петь бхаджаны,

Нести мирскую чепуху,

Проповедовать Дхарму,

Восхвалять ее или хулить,

Просто лепетать,

Подобно безумцу,

Говорить правду или лгать,

Все равно для настоящего

Мастера-авадхуты,

В самадхи узнавшего свой Ум –

Чистое пространство недеяния,

Любые слова будут

Чистой игрой, подобной

 Священным молитвам и

Мантрам,

 А потому, не обращая внимания

На слова, ищи их источник!

А затем,

Если необходимо, проявляй

 Чистую речь, помогая

 Другим в Дхарме.

Делать простирания,

 Выполнять ритуалы,

 Заниматься обычными делами

Или совершать

Непристойные жесты

 И слоняться где попало все равно

 Для истинного Мастера,

Созерцающего Великий Ум,

 Любое действие всегда

Будет игрой,

 Спонтанной, чистой и священной,

 Подобно ритуальному танцу

 Божества,

 А потому, не обращая внимания

На внешнее поведение и

 Действия,

Утвердись в их источнике,

 Великом пространстве

 Недеяния,

 А затем, если нужно,

 Веди себя праведно

 Ради других.

 Размышлять над теориями Дхармы,

Вызывать добродетельные

 Чувства,

 Взращивать священные мысли,

 Заниматься аналитической

Медитацией

И визуализацией или не делать

Этого вообще, все равно

 Для истинного Мастера,

 Познавшего свой Ум-пространство,

 Того, кто играет всем этим,

 Ведь каждая мысль

 Видится неотделимой от Великой

 Основы, ее украшением,

 Чистой священной игрой,

  А потому, не обращая внимания

 На теории и мысли,

 Ищи чистый Ум

 Вне мыслей и утвердись в нем,

 затем, если нужно,

 Используй священные

Мысли, чтобы наставлять других,

 И гневные, чтобы усмирять

 Духов-демонов,

 Чинящих препятствия.

  Ханжи – духовные овцы,

 Называющие себя

 Практикующими Дхарму,

Услышав эти наставления,

Будут дрожать от страха,

Пандиты, как обычно,

Будут строить новые теории,

Догматики с омраченным

 Разумом-трястись и

Цепляться за свои идеи,

 Подобные снам,

Но подлинные «львята» – духовные

Гении, истинно мудрые

Практики, будут рычать

От восторга и танцевать от счастья,

 Услышав такие наставления.

 Пока ты не открыл свой Великий Ум

 И живешь в обычном нечистом

Видении сансары,

 Восприми эти наставления

В качестве воззрения,

Но не поведения,

 Чтобы быть успешным

В практике Дхармы

И будь счастлив!

  

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*