ЛЕВ ТОЛСТОЙ-ГЛАВНЫЙ ИДЕОЛОГ ВЕГЕТАРИАНСТВА В РОССИИ (ДЕКАБРЬ’ 22)

 

Для большинства людей Лев Николаевич Толстой известен как классик мировой литературы, чьи книги переведены более чем на 100 языков, автор знаменитых романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», а также многочисленных повестей, очерков и драм. Но сейчас мы расскажем вам о Толстом как о философе и религиозном мыслителе, ставшим одной из самых главных фигур влияния в истории вегетарианства в России.

1

Кутежи, войны, скачки

Граф Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых. Но их любви он не получил: мать умерла, когда мальчику не было и двух лет, отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

В 15 лет Толстой поступил в Императорский Казанский университет на факультет восточной (арабско-турецкой) словесности, но из-за неуспеваемости перешел на юридический факультет, где его проблемы продолжились. Кутежи, пьянки, поездки в бордель в период обучения мешали успеваемости будущего писателя. В итоге он бросил учебу и отправился в имение, которое получил по наследству, – в Ясную Поляну.

Однако дом в Ясной Поляне молодой Лев Толстой сразу же проиграл в карты. Затем отправился в Москву и Петербург, там тоже проигрался и решил скрыться от долгов в армии – поехал на Кавказ к старшему брату Николаю, офицеру российских войск. На Кавказе Лев Толстой участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Там же он начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность», ставшую его литературным дебютом.

После начала Крымской войны Толстого по личной просьбе перевели в Севастополь, где писатель пережил оборону города и написал одно из первых произведений цикла «Севастопольские рассказы».

Оставив военную службу, Лев Николаевич приехал в Петербург уже довольно известным писателем и стал членом литературного кружка «Современник». Затем он отправился в путешествие по Европе, а, вернувшись в Ясную Поляну, занялся обустройством школ для крестьянских детей. Сложно поверить, но тот самый бывший любитель пьянок и азартных игр пишет «Азбуку» и сотни поучительных сказок для самых маленьких.

В мае 1962 года Толстой отправляется в Башкирию, чтобы лечиться от депрессии модным в то время методом кумысолечения. Там будущий вегетарианец питался бараниной, принимал солнечные ванны, пил кумыс и играл в шашки. Кроме того, позднее Толстой организовал свой конный завод, пытался вывести быструю и выносливую породу для кавалерии, а также устраивал и лично участвовал в скачках.
Также в 1862 году Толстой женится на 18-летней Софье Берс, которая была младше супруга на 16 лет. В последующем она родила ему 13 детей. В 1863-1869 гг. Толстой написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы сформировалось мировоззрение писателя, которое повлияло на российское общество в дальнейшем.

Вегетарианство Льва Толстого

 

В пятидесятилетнем возрасте Лев Толстой пришел к вегетарианству, благодаря своим философским и религиозным поискам. Поворотным моментом стало жестокое зрелище, свидетелем которого случайно оказался Толстой – на его глазах зарезали свинью. Эта ужасная картина так впечатлила писателя, что он решил отправиться на одну из тульских боен и еще острее пережить свои чувства, чтобы позже описать их. Там он увидел, как один мясник перерезал горло молодому быку, а другой начал снимать шкуру с еще живого существа. Из залитых кровью глаз быка катились крупные слезы.

Увиденное заставило Толстого переосмыслить христианскую заповедь «Не убий». Писатель осознал, что нравственный человек не может употреблять мясо животных, так как косвенно становится причастным к их убийству. Толстой полностью отказался от животной пищи и перешел на «безубойное» питание. Уточним, что вегетарианством в России XIX века называли строгую растительную диету, исключающую мясо, рыбу, яйца, молоко и т.д. (то есть в современном понимании рацион Толстого – веганский).

«Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом. Кроме того, за обедом я ем щи или картофельный суп, гречневую кашу или картофель, вареный или жареный на подсолнечном или горчичном масле, и компот из чернослива и яблок. Обед, который я съедаю вместе с семьей, может быть заменен, как я это пробовал делать, одной овсяной кашей, которая составляет мою основную пищу. Здоровье мое не только не пострадало, но значительно улучшилось с тех пор, как я отказался от молока, масла и яиц, а также сахара, чая и кофе», – писал Лев Толстой.

Дальнейшие 25 лет жизни Толстой посвятил распространению идей вегетарианства. Он активно способствовал развитию журнала «Вегетарианство», в котором публиковал свои статьи, приветствовал открытие вегетарианских столовых, гостиниц, входил в различные вегетарианские общества. Но главный его вклад в развитие этичного отношения к животным в России – это «Первая ступень».

«Первая ступень» и непротивление злу насилием

Эссе «Первая ступень» (1892), написанное Львом Толстым после посещения бойни, стало своеобразной «библией» вегетарианцев в России, а также нашло отклик за рубежом. Почему эссе так называется? Именно в отказе от животной пищи Толстой увидел «первую ступень» на пути нравственного и духовного совершенствования человека. Он считал, что можно стать духовно зрелой личностью, лишь прикладывая усилия к изменению себя, а сознательное воздержание от пищи животного происхождения будет признаком того, что стремление к нравственному самосовершенствованию серьёзно и искренне. Описывая ужас скотобойни, Толстой подчеркнул: «Мы не имеем права оправдываться незнанием. Мы не страусы, а значит не должны думать, что если мы чего-то не видим воочию, значит этого не происходит». Далее в своих религиозно-философских сочинениях Толстой развивает мысль о том, что смысл вегетарианства – в недопущении любого насилия. Он говорит, что в человеческом обществе насилие будет царить до тех пор, пока не прекратится насилие над животными, а поэтому вегетарианство – один из основных способов положить конец злу, творящемуся в мире.

«Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные», – пишет Толстой.

Кроме того, по мнению Толстого, духовное совершенствование возможно лишь при условии, что человек откажется от огромного количества различных прихотей, в частности от праздности и обжорства. В его дневнике есть запись о намерении написать книгу «Жраньё» о неумеренности во всем, в том числе в еде. Он считает неумеренность агрессией к природе и ко всему живому. Со временем Толстой сам отказывается от богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простую одежду, отдает семье все свое состояние и отказывается от прав литературной собственности.

Толстовство и популярность вегетарианства

Ознакомившись с трудами Толстого, к вегетарианству пришли такие известные личности, как один из величайших художников Илья Репин, живописец Николай Ге, а также Николай Лесков – писатель, который впервые в истории русской литературы изобразил вегетарианца в качестве главного героя (рассказ «Фигура»).

Благодаря Льву Николаевичу возникло толстовство – крупное общественное движение в дореволюционной и советской России. Оно появилось уже в 80-е годы XIX века как реакция на первые религиозно-философские сочинения писателя, в которых он изложил свои идеи непротивления злу насилием и нравственного самосовершенствования. Толстовцы образовывали земледельческие колонии, выпускали просветительскую литературу для народа, занимались сельским хозяйством.

В современном смысле толстовство – это субкультура того времени, так как у ее участников был набор правил и табу, связанных с этикой, религией, отношением к материальным благам и частной собственности. Большинство толстовцев были веганами, отказывались не только от мяса, но и от молока, яиц, кожи и т.д. Благодаря распространению идеи растительного питания, в России открывались десятки вегетарианских столовых и детских садов.

Толстовцы ставили во главу этичное отношение не только к животным, но и к людям, поэтому активно выступали против войн и любого насилия, отказывались служить в армии. Именно поэтому в СССР началось гонение на толстовцев за инакомыслие. Движение толстовцев-веганов просуществовало около 50 лет, но было погашено репрессиями. Многие были арестованы или высланы из страны.

Толстой и Махатма Ганди

Льва Толстого и Махатму Ганди объединяли вегетарианство и принцип ненасилия, который они сформулировали независимо друг от друга. И хотя мыслители не встречались лично ни разу, их переписка длилась несколько лет, до самой смерти Толстого в 1910 году.

В автобиографии Ганди говорил о трех современниках, которые больше всего на него повлияли, и одним из них был именно Лев Толстой со своей книгой «Царство божие внутри вас». Толстой же в одном из писем Ганди писал: «… ваша деятельность в Трансваале, как нам кажется на конце света, есть дело самое центральное, самое важное из всех дел, какие делаются теперь в мире, и участие в котором неизбежно примут не только народы христианского, но всякого мира».

Толстой в своих работах говорит, что главное в христианстве – это заповедь любви. В его произведениях часто цитируются слова из Нагорной проповеди: «Вам сказано, око за око, а я вам говорю, не противьтесь злу». По мнению Толстого, именно насилие мешает человеку жить по закону любви. Эту теорию он назвал «непротивление злу насилием».  Махатма Ганди, на другом конце света, борясь с расовой дискриминацией, также формулирует закон ненасилия. Он первым вводит в культуру слово «ахимса» («ненасилие, невреждение» на санскрите).

О сходстве идей говорит дружеская переписка. Например, Ганди называет себя «скромным последователем» Толстого, посылая ему свою книгу, переведенную с гуджарати, и просит о критике, которая будет ему «в высшей степени ценной».

В своем последнем письме Толстой отмечает: «Чем дольше я живу, и в особенности теперь, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать другим то, что я так особенно живо чувствую и что, по моему мнению, имеет огромную важность, а именно о том, что называется непротивлением, но, что в сущности есть не что иное, как учение любви, не извращенное ложными толкованиями».

Лев Толстой – один из главных приверженцев вегетарианства в России

Несмотря на то, что Лев Толстой перешел на безубойное питание лишь в 50 лет, благодаря его сочинениям и авторитету в России конца XIX – начала XX века произошел настоящий расцвет вегетарианства. Кроме того, сформировалось осмысление вегетарианства как этического выбора, а не диеты для здоровья. Можно по-разному относиться к литературному творчеству Толстого и его личности, но именно о нем вспоминают в первую очередь, когда говорят об истории российского вегетарианства.

Надежда Петрова

Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него.

— Лев Толстой

Лицемерие людей, не могущих убивать животных, но не отказывающихся от употребления их в пищу, велико и непростительно.

— Лев Толстой

Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало — чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам — и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь — не убивать живое!

— Лев Толстой
 

Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого что люди уверили в то, что животные предназначены Богом на пользование людям и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, что животное надо жалеть так же, как и человека, и все мы знаем это, если не заглушаем в себе совести.

— Лев Толстой

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*