ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (МАРТ’18)

            

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ  ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов 

 об авторе

 H1WGWXnHfE8

Бухмастов Антон Сергеевич (Амаранатха)

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере за 2017 год)

 

Уважаемый читатель!

Следующие две главы «Критерий успеха» и «Индивидуальный подход» передают Воззрение и не являются информационно ориентированными. Для правильного восприятия постарайтесь найти особые условия для их прочтения: создать атмосферу спокойствия и тишины, исключить отвлекающие и мешающие факторы, при необходимости вдумчиво перечитать текст, не относиться критично к представленным утверждениям.

 

Каждая глава заканчивается ключевым текстовым афоризмом (махавакья) открывающим новый Взгляд. После прочтения текста главы поразмышляйте о прочитанном еще раз, вспомните происходящие ситуации с ребенком и соответствующие им наставления из текста.

 

Завершите чтение главы аналитической медитацией (размышлением) с визуализацией на образ, который спонтанно зарождается в вашем Уме при размышлении над ключевым изречением махавакьей.

 

В возникающих в дальнейшем ситуациях с ребенком, вернитесь к умиротворяющему состоянию, которое Вы испытали в размышлении над ключевым изречением. Интерпретируйте это состояние для себя, как естественное, верное и разрешающее все вопросы.

 

КРИТЕРИЙ УСПЕХА

SAMBANDHAABHIDEIYAPRAYOJINA

«Убедительная речь, потоки слов,

искусство доказывать теоремы

и ученость ученых – все это

доставляет радость, но

далеко еще не дает свободы».

Вивека Чудамани

Те состояния, к которым мы приучаем ребенка сегодня – постепенно перейдут в его привычку, необходимость и желание переживать их снова в будущем времени. Зачастую, с точки зрения родителей, критерием правильного развития и воспитания ребенка является способность ребенка осваивать поставленные задачи его же родителями. То есть, взрослый человек, сначала опираясь на свой или чужой опыт, внезапно решает, что его ребенок должен «что-то» делать и «как-то» себя вести и потом тщательно отслеживает «успеваемость» ребенка в придуманной деятельности самим взрослым. При этом происходит подмена восприятия состояний самого ребенка, от его поверхностной рефлексии на поставленные задачи. То есть, отслеживание «качества» перекрывает состояние самого ребенка.

Таким образом, оценки в школе, умение читать стихотворения, артистичность или хорошая память, мнения родственников или посторонних людей – все это не является критерием успеха воспитательной деятельности и критерием верного направления развития. Так же, критерием определяющим «автоматический» успех воспитания, не является наличие в семье какой-либо духовной, религиозной традиции или обучение ребенка по особенной, инновационной методике образования.

Единственным верным критерием правильного пути родителей – является внутреннее состояние ребенка, которое по внешним признакам мы можем определять как счастливое, жизнерадостное, безстрашное, не закомплексованное, не «зажатое» и не эгоцентрированное (когда ребенок легко делится и служит). Обычно такой ребенок ясно понимает, чего он хочет здесь и сейчас (даже без осознавания перспективы), и понимает, хочет он участия в конкретной ситуации или не хочет, а также не стесняется говорить «да» или «нет» в соответствии со своим внутренним решением.

Сказанное вовсе не означает, что родители должны потакать сиюминутным «капризам» ребенка и «эмоциональным вспышкам». Некорректные методы воспитания и образования сразу дают о себе знать, и проявляются в негативных, постоянных, выраженных эффектах, которые могут проявляться на уровне неадекватного поведения (обман, хитрость, притворство, агрессия), на уровне психических реакций (страх, зажатость, скованность, запуганность, истеричность, плаксивость) и на уровне психосоматики (безпричинные заболевания, аллергии неустановленного патогенеза, приобретенные нарушения гармонии физической конституции и отсутствие желания изменять врожденные недостатки, физические боли, постоянный голод, жажда или нежелание принимать пищу с ухудшением состояния и т.д.). Если вышеперечисленное имеет тенденцию постоянно проявляться – это явный повод для родителей задуматься о действенности и адекватности своих воспитательных методик.

Качество сегодняшнего воспитания ребенка невозможно оценить в ближайшее время – оно будет проявлено только в его самостоятельной, взрослой жизни. Однако правильность подобранных методов взаимодействия родителей и ребенка необходимо оценивать здесь и сейчас по физическому, устойчивому эмоциональному и психосоматическому состоянию ребенка.

Самое глубокое заблуждение родителей – искать оправдания негативным состояниям ребенка вне самих себя и для решения «трудных» ситуаций, начинать придумывать новые ситуации, а так же игнорировать состояние, и устные обращения ребенка по поводу каждой конкретной ситуации.

 

Итак, для того, чтобы не путать цели воспитания, задачи и методы, Йогическая практика рекомендует ясно различать три точки пребывания живого существа:

-Основа (Sambandha) – это совокупность всех факторов, в которых мы пребываем сейчас (физических, психических, умственных, пространственных, ситуативных и т.д.)

-Путь (Abhideiya) – это совокупность методов и всех изменений этих факторов, через которые нам придется пройти в процессе внутреннего роста.

-и Плод (Prayojina) – это финальное достижение определяющие методы Пути, то «место-время-обстоятельства» в которых нам бы хотелось оказаться.

Воспитание – это Путь, и в относительном уровне он соответствует нашим повседневным:

– Воззрению (Jnana) – ценностным жизненным принципам – для чего мы живем, что для нас имеет ценность, каковы наши итоговые идеалы; Наше Воззрение всегда ориентировано на Плод – цель нашего пути.

-Практике (Upaya) – какие методы, инструменты мы используем, чтобы изменять свою жизнь в соответствии с нашим Воззрением; Практика всегда ориентирована на наше Воззрение (подходит/не подходит для нас); и

-Поведению (Kriya) – то есть, какой результат эти методы приносят уже сейчас, в повседневной жизни в отношениях с окружающими людьми и возникающими ситуациями. Поведение всегда проверяет насколько правильно мы Мыслим и Действуем, чтобы прийти к Цели (получить Плод).

ॐ) Действенная родительская философия – это всегда Воззрение, которое через Методы изменяет Поведение, и плоды этих изменений являются ощутимыми здесь и сейчас.

Взаимодействуя с ребенком, мы не имеем права откладывать положительный результат нашего воздействия на ребенка на неопределенный срок, или как это говорится «когда вырастет», хотя мы и не можем полностью оценить качество усвоенного им материала. То есть прямо сейчас – мы не можем обрести Плод, но в наших силах корректировать Путь. Родителям необходимо быть внимательными, постоянно сверять соответствие своих жизненных ценностей и интересов с используемыми методами для их достижения и повседневным состоянием ребенка.

Если наше Воззрение является адекватным внутренним потребностям ребенка, и его потребностям к росту и взрослению – то такое Воззрение автоматически дает применимые и понятные Методы (практику) построения отношений, что, в конечном счете, на уровне Поведения – в повседневных ситуациях проявляется в виде всех положительных перечисленных выше проявлениях ребенка.

Практикующим родителям необходимо понять и запомнить эту простую формулу, которая надежно проверяет «сама себя»:

ॐ) Воззрение>Практика>>Поведение<Практика<<Воззрение.

-родители считают, что их ценностное мировоззрение адекватно природным потребностям ребенка>

-к достижению гармонии отношений родители используют определенные методы воспитания, которые допускает их мировоззрение>>

-родители видят, что на практике и повседневно эти методы работают и решают поставленные задачи<

-ребенок повседневно проявляет положительные состояния, подвергаясь методике воспитания родителей<<

-то, как ведет себя ребенок и при этом сохраняет положительное состояние, соответствует заявленным ценностям мировоззрения родителей.

Если же какой-то пункт схемы «дает сбой», то решение проблемы необходимо искать в предшествующем уровне. Если ребенок несчастлив – ошибка в методе, если другой метод не применим – значит, ошибка в мировоззрении родителей.

Наиболее распространенный случай ошибочного понимания родителей: это когда путают Цели и Методы, а также Воззрение и Поведение. Например, учеба в школе и ее качественное подтверждение – это всего лишь метод, а не цель. Однако в современном обществе устойчиво держится идея обучения «для хороших оценок».

Или другой пример: на уровне Воззрения, мы считаем, что наш ребенок очень гуманный и терпеливый, но на уровне поведения оказывается, что ребенок всего лишь запуган и боится давать сдачи, и вследствие этого, является мальчиком для битья в своем классе. Таким образом, Воззрение о гуманности не является проверенным на практике, а всего лишь оправданием родительского непонимания, и нежелания искать практический выход из ситуации или действительно менять свое неадекватное мировоззрение (например, отдать ребенка в секцию бокса, чтоб он научился себя защищать).

Еще один наглядный пример ошибочных Методов, при правильном Воззрении:

На уровне Воззрения родители хотят, чтобы их ребенок (мальчик) вырос сильным и мужественным мужчиной. Однако испытывая родительскую привязанность, постоянно опекают мальчика, пытаются оградить его от трудностей. В данном случае, родители, находясь в неведении относительно того, что мальчик превращается в мужчину, только преодолевая трудности, допускают ошибки в Практических приемах воспитания. Это проявляется на уровне Поведения в том, что мальчик становится инфантильным, боязливым и неуверенным. Таким образом, правильному Воззрению родителей не соответствует набор их Методов, и в относительном мире, в ситуациях поведения они не достигают желаемого результата, не говоря уже о более отдаленной перспективе (достижении Плода).

То же самое и с воспитанием женственности и мягкости в девочке. Детские занятия, развивающие интеллект, повышающие уровень аналитического, рационального мышления в действительности развивают мужской принцип Ума. Если родители ограничатся таким набором образовательных методик для своей дочери, это приведет к ошибке ролевой самоидентификации ребенка в его взрослой жизни. В данном случае, родители допускают ошибку на уровне Воззрения, подбирая к нему в принципе правильные Методы, и получают неожиданные и нежелательные последствия на уровне Поведения.

 

На воспитательном поприще, в наилучшем положении оказывается тот родитель, который не делает воспитание самоцелью своей жизни. То есть, мудрый и

ॐ) осознанный в созерцательной практике родитель не живет для своих детей, и не живет для того, чтобы воспитывать своих детей.

Построение гармоничных отношений с детьми в данном случае является всего лишь методом к преобразованию уже сложившейся родительской кармы (Prarabdha). Это подобно тому, как человек, севший в поезд, вынужден выстраивать правильный диалог с персоналом железной дороги, но это общение, в сущности, не является целью самой поездки.

Идея «жить для ребенка», «посвятить себя детям» в ведической традиции жизненных ценностей (Purusaartha) соответствует низкому уровню духовной осознанности (Kama). В глубине своей, такой подход основан на ложной привязанности родителя и желании наслаждаться собственным самовыражением через своего же ребенка.

 

Подведем краткий итог по критериям успеха воспитательных методов:

1.Методы построения отношений и воспитательные приемы родителей не противоречат их же Воззрению.

2.На уровне Поведения здесь и сейчас, родители достигают взаимопонимания с ребенком.

3.Состояние ребенка жизнерадостное и положительное.

4.Родители имеют более высокую жизненную цель чем «посвятить жизнь детям».

5.Родители привлекают в свое поле отношений и воспитательной практики других детей (не своих родных). То есть, их методы построения отношений проверяются на других, не привязанных к ним семейной кармой детях.

6.Родители в состоянии дистанцироваться от привязанности к своим детям. Это проявляется в опыте «взгляда на своих детей, как на чужих, и на чужих детей, как на своих».

 

МАХАВАКЬЯ ОБРАЗ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ:

…в любой ситуации связанной с ребенком… ДЛЯ ЧЕГО Я ЭТО ДЕЛАЮ?..

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*