РЕЛИГИИ ТИБЕТА (АПРЕЛЬ ’18)

Религии Тибета

 Автор: Алексей Перчуков

Буддизм

Буддизм – одна из древнейших мировых религий. Своё религиозно-философское учение сами буддисты называют «дхарма», или «наука о сознании». Основателем буддизма считается Сиддхáртха Гаутáма, или Будда Шáкьямуни. Его биография и наставления, в том числе и сутры (афоризмы Будды, своды его высказываний и диалогов с учениками), изложены в главном буддистском каноне «Трипи́така» («Три корзины»).

В результате длительных аскетических практик и медитаций Будда достиг состояния нирваны, или Просветления (Пробуждения), в котором ему открылись «Четыре благородные истины» («чатвáри арьясатья́ни»): есть страдание («ду́ккха»); причиной страдания являются наши желания; во время нирваны страдание прекращается; достигнуть нирваны можно с
помощью (Благородного) Восьмеричного, или Срединного, пути («áрья аштáнга мáрга»).
Буддисты не признают существование души; вместо этого они говорят о бесконечно протяжённом сознании, которое может перерождаться (совершать реинкарнацию) в одном из шести миров нашего бытия: ада, áсуров (демонов), прéтов (или голодных духов; своеобразное чистилище), животных, людей и богов.

Каждый из миров олицетворяет отрицательные качества, обычно противопоставляемые Просветлению-нирване: мир ада — злоба, ненависть; мир асуров – ревность, зависть, властолюбие; мир претов – страстные, практически неудовлетворимые желания; мир
животных – невежество, полное погружение в удовлетворение насущных жизненных потребностей; мир людей – эмоции, сомнения, желания; мир богов – скука, пресыщенность, страх.

На выбор внешней оболочки сознания и на его дальнейшее существование в этой и в последующих оболочках влияют осознанные действия индивида – карма. Она состоит из двух частей: действий в прошлом, на которые уже невозможно повлиять, и действий в настоящем, которые зависят от реше ний, принятых в данный моментвремени. Сама жизнь со всеми её горестями и радостями, страданиями и наслаждениями – это вечные блуждания сознаний по шести мирам под воздействием карм (сансáра). Сансару буддисты изображают в виде круга (мáндалы) – Бхавачáкры, – воплощающем «порочный круг» 12-членной формулы бытия страдания: от рождения до смерти и последующей реинкарнации.

Реинкарнация сознания в мире людей наиболее предпочтительна: ведь только человеку доступны полный анализ своего существования и принятие осознанного решения о выходе из вечного круга страданий и достижении состояния нирваны, характеризующимся свободой от всех желаний, привязанностей и страданий. Человек приходит к нирване, следуя правилам (Благородного) Восьмеричного, или Срединного, пути. Срединным он называется потому, что находится между следованием мирским удовольствиям и самоистязанием.

Восьмеричный путь направлен на развитие мудрости (правильные воззрения, намерения), нравственности (правильные речь, поведение, образ жизни) и духовной дисциплины (правильные усилия, осознания, сосредоточения). На каждом этапе пути важны все его составляющие и прежде всего строгое соблюдение пяти основных заповедей буддизма: отказ от причинения вреда любым живым существам (в том числе убийства); отказ от воровства чужого имущества; отказ от прелюбодеяния; отказ от лжи и обмана; отказ от употребления алкогольных напитков или наркотиков. Основным средством для достижения нирваны являются коллективные или индивидуальные медитации (ретриты). Как правило, буддисты, становящиеся монахами, дают обет безбрачия. В настоящее время в 1800 буддистских монастырях (гомпа) в Тибете насчитывается около 50 тыс. монахов.

Школы тибетского буддизма

Основные школы буддизма в Тибете не являются церковными организациями в привычном для нас понимании. Главные различия между ними в большинстве случаев заключаются в следовании различным линиям передачи сакральных знаний, а также в терминологии, точнее, в смыслах основных понятий буддизма, но сами эти знания практически идентичны. Географические и экономические особенности региона – обширная территория, труднодоступность его отдельных районов, слабые связи между местными кланами ввиду отсутствия хороших путей сообщения – не могли не сказаться и на религиозной жизни. Даже в официально принадлежащих к одной школе монастырях есть свои особенности культа, которые сохраняются веками и в результате приводят к созданию очередной местной традиции. Как правило, практически в каждом монастыре есть особый традиционный свод комментариев к священным книгам, что позволяет устраивать многочасовые диспуты между монахами – представителями различных школ. К тому же, имеет место и значительное взаимное влияние традиций школ друг на друга. Для четырёх школ тибетского буддизма, а также для исконной тибетской религии бон важнейшим фактором явля ется система ту́лку – так называемых лам-перерожденцев. Эти ламы почитаются всеми как великие практики, одной из главных способностей которых является умение управлять своей реинкарнацией.

Умирая, такой лама совершает особый процесс медитации. Спустя определённое время после смерти ламы его ученики с помощью особых процедур и средств находят нового ламу – перерождение скончавшегося учителя – среди маленьких детей.

Школа Ньингма

Старейшая из четырёх тибетских буддистских школ. Название переводится как «Школа старых переводов» (другие три школы считаются «школами новых переводов», так как они появились в результате активной деятельности знаменитого буддистского проповедника, мыслителя и переводчика Ати́ши Дипанкáры Шриджня́ны, 982–1054). История развития школы
Ньингма во многом совпадает с историей тибетской религии бон. Главной линией в Ньингме является Дзогчен («великое совершенство»). Последователи этой традиции утверждают: природа («естественное состояние») бытия, в том числе и человек, уже совершенны сами по себе. Задача адептов Ньингмы заключается как в переходе из состояния нашего обычного мирского эгоцентризма в идеальное естественное состояние, так и в полном слиянии сознания человека с окружающим его миром. Считается, что методы по достижению Просветления школы Ньингма хорошо подходят тем,чьими главными недостатками являются гордыня и гневливость.
Учение Дзогчен пользуется большой популярностью во всём мире. Главными монастырями Ньингмы являются расположенные как в центральном Тибете Дордже Драк (Dorje Drak), Миндроллинг (Mindrolling), так и в провинции Сычуань Дзогчен, Шечен (Zhe-chen), Катог (Katog) и Палъюл (Dpal-yul).

Одной из линий Ньингмы стала школа Чод («Отсечение»), возникшая в XI–XII вв. и сразу же разбившаяся на мужскую и женскую традиции. Приверженцы Чод, а чаще всего ими были путешествующие нищие йоги и йогини, на пути к Просветлению должны отсечь от себя все чувства и привязанности путем выполнения специальных ночных ритуалов в уединённых местах – в пещерах, на горных вершинах, но прежде всего на кладбищах.

Школа Кагью

Ведёт своё начало с XI в. Название переводится как «Передача учения 6(Будды)». Ученик великого йогина и выдающегося учителя буддизма Наропы (1016–1100) тибетец Марпа (1012–1096) несколько раз ходил через перевалы Гималаев в Индию, чтобы совершенствовать тантрические познания, а затем передать этот бесценный опыт своим соотечественникам.
Главным учеником Марпы стал Миларепа (1040–1123), великий йогин и поэт. Этих трёх основателей школы Кагью называют «Золотой гирляндой».

Все ученики Марпы делились на три группы: комментаторы текстов, йогины, аскеты.

Самыми почитаемыми учениками Миларепы считаются Танпа (1084– 1161) и Гампопа (1079–1153). Именно последнему удалось обобщить знания, полученные от своих учителей, и заложить основы школы Кагью в том виде, в каком они сохранились до настоящего времени.
С течением времени в этой школе устных преданий возникали, развивались и затухали многочисленные традиции, носившие название монастырей, где проживали их последователи. Таковы подшколы Дрикунг, Таклунг, Дугпа.

Одной из основных и сегодня остаётся традиция карма(па), созданная учеником Гампопы Дусум Кхьенпой (1110–1193), основателем монастыря Цурпу (Tsurpu), достигшим Просветления в 50 лет. Кармапой называют проявление Авалокитешвары, и такой титул носят ламы-тулку данной традиции. Первым кармапой стал Кхьенпа, вторым – Карма Пакши (1204– 1283), признанный первым тулку (ламой-перерожденцем) в истории тибетского буддизма. Позже традиция кармапа раскололась ещё на две, монашествующие последователи которых враждуют между собой. Их можно отличить по красным и чёрным шапочкам. Всего же в Кагью насчитывают 4 больших и 8 малых подшкол, которые в свою очередь делятся на более мелкие линии. Последователи подшколы Дугпа в XVI в. возглавили сосед нее с Тибетом государство Бутан. И по сей день около 70 % бутанцев являются приверженцами Кагью.

В сер. XI в. в результате проповеднической и переводческой деятельности мыслителя Ати́ши возникла школа Кадам(па), или Кагью Кадам. Передача знаний в ней происходила в форме устных наставлений учителей своим ученикам. Главным учеником Ати́ши был Дромтон Гьялвэ Чжуннэ (1003–1063). В XI–XII вв. основными последователями Кадампы являлись Потопа Ринченсэлом, Лода Тагпа и Пучунва Шонну Гьялцэн. Все они стали основателями монастырей Кадампы. Считается, что методы по достижению Просветления школы Кагью хорошо подходят тем, чьими главными недостатками являются чрезмерные желания и сильные привязанности к мирскому.

Главными монастырями Кагью являются: Цурпу (Tsurpu, к западу от Лхасы), Дригунг Тил (Drigung Til, к востоку от Лхасы) и Друг Санг-Нгаг Чо-линг (Drug-sang-ngag-choling, Индия).

Школа Сакья

Возникла в XI–XII вв. в Южном Тибете, где в то время был основан одноимённый монастырь. Название переводится как «серая (светлая) земля». Эту территорию контролировал могущественный клан Кхон, имевший, по легендам, божественное происхождение  сыгравший впоследствии важную роль в объединении Тибета в единое теократическое государство. На
протяжении последующих столетий среди представителей клана были не только видные политические деятели, но и выдающиеся учёные и знатоки буддистской философии.
Политическому могуществу школы Сакья в Тибете в XIII–XIV вв. способствовали тесные связи представителей этой школы с могущественным тогда государством монголов. Именно их пригласили монгольские ханы для проповедей среди народа. Основой воззрений последователей школы Сакья стало учение индийского махасиддхи Вирупы (IX в.), нашедшее наиболее полное воплощение в Ландрэ («Путь и его результат»), одной из главных линий этой школы.

Её адепты утверждают, что в уме человека сансара и нирвана нераздельны. Когда ум омрачён, человек находится в круговороте сансары. Достичь Просветления, т. е. перейти из одного состояния ума в другое, можно с помощью медитаций и йогических практик.
Считается, что методы по достижению Просветления школы Сакья универсальны и подходят для людей с самыми различными пороками.

Главными монастырями школы Сакья являются: Сакья (Sakya, к западу от Шигадзе (Shigadze); здесь сохранилось одно из самых больших собраний тибетских текстов) и Налендра (Nalendra; к северу от Лхасы; основан в 1435 г. ламой Ронгтонгпа). Также можно отметить монастырь Нгор (Ngor, к западу от Шигадзе), центр одноимённой подшколы, выделившейся в XV в.
Всего же сегодня существует три главные подшколы школы Сакья: Нгор, Цар и собственно Сакья. Последователи школы носят красные шапочки.

Одной из традиций школы Сакья является Бу(па), или Шáлу, названная так по имени монастыря юго-восточнее Шигадзе. Монастырь Шалу (Shalu) был основан в 1040 г. В XIV в. настоятелем здесь был Будон Ринчен Друб (1290–1364), выдающийся буддистский историк, учёный и йогин. Современные исследователи высоко ценят его «Историю буддизма в Индии и Тибете». Он составил обширные комментарии к Трипи́таке – каноническим письменным текстам раннего буддизма. Различия между современными школами Сакья и традицией Шалу незначительны.

Школа Гелуг

Возникла в XIV–XV вв. Название переводится как «Традиция добродетели». Часто её называют «школой жёлтых шапок», так как монахи этого направления тибетского буддизма с незапамятных времён носят головные уборы жёлтого цвета. Все буддистские храмы и монастыри в России (Тыва, Бурятия, Калмыкия) принадлежат к этой школе. Далай-лама, духовный руководитель Тибета, традиционно является представителем школы Гелуг. Основатель школы Гелуг – очень почитаемый в Тибете как воплощение бодхисаттвы Манджушри лама Лобзанг Трагпа Цонкапа (1357–1419). Тибетцы называют его Чжэ Ринпоче («досточтимый и драгоценный»). По легенде, в одной из своих предыдущих жизней Цонкапа был знаком с Буддой.
Одним из главных итогов его активной работы по возрождению традиций буддизма в Тибете стал многотомный труд «Ламрим Ченмо» («Ступени Пути»). Кроме того, Цонкапа учредил Большой молитвенный фестиваль Монлам Ченмо (празднование отменено с 1987 г.). Приверженцами новой школы стали бывшие адепты школы Кадам, появившейся в результате проповеднической и переводческой деятельности мыслителя Атиш́ и в X–XI вв.

Первым Далай-ламой считается прижизненный ученик Цонкапы Гендун Друб (1391–1474). С нач. XVII в. в школе Гелуг стали выбирать тулку панчен-ламу («великий учёный»), второго в иерархии школы служителя культа после Далай-ламы. Главой школы является ганден-трипа. Священные знания он получает путём обучения, а не реинкарнации. Считается, что методы по достижению Просветления школы Гелуг великолепно подходят для людей, находящихся в неведении. Действительно, вшколе разработаны многолетние образовательные программы, а также система учёных степеней учителей.

При монастырях школы действуют многочисленные колледжи, известные во всём мире.
Главные монастыри школы Гелуг расположены неподалёку от Лхасы.

Это: Ганден (Ganden), Дре-пунг (Drepung) и Сера (Sera), а такжев Шигадзе (Shigadze) – Ташил(х)унпо(Tashilhunpo).Ещё два важных монастыря школы (Кумбум (Kumbum) и Лабранг (Labrang) расположены соответственно в провинциях Цинхай Монах школы Гелуг (Cinhai) и Ганьсу (Gansu).

Движение Риме

Возникло в XIX в. в восточном Тибете в качестве попытки объединить школы Ньингма, Сакья и Кагью в ответ на идеологическую экспансию школы Гелуг. Название переводится как «Несектантское». Проповедники идей движения Риме не ставили своей задачей разработку нового учения,а выступали за равноправие всех традиций, а также религии бон; они занимались изданием трудов выдающихся мыслителей различных школ.В XX в. благодаря поддержке Далай-лам и других духовных лидеров Тибета обмен духовными практиками между представителями различных школ и традиций стал общепринятой нормой. В России действует Центр движения Риме.

Тибетская религия бон

Бон в переводе на русский язык обозначает «ритуал», «ритуальное речевое действие». В настоящее время в Тибете сторонники бон составляют религиозное меньшинство. Всего действуют свыше 200 бонских монастырей.

Последователи этого вероучения компактно проживают в восточном, а также в центральном Тибете – к северу и западу от Лхасы.

Различают три типа традиции бон: старый (ранний) бон, юнгдрунг и новый (реформированный). Ранний бон (до VIII–IX вв.) был племенным анимистическим культом, главным лицом которого являлся шаман.

В основе религиозной практики лежали шамаистические и зороастрийские традиции, заимствованные в древнейшие времена у племён Средней и Центральной Азии (современные Таджикистан и Иран). По всей видимости существовали различные школы или течения бон, поскольку каждый тибетский клан поклонялся своим местным божествам и ду́хам. Однако общей оставалась главная роль шаманов-целителей, которые сначала с помощью ритмичного пения, танца, битья в барабан входили в состояние транса, а затем совершали специальные ритуалы призвания добрых богов Йе или изгнания злых духов Нгам. Шаманским практикам обучали в специальных школах. Центром древней традиции бон было западнотибетское царство Шангшунг, вошедшее в VII в. в состав Тибетского централизованного государства.

Традиции шаманских ритуалов сохранились в Тибете и по сей день под названием «Причинные пути бон», причём они распространены не только среди приверженцев исконной религии, но и среди местных жителей – буддистов.

Активное проникновение буддизма в Тибет заставило последователей бон в XI в. кардинально изменить своё учение. Так возник юнгдрунг («вечный бон»). Реформаторы переняли у буддистов идеи кармы, реинкарнаций и медитаций, учредили институт монашества, стали строить монастыри. Они провозгласили свою религию древнейшей на Тибете, а её основателем и главным носителем сакральных знаний стали считать полулегендарную личность – принца Шенраба Миво, правившего, как утверждается, 16–18 тыс. лет назад, задолго до возникновения буддизма, в стране Олмо Лунгринг в районе Шангшунг (Западный Тибет).

Шенраб Миво имеет титул Тонпа – «учитель»; последователи бон поклоняются ему так же, как буддисты – Будде. Утверждается, что он разработал основные шаманские ритуалы вызова богов и изгнания злых духов, а также написал ряд древнейших священных текстов, переведённых на тибетский язык и дошедших до наших дней.

Согласно бонской традиции, притеснения буддистов, особенно усилившиеся при правителях Тибета Трисонг Децэне и Сонгцэн Гампо, вынудили служителей бон (бонпо) спрятать часть священных книг в тайниках. В X–XI вв. эти тайники были обнаружены. Найденные в них манускрипты получили название «терма» («скрытое сокровище»). Первым бонпо, сделавшим такую находку, стал Тертон Шенчен Луга (996–1035; «тертон» – «нашедший сокровище», «чен» – «великий») из тибетского клана Шен («шен» – «священник»).

Именно он почитается современными бонпо и верующими как основатель традиции юнгдрунг. Среди обнаруженных им текстов выделяются «Габпа» («тайный»), содержащий описание медитативной практики Дзогчен («великое совершенство»), «Дзопуг» («сокровеннейшее сокровище») с изложением космологических и метафизических основ учения бон и «Трово Вангчен» (ритуально-медитативные практики).

У Шенчен Луги было множество учеников, позже проповедовавших юнгдрунг в разных уголках Тибета и за его пределами. Особенно прославились на этом поприще представители тибетских кланов Шу, Дру, Па и Меу («друшу памеу»), а также самого клана Шен. Вплоть до сегодняшнего дня члены этих кланов в исповедовании бон придерживаются тех особых традиций, которые были установлены их предками. Возникновение нового, реформированного бона («бон сарма») относят к XIV в. В настоящее время его центром является восточный Тибет.

Традиции учения бон сарма практически идентичны традициям Ньингма, старейшей школы тибетского буддизма. Приверженцы бон сарма утверждают, что эта разновидность бон появилась ещё в VIII в., а её главными проповедниками стали «трое бессмертных» («чимей ябсесум»: легендарные бонпо Дренпа Намка и два его сына-близнеца Юнгдрунг Тонгдрол (или Падмасамбхава), основатель школы Ньингма, и Цеванг Рингдзин. Особенно почитается адептами бон сарма бонпо Тертон Сангье Лингпа (1705–1735; обнаружил древние манускрипты бон) и два его ученика – Кундрол Драгпа и Сангаг Драгпа. В целом же учение бон сарма можно считать попыткой сделать религию бон внеклановой, «очищенной» от узколокальных традиций. Необходимо отметить, что для многих тибетских буддистов свойственно презрительное отношение к приверженцам религии бон.

Главными монастырями бон являются Менри (Menri, предгорья Гималаев, Индия) и Юнгдрунглинг (Yungdrungling, к западу от Лхасы).

Источник: http://kailash-explorer.com/2016/04/20/religii-tibeta/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*