ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (ОКТЯБРЬ ’17)

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ  ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов

 об авторе

 1LqhTIEORGI

Бухмастов Антон Сергеевич.

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере)

ИНСТРУМЕНТ УМА

ANTAHKARANA PANCHAKA

«Воистину ум подобен пространству;

он кажется направленным

во всех направлениях; он кажется

превосходящим всё; он кажется всем.

Но, в действительности,

ум не существует».

Авадхута Гита

                  Вопросы «в какую школу отдать ребенка?», или «какая обучающая методика будет максимально эффективной?» в действительности не являются вопросами первостепенной важности. Начать следует с того, чтобы понять, что именно будет развивать школа и обучающая методика в ребенке, а так же понять, насколько это обучение будет связано с постижением ребенком своей внутренней природы Ума, и насколько это будет способствовать достижению ребенком необусловленного счастья.

                  В противном случае мы получаем эффект эрудированного «мученика». Ребенок, посвятив десять или более лет получению школьного образования, выходит в жизнь очень осведомленным о внешнем мире, и очень неумелым в методах достижения внутреннего счастья.

                  Традиция практической Йоги дает профессиональное решение этого вопроса в виде постижения внутреннего инструмента Ума (Antahkarana vicara). Когда мы знаем, из чего состоит наш Ум и Ум ребенка, какие области сознания отвечают за переживания вневременного счастья, а какие области за повседневную ориентацию в относительном мире – только тогда мы можем быть достаточно объективны в выборе подходящих развивающих методик.

                  Итак, Antahkaranaвнутренний инструмент Ума. Это совокупность психических и ментальных аспектов восприятия нашего Ума. Антахкарана – это не отдельный «внутренний» орган. Скорее это совокупность психических феноменов различных слоев тонкого тела Ума, собранных в единый образ для доступности его понимания.

                  Первый элемент Антахкараны – это хранилище умственных тенденций, поверхностная и подсознательная память (Citta). С этим элементом напрямую связана функция Ума запоминать, помнить и извлекать из памяти, ранее запечатленные образы.

                  Второй элемент Антахкараны – это наш понятийный Ум (Manas). С этим элементом напрямую связана функция нашего Ума воспринимать реальность и проявляться, анализировать факты, сопоставлять образы памяти и повседневная рассудочная деятельность, то есть говорить, думать, действовать. В том числе, все условные и безусловные рефлексы. Понятийный Ум осуществляет восприятие посредством пяти органов чувств (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус) и проявляется посредством пяти органов действий (голос, руки, ноги, органы выделения и размножения). Таким образом, все чувства и органы восприятия связаны с деятельностью Ума. Функционирование Манаса опирается на дискретный тип логики – логики приятия/отвержения и на анализ ситуаций посредством интерпретации с парами противоположностей: боль-наслаждение, нравится-не нравится, хорошо-плохо, правильно-неправильно и т.д.

                  Третий элемент Антахкараны – ощущение себя как личности, или Эго (Ahamkara). Ощущение Эго дает нам ощущение разграничения своего тела и Ума от окружающего пространства. Чувство Эго приносит нам ощущения: это тело мое, эти вещи мои, эти поступки мои, этот дом мой, эти родители – мои родители, тот человек – не я, та одежда – не моя и т.д. Эго в сочетании с понятийным Умом также зарождает следующие идентификации: эти мысли мои, эти чувства мои, я переживаю эту боль, я переживаю этот восторг или радость и т.д.

Четвертый элемент Антахкараны – это интуитивный разум (Buddhi). С этим элементом связана способность слушать внутренний «голос совести». Буддхи – это интуитивный разум более высокого уровня, чем Манас. Воспринимать Буддхи – это значит жить «голосом сердца». Интуитивный Разум, в отличии от понятийного Ума не опирается на дискретную, двойственную логику. Опора Буддхи – в саттарка-логике. Саттарка-логика это вид более высокого интуитивного мышления, «прямое видение», при котором результат мыслительной операции не зависит от анализа и сопоставления его составляющих. Например, иногда мы не знаем, почему следует принять именно такое решение, то есть логически мы не можем его объяснить, но просто следуя внутреннему намерению, оказываемся правыми в необъяснимом выборе.

Пятый элемент Антахкараны – это непрерывный поток Осознавания (Caitania). Это наиболее сложный для понимания аспект Ума, функция которого заключается в непрерывном созерцательном свидетельствовании внутреннего пространства Ума. Если представить это «механически», то Осознавание проявляется через непрерывное памятование (PanchaKosaviveka): «я не это тело (Annamaya Kosa)»-«я не эта память (Citta)»-«я не этот Ум (Manas)»-«я не этот интуитивный Разум (Buddhi)»-«я не этот Эгоизм (Ahamkara)»-«Я есть только Свидетель (Saksin) всего происходящего бытия». Именно в пятом элементе Антахкараны заключено переживание вневременного, необусловленного Счастья.

Для лучшего запоминания обозначим функции и зависящие от них феномены Ума в виде пяти пальцев руки:

 

03

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*