ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (АПРЕЛЬ’17)

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ  ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов

 об авторе

zRX0-lr9G-c

Бухмастов Антон Сергеевич.

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере)

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

VĀRṆADHARMA

 

«В соответствии с тремя гунами 

   материальной природы

и деятельностью, связанной с ними,

Мною созданы четыре класса

человеческого общества»

Бхагават-гита.

Ранее мы говорили о социальном институте Varnaashrama, который раскрывал предназначение человека в соответствии с временным аспектом реализации – какие действия, в какой жизненный период лучше всего совершать, чтобы накапливать позитивные впечатления и не накапливать негативные впечатления Ума.

Varnadharma это дополнительный инструмент самоопределения, который раскрывает ситуативные способности и предрасположенности каждого ребенка. Varnadharmaэто четыре психических конституции, на активном взаимодействии которых, держится существование всего общества.

Чем лучше понимание этого аспекта в обществе, тем гармоничнее и счастливее его представители. Каждый из четырех Дхарма-типов выполняет определенную деятельность, в соответствии со своим интеллектом и внутренним пониманием счастья. Представителей каждого из Дхарма-типов, можно обозначить следующим характеризующим действием: люди ремесленного труда, люди торговли, люди управления, люди науки и знаний. Все четыре типа являются равными в правах и свободе осуществления своей социальной роли. Для гармоничного взаимодействия всех сословий не допускается лестница иерархии, при которой один психотип имеет социальные преимущества над другими.

С помощью четырех частной формулы Vārṇadharma можно описать все возможные отношения различных типов людей при объединении их в культурное сообщество. Во все времена людям необходимы предметы труда и быта, изготовлением которых занимаются ремесленники. Для процветания общества требуется перераспределять избыток материальных благ и финансовые или товарные потоки – и этим занимаются люди торговли. Для регулирования общественных и межгосударственных отношений необходимы люди управления. И для продвижения духовной науки и научно-технического прогресса необходимы люди знаний;

Vārṇadharma это принцип самоопределения по внутренним параметрам восприятия (AtmaDrstiVassana), а не по родословной ребенка. Поэтому предназначение не определяется внешним статусом и сословием семьи, в которой родился ребенок. Неправильное понимание этого вопроса породило жесткую кастовую систему древней и современной Индии, и полностью дискредитировало институт Vārṇadharma.

Предназначение (Дхарма) – это не статус, а жизненная идея, с которой приходит в жизнь каждый человек, и которая будет устойчива на протяжении всей жизни. Каждый человек способен переживать естественное состояние счастья в повседневной жизни, если будет следовать своему предназначению.

 Предназначение в ребенке нельзя сформировать. Предназначение можно увидеть, если родители будут внимательными, проявлять сочувствие, мудрость и наблюдательность. Именно искусственное, неграмотное давление на природу ребенка породило в нашем обществе феномен «торгующих учителей и необразованных торговцев». Это результат неумелого воспитания, когда «ценности определяют предназначение».  

 

В прежние времена существовал обряд определения психотипа ребенка. В раннем возрасте (обычно до 3х лет) перед ним раскладывали четыре предмета, каждый из которых являлся ассоциацией определенного рода деятельности: монеты символ торговли, молоток символ ремесла, книга – символ знаний, и меч – символ борьбы (управления). Считалось, что первый предмет, к которому тянулся и проявил интерес ребенок – определял его жизненное предназначение.

Однако такой способ «определения» может иметь большую неточность, особенно в наш век спутанных и смешанных социальных ролей, когда рождаются дети с кармическими препятствиями к реализации своей внутренней природы. К тому же сегодня практически полностью утрачены «инструкции» по проведению такого рода ритуалов.

 Практическая Йога предлагает наиболее совершенный и точный способ определения психотипа ребенка – это путь внимательности родителей (Vishudhimarga) и метод наблюдения (созерцание и аналитическая медитация на Дхарма-природу). Обращая внимание на поведение ребенка, его проявление в разных ситуациях, и утончая свое восприятие, можно сделать определенные и точные выводы о внутренней природе ребенка без дополнительных ритуалов и обрядов.

Рассмотрим обобщающую таблицу четырех типов предназначения (Дхарм). Акцентируем внимание на принципах правового социального равенства каждого психотипа и разместим все четыре Дхармы в одну строку таблицы:

ЛЮДИ

РЕМЕСЛА

ЛЮДИ

ТОРГОВЛИ

ЛЮДИ УПРАВЛЕНИЯ

ЛЮДИ

ЗНАНИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создают предметы труда перенаправляют материальные потоки регулируют отношения занимают-ся научной деятельностью
ПРЕОБЛАДА-ЮЩИЙ УМСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП (VĀSANĀ) желание взаимодействовать непосредственно с элементами природы
(проявляться через тело – желание работать руками)
желание совершенствовать окружающее пространство
(желание проявляться через пространство – создавать комфорт)
желание утверждать принципы справедливости
(желание проявляться через отношения – расставлять всех на «места»)
желание взаимодействовать с тонкой информационной природой
(желание проявляться через идеи – читать книги, разбираться в теориях)
ПРЕОБЛАДА-ЮЩИЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (CAKRA) муладхара (осн.)

свадхистана (доп.)

свадхистана (осн.)

манипура (доп.)

манипура (осн.)

вишудха (доп.)

вишдуха (осн.)

аджна (доп.)

АКТИВНЫЕ ЭЕЛЕМЕНТЫ

(TATTVA)

земля (осн.)

вода (доп.)

вода (осн.)

огонь (доп.)

огонь (осн.)

воздух (доп.)

воздух (осн.)

пространство (доп.)

РАЗРУШАЮЩАЯ

ДЛЯ ЛИЧНОСТИ

ТЕНДЕНЦИЯ (TAMAS GUNA)

потворство к чувственным удовольствиям (алкоголь, секс)

упрямство
(нежелание расширять кругозор)

жадность,

безпринципное стремление извлекать выгоду;

поиск личной пользы в отношениях

превышение полномочий,

покровительство криминальных принципов;

склонность к психическому насилию

вредные идеи и изобретения для живых существ;

склонность к ментальным непрактичным блужданиям

БЛАГОПРИЯТ-НАЯ

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

ТЕНДЕНЦИЯ (SATTVA GUNA)

практика сублимации энергии, самоконтроль,

физическая активность

благотворительная

спонсорская

деятельность,

физическая активность,

соблюдение диетического питания

деятельность для самоотдачи и служения;

оказание помощи в решении конфликтных ситуаций, защита слабых

следование принципам гуманности и человеколюбия, поиск высшей истины, изучение духовного знания
ХАРАКТЕ-РИЗУЮЩАЯ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ «золотые руки»
«моя хата скраю»
«хитрый лис»

«честный купец»

«скажет, как отрежет»,

«сказано -сделано»,
«кто с мечом придет – от меча и погибнет»

«всезнайка»

«семь пядей во лбу»

ФИЗИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ сильное физическое тело,

естественный аскетизм

 

мягкость физического тела,

врожденная энергичность,
желание комфорта и обустроенности

от рождения неразвитое физическое тело,

психический аскетизм, моральная стойкость

Обычно неразви-тое, или болезнен-ное физичес-кое тело,
плохая переноси-мость тяжелых природ-ных условий

С точки зрения духовной реализации – каждый психотип имеет равные возможности для достижения освобождения, но требует разный подход на пути методов и практик.

 С точки зрения отношений – наименьшее понимание достигается между «отдаленными» психотипами: ремесло-управление, ремесло-наука, торговля-наука. Перечисленные пары – это наименее удачное сочетание сотрудничества. Взаимное идейное неприятие для этих пар характерно на «внешнем» социальном и «внутреннем» семейном уровне отношений.

С точки зрения семейных отношений:

-сочетание в семейной паре двух «одинаковых» типов Дхармы будет усугублять разрушающую тенденцию обоих партнеров (например, муж-Дхарма торговли и жена-Дхарма торговли).

-сочетание в семейной паре двух «отдаленных» (см. выше) типов Дхармы будет усиливать тенденцию взаимного непонимания и означает наличие кармических препятствий для построения семейных отношений (например, муж-Дхарма торговли и жена-Дхарма знаний).

-сочетание в семейной паре двух «близких» типов Дхармы – ремесло-торговля, торговля-управление, управление-наука – будет способствовать развитию качеств каждого партнера. (например, муж-Дхарма управления и жена – Дхарма знаний) при условии обоюдного осознания Дхарма природы партнера.

С точки зрения гендерного воспитания – для мальчиков понимание своей природы используется напрямую и связанно с тем, какой способ социальной реализации и достижения материального благополучия выберет будущий мужчина. Для девочек понимание своей природы и умение различать мужской психотип используется косвенно. В основном для того, чтобы научиться понимать психотип партнера и понимать возможный уровень отношений с конкретным человеком как приемлемый или неприемлемый.

Все сказанное можно сформулировать в следующий афоризм:

ॐ) Мальчики следуют своему предназначению буквально – в социальной среде; девочки следуют Дхарме косвенно, внутри семейных отношений.

В исследовании Дхармы природы в основном преобладает «гендерный ключ» – более сложно определяется (или вообще скрыто) предназначение девочек. Природу мальчика распознавать гораздо легче и очевиднее.

С точки зрения материального благополучия – все четыре типа равнозначны, т.к. бывают богатые ремесленники и бедные торговцы. Благополучие и достаток – это более глубокий уровень кармы, чем психическая конституция.

С точки зрения воспитания – родителям следует внимательно наблюдать за тем, с какими «психическими» типами ребенок строит дружеские отношения. Часто дети неосознанно балансируют недостаток или «подавленность» своих внутренних тенденций. Классическая ситуация: ребенок интеллектуал начинает дружить с ребенком ремесленного типа – таким образом, интеллектуал балансирует «подавленность» своих нижних психических центров «внешним» способом, если в его семье преобладает нечистое видение, стыдливость и неприятие энергий нижних психических центров Муладхары и Свадхистаны.

С точки зрения социального роста, каждый тип Дхармы при успешной реализации будет стремиться к переходу в следующий тип Дхармы. Например: удачливый ремесленник откроет лавку своих товаров и начнет торговать; удачливый торговец начнет оказывать социальное покровительство и попытается попасть в правящее сословие; удачливый управленец начнет повышать уровень своих знаний и углублять самосознание; удачливый научный деятель замыкает круг и для собственного развития попытается овладеть прикладным ремесленным искусством;

Для практического усвоения материала приведем небольшой разбор взаимоотношений разных типов Дхарм на примере детской спортивной группы (любой вид спорта): дети ремесленной группы обладают хорошими физическими данными и концентрацией на деятельности своего тела, поэтому именно дети этой группы становятся чемпионами и профессиональными спортсменами. Обладают авторитетом в группе благодаря своим достижениям. Обычно мало интересуются информационной составляющей, мало читают книги (бывают исключения). Дети ремесленной Дхармы в спорте – это двигатель прогресса и спортивных достижений. Для таких детей победа и участие – это самоцель занятий.

Дети Дхармы торговли могут заниматься спортом для здоровья. Спортивная карьера для такого психотипа – очень маловероятна. Однако в будущем, именно такие люди открывают магазины спортивной одежды и спортивной тематики. То есть для человека торговли – Спорт, это не стиль жизни, а торговая марка. В группе такие дети могут обладать «материальным» авторитетом через благосостояние родителей, атрибуты, одежду.

Дети Дхармы управления могут становиться чемпионами при больших усилиях и работе над собой. Для таких детей – спорт, это полигон психических столкновений. Победа и участие – это не самоцель, а дело внутренних принципов. Обычно дети управления занимаются спортом неосознанно, для накопления психической силы. В последующем, такие люди возглавляют спортивные федерации, становятся руководителями направлений. В детской группе дети Дхармы Управления обладают авторитетом благодаря силе характера и поведения. Обычно это те дети, которые постоянно за кого-то заступаются и попадают в разные «опасные» ситуации. В социальном и семейном кругу таких детей выделяет повышенный эгоизм, так как для осуществления Дхармы управления необходима сильная психика и амбициозность. Родителям следует дать ребенку возможность правильно направить эгоизм через спортивную практику и самоотдачу и с пониманием относится к его проявлениям.

Дети Дхармы Знаний с самого начала занимаются спортом для здоровья или, если в направлении присутствует «интересная» идея, способная привлечь их внимание. Дети этой группы практически никогда не занимаются спортом профессионально. Спортивное «противостояние» и борьба может казаться им примитивной и непонятной идеей. Дети Знаний часто обладают неразвитым физическим телом, но интересуются информационной составляющей предмета. Во взрослой жизни такие люди пишут книги о боевых искусствах и спортивно-научную литературу. В детской группе дети Знаний могут не обладать авторитетом. Часто внутренний, мыслительный мир таких детей не стыкуется с реальностью или опережает происходящие события относительного плана, что не способствует взаимоотношениям с другими детьми. С другой стороны спорт для детей Знаний – это один из немногих способов качественного «заземления», при котором возникает необходимый для здоровья баланс нижних и высших психических центров.

 

Раскрытие предназначения ребенка – это важная часть этапа его становления как зрелой и успешной личности. От понимания своего предназначения зависят многие выборы будущей, взрослой жизни: выбор профильного образования, выбор места работы, выбор способа творческого самовыражения и социальной реализации, выбор партнера для создания семьи. Обобщенно, принцип Дхарма-природы, можно представить, как четыре типа приспособленности человека приносить пользу другим людям собственным мастерством (Shudra), щедростью (Vayshiy), характером (Kshatri) или интеллектом (Bramin).

В мире современных технологий родители могут проявлять творчество и создавать подходящие ситуации для наблюдения за проявлением природы и склонностей ребенка. Например, дети часто, верно и неосознанно ассоциируют собственную Дхарма-природу с каким либо персонажем мультфильма или кинофильма. Родительская наблюдательность в этом случае может принести хорошие результаты в процессе познания природы и склонностей ребенка к той или иной деятельности.

Дополнительным инструментом в исследовании Дхарма-природы ребенка, является изучение генеалогического древа семьи. Так как в основном дети копируют карму своих родственников через поколение – дхарма ребенка часто оказывается схожей с дхармой его бабушки или дедушки. «Яблоко от яблони недалеко падает» и это значит, что от союза двух ремесленных людей никогда не появляется ребенок управления или знания. В исследовании генеалогического древа необходимо понять сам принцип схожести Кармы ближайших родственников в одном или через одно поколениях.
Завершим исследование детского предназначения замечательным и практичным афоризмом:

) Родителям необходимо распознать природу ребенка; дать ему возможность развиваться в соответствии со своим предназначением.

Краткий итог раздела посвященного гендерному и психологическому аспекту воспитания ребенка:

-ребенок, это полноценный человек, и имеет одинаковое строение физического тела и тонкого тела Ума со взрослым человеком.

-родителям необходимо научиться воспринимать в ребенке в первую очередь Ум, ту основу, которая проявляется через тело.

-основная жизненная задача мальчика – постоянно работать над собой, с целью улучшения характера.

-основная жизненная задача девочки – сохранение благочестия.

-ошибка современности в гендерном аспекте воспитания – смешивание разных принципов воспитания для мальчиков и девочек

-вся современная система образования (сад-школа-вуз) построена на мужском принципе «достижения» и «оценки качества» результата.

-основная задача родителей в гендерном аспекте воспитания: позволять ребенку решать задачи мужского или женского типа соответственно.

-основная ошибка родителей в гендерном аспекте воспитания: давать ребенку задачи не соответствующие его мужской или женской природе.

-основа будущих семейных отношений детей – это прожитый сценарий отношений со своими родителями.

-взрослый человек и ребенок живет для счастья

-счастье не является объектом, – это состояние Сознания, переживание полноты бытия здесь и сейчас.

-счастье не может быть обусловленным, но способ достижения счастья может быть обусловлен восприятием Ума.

-все возникающие детские «желания» – это неосознанные реакции на движение внутренней энергии с целью достигать счастья.

-счастье ребенка и счастье взрослого – это одинаковые состояния, достигаемые разными способами.

-повседневное счастье взрослых – обусловлено деятельностью, счастье детей обусловлено естественным состоянием.

-психологическая задача родителей – превратить «присмотр» за ребенком в Созерцательную практику.

ети не играют в игре, а проживают реальность через игру

взросление наступает не усилиями извне, а является естественной природной тенденцией.

-ошибка родителей – это приучать детей к ложному отождествлению Счастья с захваченностью действиями.

-каждый ребенок – будущий взрослый, может быть счастливым, следуя своему предназначению.

-родителям следует быть внимательными и помочь ребенку раскрыть свое предназначение, Дхарма-природу.


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*