ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (ФЕВРАЛЬ’17)

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ  ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов

 об авторе

zRX0-lr9G-c

Бухмастов Антон Сергеевич.

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере)

МЕСТО

DEHA

«Джива* наслаждается плодами

Своих дел в этом мире…

От уз материи и через свою Карму дживы получают различные имена.

В этот мир они приходят снова и снова, чтобы испытывать последствия своей Кармы».


Шива Самхита

         Место – это то физическое тело (Deha) и тот Ум (Manas), в котором пребывает Сознание (Atman). Сознание человеческого ребенка живет в человеческом теле. И человеческое тело является местом пребывания человеческого Ума. И этот факт является определяющим в видовой деятельности человека.

Мы все знаем, но не часто задумываемся, что человек, его тело, в действительности не созданы для того чтобы быстро бегать (как лошади), высоко прыгать (как кошки), жить в дикой природе (как обезьяна), интенсивно размножаться (как кролики), постоянно есть (как коровы), или убивать других животных (как львы). Следовательно, необходимо осознать целевое, идейное предназначение человеческого тела как наиболее приспособленного к внутреннему самопознанию (Antarvicara), и в связи с этим – ценность человеческого рождения.

Любой ребенок и взрослый имеют общий человеческий образ. Это то основное, что нас объединяет. Любой ребенок – это, так же как и взрослый уже Jīva, полноценное живое существо, соединяющее внутри себя многие тонкие слои восприятия и переживания. Разберемся в этом по порядку.

                  На уровне Поведения, (в проявленном мире) процессы времени существуют. Тот, кто воспринимает и проживает происходящие процессы времени – это Живое существо (Jīva). В данном случае ребенок – это еще не взрослый, но это уже человек.

Jīva термин, который обобщенно описывает живое существо (человека) из трех частей: Тело (Deha), Ум (Manas), Дух (Purusa, Atman).**

 

То место, в котором мы сейчас живем как Ум (Manas) и Дух (Atman) – это наше физическое Тело (Sthulasharira или Sthuladeha)*** за которым скрыты Тонкие тела (Sukshmasharira).****

Можно сказать, что Ум и Дух, которые живут в Теле, – это все вместе и есть Джива, живое существо (Jīva).

На уровне Поведения Ум (Manas) – это тот, кто воспринимает и проявляется в этом мире через пять органов действий (Karmaindri) и чувств (Jnanaindri).

На уровне Поведения Дух (Atman) – это часть Изначальной, не двойственной природы Абсолюта внутри нас, которая проявляется через Свидетельствование (Sākin) происходящего Бытия (Sattā).

Итак, на уровне Поведения Ум (Manas) – может сказать о себе «я делаю, я хочу, я чувствую, я мыслю и т.д.»; Дух (Atman) может знать о себе «Я есть»; физическое Тело ничего не может сказать о себе, оно выполняет жизнедеятельность. В момент смерти физическое Тело разрушается; Ум трансформируется; Дух продолжает «быть».

 _________________________________________________________________________________ 

*Джива – в переводе с санскр. «живой». Д-ЖИВ(А), фонетически и по смыслу совпадает с производными слова ЖИВ в современном русском языке.

**Хотя на уровне Воззрения Буддизм придерживается теории Анатмавада – несуществования индивидуального духа, но на уровне Практики и Поведения – термин Дух в Веданте соответствует «осознающему пространству Ума» в Буддизме.

***Sthulasharira – грубая оболочка тела, которая состоит из физического тела (Annamaya Kosa) и эфирного, энергетического тела (Pranamaya Kosa).

**** Sukshmasharira – или по-другому, Lingasharira, тонкое тело Ума, которое состоит из трех оболочек: астральное тело мыслей, эмоций и чувств (Manomaya Kosa), ментальное тело идей и реализованного знания (Vidjnanamaya Kosa), причинное (каузальное) тело блаженства (Anandamaya Kosa или Karanasharira).

 

МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА

SIVA & SAKTI

«Атман ни мужского, ни женского, ни среднего рода.

Он за пределами восприятия или умозаключения».

Авадхута Гита

На уровне Воззрения (Pratyaksha) необходимо знать о недвойственной природе Абсолютного Сознания, той основе, которая не рождается, не умирает и находится за пределами обусловленного человеческого восприятия. С другой стороны на уровне поведения (Kriyā), в повседневных ситуациях и при взаимодействии с плотными энергиями, нам необходимо иметь практичное и 100% работоспособное знание и различающую мудрость для того чтобы правильно ориентироваться в событиях и накапливать заслуги (Puniya), а не ошибки (Papa). Соответствие поведения исходным характеристикам тела и Ума позволяет быть естественно счастливым человеком, а так же быть правильно понятым окружающими людьми.

Самый устойчивый вид нашей Кармы (Prarabdha) сформировал в нашем восприятии наше мужское или женское тело. По опытной аналогии, можно понять, что ребенок также имеет наиболее устойчивые исходные физические и психические данные в виде конкретной индивидуальной конституции. На уровне Воззрения – ребенок это проявление Абсолютного Сознания, но на уровне поведения ребенок – это Ум и тело, которое мы можем видеть, и которое он сам может идентифицировать, как мужской Ум и тело, или как женский Ум и тело.

То, как ребенок понимает себя, будет влиять на то, как он себя проявляет. То, как себя проявляет ребенок, будет влиять на то, как его воспринимают другие люди. И это, в конечном счете, сформирует качество «обратной связи», то есть положительные или отрицательные отношения с окружающими людьми и пространством.

С другой стороны, ребенок приходит в мир с определенной степенью неведения о правилах игры в этом обществе и среди людей. Родители являются для него ближайшим и доступным «зеркалом», в котором он видит отражения своих поступков, а также делает определенные выводы об этом отражении (через одобрение или неодобрение родителей).

Таким образом, родителям нельзя допускать философских запутанностей и неопределенностей на этот счет, и следует на максимально возможном уровне прояснить различия гендерного аспекта воспитания.

Изначальное сознание (Purusa) проявляясь в индивидуальном носителе (Jīva) получает определенный набор выраженных тонких тенденций Ума (Manas) в сторону аспекта Сознания (Siva) или аспекта Энергии (Sakti). Концентрация одного из аспектов в пространстве Ума формирует соответствующий физический и психический образ для реализации в относительном мире.

На уровне Поведения это выглядит, как проявление принципа Пустоты Ума через мужское тело, и проявление принципа Блаженства Ума через женское тело.

Так на свет появляется мальчик или девочка.

Когда мы смотрим на ребенка, действительно, первое что мы идентифицируем визуально, по атрибутам одежды или строению тела – мальчик это или девочка. Однако визуальный образ не дает полной глубины восприятия, потому что тело, которое мы видим, это всего лишь проявление Ума.

Разный тип отождествления изначального сознания – формирует разный тип Ума, того кто воспринимает и проявляется через тело. Поэтому внешний проявленный план соответствует внутренним тенденциям. Взаимодействуя с ребенком на уровне поступков тела, речи и ума, нам необходимо в первую очередь:

ॐ) Научиться воспринимать в ребенке Ум, ту основу, которая проявляется через тело

Независимо от того, какими атрибутами представлено тело (одежда, комплекция), Ум мальчика и девочки, мужчины и женщины будет по-разному осуществлять восприятие и проявление. Приведем классическую таблицу гендерных различий восприятия и проявления:

Мужской Ум (Siva) Женский Ум (Sakti) Пояснение
физическая сила

/проявляется через поступки

психическая сила

/проявляется через эмоции

проявленные чувства женщины и восприятие сильнее мужских
стремление к знаниям (jnana) стремление к любви (prema) изначальный принцип
естественная среда – внешняя (социум) естественная среда – внутренняя (семья) стартовая среда развития и

самореализации

масштабность мышления детальность мышления  
грубое восприятие тонкое восприятие  
решение проблем – через обдумывание, действие решение проблем – через проговаривание, высвобождение эмоций  
основной характеризующий признак – поступки основной характеризующий признак – речь  
естественный вид логики–дискретная, относительная (анеканта-вада) естественный вид логики – прямое видение (саттарка)  
естественно доступный уровень суждений – дискретный Ум (Манас) естественно доступный уровень

суждений – интуитивный Ум (Будхи)

 
проявление неприятия – гнев проявление неприятия – обида  
развивающий принцип – аскетизм, преодоление недостатков развивающий принцип – сохранение изначального уровня благочестия  
естественное само-узнавание роста – внешний Гуру, наставник естественное само-узнавание роста – семейный Гуру (отец, муж, брат) основная ошибка мальчиков – видеть Гуру в матери, жене и не искать Гуру вне семьи; основная ошибка девочек искать Гуру вне семьи; для жены – не видеть Гуру в муже
русская этимология слова мальчик – мал, малек, маленький русская этимология слова девочка – дева, богиня (Devi – богиня санскр.) подразумевает бережливое отношение

к девочкам и развивающее отношение к мальчикам

проявление вожделения – через желание близости проявление вожделения –

через желание внимания

 
принцип подхода в воспитании – через деятельность принцип подхода в воспитании – через объяснение  
ожидание счастья – через требование понимания ожидание счастья – через требование заботы  
основной вид ложной охваченности – мир идей «я действительно так считаю…» основной вид ложной охваченности – мир восприятия «я действительно так чувствую…» основной фильтр   восприятия
ориентир в супружеских отношениях – на женское понимание отношений ориентир в супружеских отношениях – на внутренний, личный стандарт  
предпочтительный тип обучения – интернатный, коллективный, школьный предпочтительный тип обучения – домашний, семейный, индивидуальный  
тип кармического проявления как отца, сына, наставника – передача Воззрения (знание, опыт) тип кармического проявления как матери, дочери, сестры – передача Состояния

(сочувствие, счастье)

 
врожденное понимание семейных отношений –

низменное

врожденное понимание семейных отношений –

возвышенное

 
необходимое время

формирования зрелости

восприятия – к 28 годам

необходимое время

формирования зрелости

восприятия – к 21 годам

 
неприятие внутреннего женского начала – неумение быть счастливым, самодостаточным неприятие внутреннего мужского начала – спутанность мыслей, хаотичность жизненных событий  
физический труд как вид Тапаса – способствует выработке

мужских гормонов, улучшению здоровья

физический труд как вид Тапаса – способствует замедлению выделения женских гормонов, подавляет настроение  
стимул «достижения результата» –

увеличивает качество жизни, повышает самооценку

стимул «достижения результата» – усиливает внутренний стресс, занижает самооценку, на уровне поведения, девочки воспитанные «результативным» трудом, воспринимают семейные отношения как возможность «выслуживать» внимание и любовь
недостатки характера явно проявлены, видны «на поверхности» недостатки характера «скрыты», или не видны.    

Традиционное ведическое воспитание определяет основную жизненную задачу мальчика – постоянно работать над собой, с целью изменений несовершенных качеств характера. Основная жизненная задача девочки – сохранить изначальное благочестие, данное от рождения, то есть не обесценивать внутренний стандарт под ситуации извне. Следовательно, основная задача родителей и наставников – создать подходящие условия развития для мальчика; создать подходящий круг общения для девочки;

Ошибка современности в гендерном аспекте воспитания – общепринятая тенденция воспитывать мальчика через женский подход (матери, бабушки – постоянное стремление избегать опасностей и трудностей, жалеть). И ошибочная, общепринятая тенденция – это воспитание девочки через мужской подход (развивать мужские качества характера, обучение и подготовка к проживанию мужского сценария).

Дополнительно, следует знать, что вся современная система образования (сад-школа-вуз) построена на мужском принципе «достижения» и «оценки качества» результата. Такой подход обречен угнетать тонкий мир внутренних состояний женского Ума.

Учитывая различия мужского и женского восприятия в детях, родители и наставники должны искусно действовать в решении возникающих повседневных ситуаций:

ॐ) Позволять ребенку решать задачи мужского или женского типа соответственно.

Наилучшим образом ребенок воспринимает пример своих родителей или того человека (учитель, наставника), к которому ребенок испытывает доверие. Но необходимо учитывать, что в современном обществе необходимо избегать воспитания мальчиков женщинами. То есть избегать ситуаций, когда за воспитание мальчика берутся бабушки, мамы, сестры или преподаватели женщины.

 

Основа будущих семейных отношений детей – это прожитый сценарий отношений со своими родителями. Другими словами, самоидентификация и уровень внутреннего достоинства наших детей закладывается через наши поступки и отношение к нашим детям в соответствующих противоположных парах: женщина видит своего будущего мужа, через образ отношений, сформированный своим отцом; мужчина видит свою будущую жену, через образ отношений, сформированный своей матерью.

Как бы ни вела себя мать по отношению к сыну и мужу, все это является для ребенка формулой «так должна вести себя женщина по отношению к мужчине». Как бы ни вел себя отец по отношению к дочери и жене, все это является для ребенка формулой «так должен вести себя мужчина по отношению к женщине».

Например, если отец физически наказывает дочь (бьет), то этот сценарий является для нее вполне допустимым в отношениях с будущим мужем. Также, если мать не выказывает уважительного отношения к сыну, то этот сценарий является допустимым в его отношениях с будущей женой.

 

Каждый родитель может воспользоваться простым тестом, определяющим степень его понимания в различении подхода построения отношений со своей дочерью или сыном. Например, отцам следует спросить самих себя, как часто они открывают дверь машины или дома перед своей дочерью, женой; или как часто они оказывают знаки внимания и защиты своим дочерям и жене (провожают, встречают, дарят подарки). Матерям же следует спросить самих себя: «передаю ли я полномочия и ответственность по решению «мужских» бытовых задач своим сыновьям или мужу?» а также часто ли они обращаются к своему сыну с просьбой о помощи или вопросом «что ты думаешь о том, как мне следует поступить?».

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*