ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (ЯНВАРЬ’17)

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ САНАТАНА ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов

 
 об авторе

file003328
Бухмастов Антон Сергеевич.

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа».

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере)

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

VARNAĀŚRAMA

 

«К телу подверженному болезням, относятся бесчисленные предписания поведения, морали, а также чести, бесчестия, уважения и прочие».

Вивека Чудамани

Ведическая традиция пути Сутры учитывала возрастные изменения физического и психического состояния человека. С учетом этих изменений был создан традиционный институт социальных сословий, в котором человек проходил рост своих возможностей и самоотдачу в общество с детства и до самой старости по следующим возрастным периодам:

1

от 6 до 25 лет (возраст применительно к мужскому полу):

Ученик-монах (Brahma-cārin); первый период жизни человека. В это время ребенок постепенно взрослеет и получает свое профильное светское и духовное образование. На этот период на Ученика налагается обязательство безбрачия (Brahma-carya). Согласно тантрическому объяснению, обет безбрачия исключает отвлечения от процесса обучения, связанные с активностью энергии нижних психических центров. Такое отдаление межполовых отношений способствует выработке необходимой зрелости и устойчивости Ума к будущей семейной жизни.

С позиции Йога Тантры (Yoga Tāntra) примерно к 25 годам в человеке завершается формирование навыков контроля четырех психических центров (Mūlādhāra, Svādhiṣṭhāna, Maṇipūra, Anāhata). Понимание влияния этих центров на качество внутренних желаний, позволяет принимать волевые решения для управления телом, поступками и эмоциями с целью контроля этих желаний, а не бездумного следования им.  

2

от 25 до 50 лет (для женщин с 21года): Домохозяин (Grhastha)

Только теперь, когда закреплены навыки управления психической энергией, человек может позволить себе ее использование, в виде общественной, семейной и трудовой активности. Домохозяин – это второй период жизни человека связанный с социальной самореализацией (Purusaartha): вступлением в брак (Kama), достижением социального благополучия (Artha), выполнением обязательств, связанных с поддержанием семьи и взаимоотношений с обществом (Dharma), следование принципам внутренней йогической практики (Moksha-dharma), Семейная жизнь в ведической традиции Сутры построена на принципе обязанностей и их разграничения между мужчиной и женщиной.

3

            от 50 до 75 лет: Завершающий дела (Vâna-prastha)

третий период характеризуется прекращением социальной и хозяйственной активности. Человек сосредотачивает усилия на практике духовного самоуглубления. В семейном плане – это период передачи накопленного опыта и мудрости своим внукам и детям.

 

4

четвертый период – это стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В это время осуществляется необходимая подготовка к смерти и переходу к следующему Перерождению (Pratijanman) или Освобождению от закона перерождения (Moksha).

 

            Соблюдая на практике принципы возрастных периодов, родители позволят ребенку увидеть собственный пример достижения наилучших успехов в реализации задач, поставленных каждым жизненным периодом.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки нашей современности в прохождении возрастных периодов:

 

-в материально необеспеченных семьях, детей принуждают работать в то время, когда еще не закончен период обучения;

 

-в материально необеспеченных семьях профиль обучения обуславливается материальным стимулом, а не призванием ребенка;

 

-в материально обеспеченных семьях, детей намеренно дистанцируют от самостоятельности и труда по окончании периода обучения;

 

-в материально обеспеченных семьях, детей намеренно отстраняют от физического труда в период обучения, объясняя это недостойным занятием;

 

-материально обеспеченные родители поддерживают детей в нежелании вступать в семейные отношения после окончания периода обучения;

 

-материально обеспеченные родители содержат семейные отношения детей, не окончивших период обучения;

 

-повсеместно молодые люди вступают в семейные отношения раньше окончания периода обучения (под обучением понимается не только получение профильного образования, но также формирование характера и психической зрелости);

 

-материально и ремесленно необеспеченные молодые люди начинают создавать семейные отношения;

 

-в период семейных отношений, молодые люди начинают получать профильное образование;

 

-в период, предназначенный для семейных отношений, молодые люди не заводят семью и не практикуют Садхану, посвящая жизнь развлечениям самих себя;

 

-в период социальной реализации и самоотдачи обществу, семейные люди начинают практику самоотречения и духовного самоуглубления в ущерб существующим семейным отношениям;

 

-в возрастной период оставления материальных обязанностей, пожилые люди начинают создавать семейные отношения;

 

-в возрастной период оставления материальных обязанностей и передачи опыта пожилые люди начинают вести активную светскую жизнь и зарабатывать;

 

-в возрастной период полного отречения пожилые люди доживают жизнь инертно или гиперактивно в ущерб духовной практике самоуглубления и самоосознания;

 

Наша социальная современность не в состоянии обеспечить реализацию института Varnaāśrama В чистом виде. Очевидна невозможность повторения такого подхода в реалиях светской системы образования. Но в силах родителей быть внимательными в недопущении основных перечисленных ошибок прохождения возрастных периодов.

При желании, родители могут сами взять ответственность за воплощение принципов такой схемы в свою жизнь. Для этого можно использовать собственные материальные возможности; законодательные возможности осуществления семейного и домашнего образования; объединение родителей и детей в группы единомышленников; углубленное самообразование практикующих родителей в вопросах организации учебного процесса для своих детей дополнительно, вне школ и учреждений государственного муниципалитета.

Попытка строить воспитательные принципы на основе возрастного социального института будет успешной, если родители начнут работу с себя, с изменения своего личного уклада.

 

РОДИТЕЛИ – ЙОГИ

YOGAĀŚRAMA

 

«Мудрый йогин, понявший истину Карма-канды (деяний), может отказаться от них, и, отбросив все добродетели и пороки, предаться Джняна-канде (знанию)».

Шива Самхита

 

            Представленный в виде четырех частной формулы (Ученик, Семьянин, Отрешенный, Отшельник) традиционный Институт Социальных сословий (Varnaāśrama) имеет опору в философском воззрении Пути Сутры (Yoga Sūtra). Путь Сутры, то есть Путь следования предписанным нормам и правилам подразумевает жесткое следование набору установленных и понятных большинству людей ценностей и принципов. Например, проходить обучение до семейных отношений, создавать семью после определенных характерных достижений и в указанном возрастном периоде.

            Путь Сутры использует метод установления дозволенных границ на уровне Поведения, Практики и Воззрения, при соблюдении которых есть гарантия быть счастливым, в ограниченном пространстве восприятия. Однако мир слишком многообразен, изменчив и относителен, для того, чтобы даже выработанные вековой мудростью нормы поведения оказывали на всех одинаковый положительный эффект. Основной побочный эффект такого подхода – за мудростью текстов переставать видеть самого живого человека.

Таким образом, институт Varnaāśrama не отражает всех возможностей реализации семейных отношений. Этот подход может быть актуален для родителей и детей, имеющих вкус и необходимость условных ограничений для достижения самореализации.

В современной реальности высоких скоростей передачи информации, и ее непредсказуемой доступности детям, имеет место быть актуальным дополнительный уровень социального сословия, который также существовал и во времена распространения Ведической культуры, но не рассматривался в контексте учения Пути Сутры.

Пятый элемент Varnaāśrama – это Ашрам йогов. Сословие йогов мирян (Karmasannyasa) исполняющих йогические обеты с одновременным исполнением семейных обетов. Воспитание в Yogaāśrama дополняется философскими принципами Йога Тантры и Йога Ануттара-Тантры. Это означает, что основной акцент необходимо делать не на правилах запретов-ограничений, а на умении оценивать внутреннее состояние и работать с собственным восприятием, не пытаясь менять и жестко организовать окружающую реальность.

Например, сегодня создавать дисциплину и «тепличную» атмосферу дома для развития ребенка не является достаточным условием для гармоничного формирования личности. Родители не могут быть уверены, что выйдя на улицу, ребенок не наберется негативных, ярких и отвлекающих впечатлений, которые не проявляются в ежедневной семейной бытовой жизни. С другой стороны, родители физически не могут находиться постоянно рядом с ребенком и оградить его от контакта с разными типами психической энергии на улице, в школе, в местах активного отдыха ребенка, а также не могут заключить ребенка в закрытое пребывание дома или учебном интернате, как это было возможно в сутрийском подходе в прежние времена. Со стороны родителей не будет разумным настроить видение ребенка на «черно-белое» восприятие, при котором он будет отвергать все, что выходит за установленные рамки домашней обстановки. В этом случае ребенок будет постоянно натыкаться на внутренние и внешние противоречия в различных и непредсказуемых ситуациях. Подход философии Тантры позволяет увидеть мир, неличностно, как проявление разных типов энергии, с некоторыми из которых не следует взаимодействовать, не потому что это «плохо», или «неприлично», а потому что это может повлечь негативные и понятные последствия этого взаимодействия. Такое объяснение является простым и достаточно нейтральным, чтобы исключить в ребенке рефлексию «поиска запретного плода», так как все строго запрещенное является для ребенка самым интересным и желанным. Однако философия тантрического воззрения, это не то, что следует передавать детям напрямую, скорее это должно находить повседневное применение в поступках родителей и передаваться косвенно в виде примера или доступными ненавязчивыми разъяснениями.

Путь воспитания вне четырех сословий – это более сложный и многомерный подход к раскрытию природы Ума, при котором привычные семейные стереотипы поведения оставляют только поверхностную видимость их существования. Такой путь требует глубокого понимания происходящих процессов с позиции непрерывного взаимодействия двух аспектов изначального Ума разделенного на Сознание и Энергию.

Если родители позиционируют свой образ жизни, как соответствующий пути Йогов вне четырех традиционных сословий, то эта ситуация должна быть подкреплена вескими основаниями на уровне Воззрения (Pratyaksha), Практики (Dhyana) и Поведения (Kriyā). В тантрическом подходе построения семейных отношений исключается принцип жесткого разделения мужских и женских обязанностей, и вообще исключается принцип каких-либо обязанностей друг перед другом.

Основой успеха в таком подходе построения семейных отношений, и воспитания, как части этого процесса, составляют следующие ежедневно практикуемые методы:

-различающее видение в понимании методов Пути Сутры, Тантры, Ануттара-Тантры;

-практика следования живым наставлениям (Guruyoga);

-метод Различающего Видения (Viveka) c опорой на Знание (Prajñāyāntra);

-достаточный уровень знаний о природе внутренней энергии и процессах ее трансформации (Saktiyāntra);

-зрелое понимание происходящих процессов через развитое Осознавание, как результат метода Самоисследования (Atmavichara);

-построение внутрисемейных отношений и процесса воспитания на основе практики Самоотдачи (Seva) и служения Истине (Bhaktiyoga).

Цель рассмотрения Йога Ашрама в данной книге – справочное представление потенциально существующей возможности разрешения ситуаций, не решаемых методами традиционного четырех частного уклада Varnaāśrama.

 

Подведем краткий итог раздела посвященного возрастному аспекту воспитания ребенка:

-родителям необходимо признать право ребенка, на его индивидуальную реальность

-индивидуальная реальность ребенка – это пространство субъективного неведения, в котором есть потенциал просветления (духовного роста)

-ребенок – это сформированный опыт с определенными еще до рождения способностями и безграничным потенциалом развития

-взрослые должны научиться видеть мир глазами ребенка

-основной воспитательный принцип в возрастном аспекте: научится адекватно воспринимать проявления ребенка, в соответствии с его возрастом

-основная задача родителей в возрастном аспекте: действовать соответственно возрасту ребенка

-основная ошибка родителей в возрастном аспекте: давать ребенку задачи не его возрастной группы

-потенциальная возможность родителей – взять на себя ответственность за реализацию проекта Varnaasrama «внутрисемейно», в качестве дополнительного принципа образования.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*